Общественно опасные последствия
Общественно опасные последствияпредставляют собой причиненные действием (бездействием) лица вредные изменения в охраняемых уголовным законом объектах. Законодатель уделяет большое внимание формулированию в УК общественно опасных последствий по содержанию и величине. В Особенной части Кодекса подавляющее число норм содержит в диспозициях прямые указания на общественно опасные последствия — как реальные, так и в виде создания угрозы причинения вреда. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ в целом ряде статей конкретизированы размеры ущерба. Возмещение вреда при деятельном раскаянии выступает основанием для освобождения лица от уголовной "ответственности (ст. 75 и примечания к статьям Особенной части УК). Возмещение вреда и примирение с потерпевшим освобождает лицо от уголовной ответственности при совершении преступления небольшой или средней тяжейи (ст. 76).
Все это говорит о существенной роли общественно опасных последствий при криминализации деяний и декриминализации преступлений, пенализации и депенализации преступных посягательств, квалификации преступлений и индивидуализации наказания за них.
Помимо общественно опасных последствий УК в ряде случаев гофрит о «результате» преступления. В одних учебниках под результатом Снимают материальное образование, имеющее натуральные, стоимост-ные, медико-биологические, физико-химические (напр., отравление Земли, загрязнение водоема вредными отходами производства) и тому °Добные измеряемые параметры. Считается, что общественно опас-
Раздел третий. Преступление
ные последствия и результаты соотносятся как содержание и форма. По мнению других авторов, последствия и результаты — синонимы.
Нормами с признаком «результат» законодатель обозначает непосредственный экономический ущерб, оцениваемый по денежной стоимости чаще всего предметов преступления. Например, о предмете получения взятки в примечании к ст. 290 УК сказано: «Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей». Говорится и о крупном размере наркотических средств, об уничтоженном имуществе, об уклонении от уплаты налогов и т.п.
Непосредственный экономический ущерб для точности квалификации, конечно, целесообразнее выражать именно в размерах, т.е. в однозначном денежном измерении стоимости предметов преступления. Термин «ущерб» больше пригоден для характеристики комплексных экономических и организационных общественно опасных последствий. Типичный пример — состав злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). В нем общественно опасные последствия описаны как «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства».
Комплексность общественно опасных последствий, состоящих из экономического, социального, психического, организационного вреда, не позволяет представлять его размеры непосредственно в законе.
В тех немногих случаях, когда можно дать исчерпывающий перечень преступных последствий, законодатель это делает. Например, в ст. 272 УК «Неправомерный доступ к компьютерной информации» организационно-информационный вред представлен таким образом: «уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Однако далеко не всегда возможен исчерпывающий перечень видов организационного вреда. В ч. 1 ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» последствия в простом составе сформулированы как «существенный вред», в квалифицированном составе - как «тяжкие последствия».
Содержаниеобщественно'опасный' последствий определяется содержанием объектов, вредные изменения в которых они производят. УК предусматривает 26 видовых и более 100 непосредственных объектов. Столько же существует разновидностей общественно опасных последствий. Наиболее обобщенно они классифицируются на физические, психические, социальные, экономические, экологическиеи организационные.Последняя группа общественно опасных последствий наи-
Глава X. Объективная сторона преступления
более разнообразна и многочисленна. Кроме того, все без исключения общественно опасные последствия обладают свойством противоправности, дезорганизуют, вносят дисфункции в охраняемый Кодексом правопорядок самим фактом нарушения уголовно-правового запрета.
Конституция РФ охраняемую ею систему правоотношений заключает в три подсистемы: «личность — общество — государство». Психофизиологический феномен личности — «человек». Социально-ролевой и социально-психологический феномены, социально-функциональный член общества — «личность», «гражданин». Вред человеку — это физический вред (смерть человека и вред его здоровью), а также вред половой свободе и половой неприкосновенности. Чести и достоинству причиняется вред психический. Кроме специальных глав и раздела о преступлениях против личности физический и психологический вред^предусмотрен в нормах о преступлениях против общественной безопасности, против мира и безопасности человечества, а также во всех других нормах Кодекса, где указаны последствия в виде смерти или вреда здоровью человека. Социальный вред гражданину причиняют преступления против конституционных прав и свобод (гл. 19 УК), против военной службы (гл. 33 УК). Экономический, материальный, имущественный ущерб причиняется преступлениями против собственности, преступлениями в сфере экономической деятельности и в качестве составного в комплексном ущербе других преступлений.
В УПК потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 3 ст. 153). Представляется, что 3foT перечень видов вреда узок и неточен. Широко распространенное в гражданском праве понятие «моральный вред» в уголовном праве точнее называть «психическим». Моральный вред влекут соответственно аморальные поступку, а не преступления. Кроме того, моральным вредом не охватываются самые разнообразные виды социального вреда потерпевшему, которые влекут нарушения его конституционных прав — политических, трудовых, семейных, жилищных и т.д. (см. гл. 19 УК).
Самые разнообразные объекты и соответственно общественно опасные последствия — в системе «государство». Здесь ущерб причиняется конституционному строю, власти и управлению, правосудию, воинским правоотношениям. Это организационный вред. Помимо Дисфункции в соответствующих правоотношениях он нередко комбинируется с имущественным ущербом, физическим, социальным и психическим вредом.
Раздел третий. Преступление
Распространенный в теории довод о неизмеряемости, «неосязаемости» и недоказуемости нематериальных последствий1 малоубедителен. Нематериальные, т.е. социальные, психические, организационные, последствия в действительности по диалектической закономерности взаимосвязи качества и количества материи тоже имеют свои количественные параметры. Следствие и суд должны их установить, иначе нельзя отличить преступление от проступка и малозначительного деяния, размежевать оконченное преступление и покушение на него, определить характер и степень ущерба для его возмещения потерпевшим и индивидуализации наказания. Пункт 4 ч. 1 ст. 73 УПК признает обстоятельством, подлежащим доказыванию по уголовному делу, «характер и размер вреда, причиненного преступлением». Пункт «б» ч. 1 ст. 63 УК признает наступление тяжких последствий в результате совершения любого преступления отягчающим наказание обстоятельством. Понятно, что измеряться такой нематериальный вред будет не трупами убитых, увечьем раненых или в деньгах, а собственными показателями, которые согласуются с содержанием объектов посягательства.
Глава 19 УК «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» предусматривает в диспозициях большинства норм социальные последствия — «вред правам и законным интересам граждан» (см., напр., ст. 140, ч. 2 ст. 142 УК). Каким образом определять величину такого вреда? По значимости нарушенных прав — политических, трудовых, семейных, жилищных и т.д., по длительности и систематичности причинения вреда, по количеству потерпевших и др.
В диспозиции нормы о нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ч. 1 ст. 138 УК) не указаны последствия в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поэтому она фактически не применялась прежде по УК 1960 г. и редко будет применяться по действующему УК. Вскрытие почтовых ящиков и ознакомление с их содержимым ныне стало обычным явлением в жилых домах. Ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности за это, буквально следуя ч. 1 ст. 138 УК, нереально. И именно потому, что отсутствует общественно опасное последствие — существенное нарушение прав граждан.
Фальсификация избирательных документов и документов референдумов (ст. 142 УК) влечет'дисфункцию в избирательных процессах, а также ущемляет избирательные права граждан. Границы между преступлением ц непреступными правонарушениями проходят по величине причиняемого вреда, которая определяется объемом и значе-
1 См., напр.: Российское уголовное право. В 2 т. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, B.C. Комиссарова, А.И. Рарога. Т. 1: Общая часть. С. 156.