Открытый кризис в психологии начала ХХ века и его анализ Л.С.Выготским
Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом к империализму (изменение качества отношений как следствие роста производства). Первая Мировая война оказалась социальным потрясением всех сфер человеческой жизни. На фоне роста человеческой неудовлетворенности существующими отношениями, социальной несправедливостью, страхом войн, конфликтов, неуверенность в силе личности против общества наблюдается взрыв научного творчества. Идеи прошлых лет кажутся пересмотренными в связи с обилием научных открытий.
Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории и прежде всего недостаточность ее основания — субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии.Он являлся неизбежным следствием, так и причиной развития науки.
Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, каждое из которых выступало по преимуществу против какого-либо одного из ее аспектов (поскольку выявлялись противоречия в возникшем в ответ на запросы практики проблемном поле, которое было удалено от традиционного поля фактов).
То есть единой теоретической базы науки нет, а, как известно, первичная абстракция (в основе сбора фактов) определяет не только содержание, но предопределяет характер единства, способ объяснения фактов. Следовательно, завуалированной проблемой эмпирического характера построения науки является проблема неоднородности лежащих в основе принципов. Эмпирики отказываются от рассмотрения «философских» методологических основ практики, выяснить свои конечные посылки, осознать собственную научную природу, что обрекает деятельность на провал.
«Симптомы» кризиса: психологический язык, номенклатура и терминология, словарь и синтаксис психолога. В словаре сейчас неоднозначные слова обиходного языка, есть заимствованные философские и естественнонаучные термины. Слово, называя факт, дает вместе с тем философию факта, его теорию, его систему, а существующему противоречию в терминах точно отвечает противоречие в принципах. Слово до тех пор продвигает науку вперед, пока оно 1) отвечает объективному положению вещей; 2) примыкает к наиболее обобщенным формулам этого объективного мира (обобщая, упрощали).
Источником и движущей силой (имеет руководящее, методологическое значение) кризиса психологической науки явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений исследований и новых концепций. Прикладная психология играет ведущую роль в развитии науки.
1. Высокоорганизованная практика в виде социальных институтов заставляет психологию перестроить свои принципы, соотнося с тем накопленным опытом, полученным в результате essay перестроек. Психология будет стремиться не просто объяснить психику, но и овладеть ей, понять её. Практика является верховным судом теории, критерием истины, диктует, как конструировать понятия и формулировать законы.
2. Практика, конструктивный принцип науки, требует философии, методологии, именно она её и создаёт.
3. Психотехника – односторонняя (сознательно) психология, она толкает к разрыву, оформляет реальную психологию => эмпирическая, сравнительная неизбежно, физиологическая, экспериментальная.
Смысл кризиса выражают две психологии, все остальное есть борьба внутри двух психологий (материалистическая и идеалистическая психология), борьба, имеющая совсем другой смысл и другое поле действия, создание общей психологии есть дело не соглашения, а разрыва. Разрыв этот начался, происходит и закончится по линии практики. Рассечение двуединого аналитического метода на феноменологический и индуктивно-аналитический приводит нас к крайним точкам, в которые упирается расхождение двух психологии,– к их гносеологическим исходным точкам. В признании коренного различия психики от физической природы таится отождествление явления и бытия, духа и материи внутри психологии, решение антиномии путем устранения в психологическом познании одного члена – материи, т. е. чистой воды идеализма Гуссерля. В различении явления и бытия внутри психологии и в признании бытия истинным объектом изучения выражен весь материализм Фейербаха.
Причиной кризисабыло именно субъективно-идеалистическое представление о психике, которое всячески критиковалось, искажалось от одного направления к другому. Возникали новые объяснительные идеи, что было детерминировано исторической природой науки. Судьба развития объяснительных идей обозначена Выготским через описание этапов: Открытие, факт => растягивание идеи, её объективация, на фоне славы факта => изменение факта, дисциплины в тенденции к объединению, его перенесение на соседние области и распухание от фактов (зависит от статуса науки) => разделение понятия и идеи в поисках последней объяснения, развития, её объединения с более широкими пластами, когда понятие сохраняет автономию идеи => оформившаяся и показавшая лицо, выявив свою природу и интересы, идея сталкивается с отрицанием, вынуждена делать шаг назад, в своё поле, предстаёт частным в ряду. Прежде чем решать проблему некоторого обобщающего понятия как психологический вопрос, нужно решить её как вопрос самой психологии.
Решение кризиса психологической науки должно прийти изнутри самой науки.