Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину
ИКонцепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) отечественный психолог, автор концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий.
Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 50 годы, однако ее истоки восходят к более ранним взглядам Л.С. Выготского об интериоризации.
Основные положения концепции П.Я. Гальперина
1. Существует сходство строения внутренней и внешней деятельности человека. Усвоение знаний, умений и навыков происходит путем поэтапного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план. В результате внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные.
2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (управляющей); исполнительной (рабочей); контрольно-ориентировочной. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение всех условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия; контролирующая часть отслеживает ход выполнения действия.
3. Качество приобретаемых знаний, умений и навыков зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД – это модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения (например, инструкция по эксплуатации какого-либо прибора).
4. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков выделяет несколько этапов.
Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину
1) Первый этап – мотивационный. У человека формируется необходимая познавательная мотивация, позволяющая им овладевать каким-либо действием.
2) Второй этап – предварительное ознакомление с действием, т. е. построение в сознании человека ориентировочной основы. На этом этапе происходит формирование ориентировочной основы будущего действия. Основной функцией данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать.
3) Третий этап связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.
4)Четвертый этап – связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно образного плана во внутренний план. Действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Этот этап позволяет человеку усвоить содержание действий и правила их выполнения.
5) На пятом этапе происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя». Действие начинает автоматизироваться.
6) На шестом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т.е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков. Таким образом, действие перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала. Формирование действия завершилось.
Следует заметить, что переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход «извне внутрь».
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина хорошо известна в отечественной психологии и получила широкое международное признание, поскольку именно благодаря этой теории стало очевидно, что «человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. А знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются».