Глава i. гендерная социализация в детском возрасте

Гендерная социализация

Учебное пособие

Клецина Ирина Сергеевна

Гендерная социализация

СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

Пособие тематизировано как часть более общего курса "Гендерные исследования" и посвящено гендерным проблемам социализации в различные возрастные периоды. Гендерные аспекты социализации рассмотрены на трех уровнях: на макросоциальном (с привлечением наработок социологии, демографии, истории, этнографии, этнологии и культурной антропологии); на уровне межличностных отношений (с опорой в основном на социально-психологическое знание); на интраиндивидуальном уровне (изложение строится на использовании знаний из курсов возрастной психологии и психологии личности).

Для студентов, изучающих курсы социологических и психологических дисциплин, связанные с проблематикой половых различий, психологов и педагогов высшей школы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление

предисловие. 1

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.. 3

1. Теории усвоения половой роли. 3

2. Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте. 9

3. Психология половых различий. 18

ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ.. 23

1. Концепции дифференциации гендерных ролей 23

2. Гендерные проблемы семейных отношений. 27

3. Гендерные проблемы профессиональных отношений. 34

Заключение (Перспективы гендерного равенства) 40

Литература. 40

Предисловие

В российской системе образования все большее значение приобретает новая и перспектив-ная сфера знания - гендерные исследования. Эта сфера знания часто отражает содержание получивших широкое распространение на Западе учебных программ "Women's studies" и "Gender studies", являющихся одновременно и образовательными и исследовательскими. Указанные программы ориентированы на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола. Образовательная задача таких курсов состоит в том, чтобы поднять уровень общественного сознания при осмыслении гендерных проблем в обществе. Основная теоретическая посылка, исходя из которой, строится содержание данных курсов, - это отрицание биодетерминизма в объяснении различии между мужчинами и женщинами в социальной жизни, в обществе. Ключевым понятием зачастую выступает "gender".

Слово "гендер" сейчас уже прочно вошло в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт. Впервые понятие "гендер" в отечественной научной литературе появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием "Женщины и социальная политика". По замыслу авторов сборника, введение данного термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлечению внимания к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни; пропаганде феминистских идей равенства вне контекста марксистской методологии.

Данное учебное пособие предназначено для студентов слушающих спецкурс "Гендерные исследования". Программа этого спецкурса рассчитана на студентов старших курсов факультетов гуманитарного профиля. Предполагается, что студенты, слушающие спецкурс "Гендерные исследования", уже знакомы с такими дисциплинами, как социология, психология личности, психологии развития, социальная психология.

В пособии представлен материал, отражающий содержание одного из разделов спецкурса - 'Тендерная социализация" (учебно-тематический план всего гендерного спецкурса приведен в приложении). Данный раздел посвящен анализу проблем гендерной социализации, возникающих на протяжении трех основных возрастных периодов: в детском возрасте, в период взрослости и в пожилом возрасте. Теоретической основой излагаемого материала является гендерный подход, который ориентирован на формирование и утверждение политики равных, не зависящих от пола возможностей самореализации в различных сферах социальной жизни. Основная цель данного пособия - способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем, развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию. Следует заметить, что большинство работ психологов в области полоролевой социализации при всей их плодотворности псе же остается в плену ортодоксальных представлений о феномене пола как детерминанте социальной роли и психологических характеристик поведения.

Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными института-ми социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как сле-дует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествам» должны обладать мужчины и женщины. Некоторые представления окрашены традиционно и не вполне со-ответствуют реалиям периода социальных трансформаций. Такие устарелые представления-сте-реотипы иногда тормозят и/или искажают развитие личности, препятствуют ее самореализации.

В предложенном учебном пособии гендерные проблемы социализации анализируются на трех уровнях.

На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описание гендерных проблем на этом уровне предполагает раскрытие специфики социального положения мужчин и женщин: типичные вилы деятельности, социальные статусы, массовые представления и т.п. Для этой цели используются результаты исследований и знания, наработанные в таких дисциплинах, как социология, демография, история, ЭТНОГрафия, этнология и культурная антропология.

На уровне межличностных отношений гендерные проблемы порождаются не только как общесоциальными нормами и практиками, но и конкретной системой совместной деятельности и социальными установками, типичными для определенной малой группы. Рассмотрение гендерных отношений на этом уровне опирается в основном на социально-психологическое знание.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная половая роль производна от особенно-стей конкретной личности, индивид строит свое полоролевое поведение на основе осознанных или неосознанных установок, стереотипов, жизненного опыта. Изложение этих сюжетов строится на использовании знаний из курсов возрастной психологии и психологии личности.

Таким образом, информация, представленная в пособии, будет способствовать не только формированию сознания студентов, свободного от гендерных стереотипов, но и расширит их знания в различных гуманитарных дисциплинах.

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Наши рекомендации