Принципы и правила биоэтики

Выделяют 4 основных принципа:

1. Не навреди.

2. Делай благо.

3. Принцип справедливости.

4. Уважение автономии пациента.

Выделяют 3 правила:

а) правило конфиденциальности;

б) правило правдивости;

в) правило информированного согласия.

Принципы биоэтики

I. Не навреди (non nocere)

Основные виды вреда, нанесенные врачом:

1. Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК).

2. Вред от злого умысла. На первом месте стоят корыстные мотивы, то есть, экономический интерес. Около 20-30% операций совершаются без необходимости (в США). Акад. Осипов проверял несколько клиник, где делают аборты, и оказалось, что примерно половину абортов делают небеременным женщинам.

3. Неквалифицированные действия, то есть, погрешность в работе.

4. Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения. В данном случае действует принцип адекватности, соразмерности и ожидаемого результата. Диагностический риск не должен превышать важности получаемой информации. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата.

Наиболее ярко встает проблема о болезни, возникшей после предыдущего лечения.

II. Делай благо (твори добро)

Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса.

Благо – максимально широкого содержания философская категория, охватывает все ценности человека. Парацельс: «Сила врача – в его сердце». С XVI в. вошло в практику использование суггестии (внушения).

Федор Гаас (русский врач): «Спешите делать добро». Лечил самых неудачных людей, заключенных.

До середины XX века абсолютным благом считались жизнь и здоровье пациента. Однако, в современной медицине:

1. Усложнились вопросы, решаемые врачом и пациентом.

2. Свое благо выбирает сам пациент. Он выбирает свое благополучие.

III. Принцип справедливости

В 1994 году ВОЗ приняла очень важный документ: «Глобальная повестка дня для биоэтики»:

1. Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь.

2. Справедливость – важный принцип для политики здравоохранения.

3. Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения.

Справедливость – это соответствие должному, характеристика распределения между людьми благ, ответственности, невзгод, и т.д.

В истории философии: справедливость – природное право более сильного на лучшую участь. С развитием цивилизации справедливость обязательно в каких-либо вопросах должна касаться вопросов равенства.

В медицине конкурируют 2 основные идеи:

1. Идея рыночной справедливости.

2. Идея равного доступа к определенному минимуму медицинских благ.

Наиболее принятой концепцией является концепция американского ученого Ролза: в любом обществе справедливость может быть достигнута последовательным соблюдением трех принципов:

1. Принцип равной свободы каждой личности.

2. Принцип равных возможностей.

3. Принцип сглаживания различий.

Первые два принципа приводят к неравенству, а третий способствует сглаживанию этих резких различий.

В XX в. бурное развитие государственной медицины и обязательного медицинчкого страхования является основой для равного доступа граждан к определенного рода медицинчким благам. Европа провозгласила лозунг: «Равное здоровье для всех европейцев».

Россия занимает 185 место из 191 по уровню справедливости.

Уровни справедливости:

1. Макроуровень. Определяется, какую долю национального богатства государство тратит на здравоохранение. В России – около 3%, в Европе – 8-9%, в США – 13%.

2. Определяется распределением медицинских благ по регионам страны.

3. Уровень деятельности конкретной клиники и конкретного врача.

Принципы справедливости:

а) по степени необходимости;

б) по очередности.

IV. Принцип уважения автономии пациента

Все основные вопросы своей медицинской судьбы пациент имеет право решать сам. Врач должен уважать его выбор. Но больной не может быть автономен по всем вопросам. В новой биоэтической модели от утверждения этого (решение пациента всегда хуже выбора врача) отказались.

Сегодня принцип автономии ограничивается в отношении лиц:

а) недееспособных (дети, подростки);

б) слабоумных;

в) лиц, находящихся в наркотическом состоянии или без сознания.

Автономия пациента не означает, что теперь он командует врачом. Врач вправе отказаться от тех представлений, которые не укладываются в понятие справедливости у врача.

Правила биоэтики

I. Правило конфиденциальности

Неразглашение информации посторонним, коллегам врача, не занятым лечением пациента, родственникам (по желанию пациента). Если врачебная тайна нарушена, то виновный несет наказание. По закону, российский врач может нарушить правила:

1. При угрозе инфекционных заболеваний, массовых отравлений, поражений.

2. По юридическому следствию, по закону суда.

3. Информирование родителей и опекунов несовершеннолетних.

4. При подозрении о преступлении.

Но статьи о недоносительстве в кодексе нет. Врач сам принимает решении о доношении.

II. Правило правдивости

Право пациента на правдивую информацию. По закону, врач обязан предоставить эту информацию в деликатной форме.

Моральная ответственность врача проявляется именно в деликатности формы подачи информации. Совершенно ошибочно сообщать лишние подробности. Ошибка, когда врач делится своими опасениями, прогнозами.

III. Правило информированного согласия

Оно регулирует обязательное согласие пациента на все диагностические, терапевтические, хирургические действия, связанные с риском.

Информированность включает в себя раскрытие врачом значения и смысла действия, его необходимости, ожидаемых результатов, возможных последствий, степени риска для здоровья, последствий в случае отказа от операции, возможных альтернативных вариантов лечения.

Модели взаимоотношения врача и пациента

Существует 4 модели врачевания в зависимости от ведущего нравственного принципа:

1. Модель Гиппократа – не навреди.

2. Модель Парацельса – делай благо.

3. Деонтологическая модель – исполняй свой долг.

4. Биоэтическая модель – уважение автономии пациента.

Конкретные отношения врача и пациента подлежат типизации в зависимости от характера нравственно-психологических отношений. Наиболее известна типизация Р. Вича (2 группы):

1. Патерналистские модели (отношение к пациенту как к «сыну»). Вариантом является сакральная (священная) модель – отношения, где пациент смотрит на врача как на бога.

2. Непатерналистские модели:

а) технократическая (инструментальная): нравственно-психологические взаимоотношения сведены к минимуму, допустима при посещении узкого специалиста;

б) коллегиальная: пациент и врач почти как коллеги обсуждают вопросы пациента;

в) контрактная: ведущая модель для платной медицины; четкое следование контракту.

Биоэтика не только позволяет использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и при­звана защитить пациента от нанесения вреда медиками, воо­руженными новыми технологиями.

Какими же чертами характера, душевными качествами, добродетелями должны обладать медсестра, акушерка, фель­дшер?

Профессия накладывает свой определенный психологичес­кий отпечаток наличность медика. По определению психоло­гов, впечатление о человеке формируется в течение первых

18 секунд знакомства! При первом контакте с медсестрой у па­циента должно возникнуть чувство доверия к персоналу этого лечебного учреждения. Именно сестра, находясь ближе к па­циенту, создает атмосферу доброжелательности, настрой и веру в положительный (или благоприятный) прогноз и исход за­болевания. Во все времена и у всех народов к характеру и по­ведению врача или медсестры предъявлялись особые, повы­шенные требования. Личные качества медсестры — любовь к людям, способность к состраданию, доброта, собранность, требовательность к себе. Сострадание к чужой боли!

У нас профессия такая,

Что станет до последних дней Твоею болью боль чужая И радость — радостью твоей.

Оберегайте это чувство!

И разве есть страшнее зло,

Когда врачебное искусство Вдруг превратится в ремесло...

(С. Сельков, офтальмолог)

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгер­ский психотерапевт И. Харди (1983 г.) выделил 6 типов ме­дицинских сестер. В основе типологии сестер не только осо­бенности психоэмоционального склада, но и отношение к ра­боте, пациентам. Данная классификация несколько утриро­вана, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «гла­зами пациентов».

Сестра-рутинер— она тщательно, скрупулезно, акку­ратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) —такая медсестра в процессе свой работы старается играть ка­кую-либо роль (например, благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

Тип «нервной» сестры— эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и ма­нипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения про­фессиональной этики такие сестры не должны работать с па­циентами.

Тип сестры — мужеподобная, сильная личность («грена­дер»— больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тум­бочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педа­гогом. При недостатке культуры — может быть резкой и гру­бой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

Сестра материнского типа— выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненное призвание.

К ней как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Постоянной заботой о других, любовью к лю­дям пронизана и ее личная жизнь.

Сестра-специалист— сестры, которые благодаря како­му-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и бла­годаря развитию этого интереса получают специальное назна­чение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.

Наши рекомендации