Психологические знания в VIII - XIX веках
В дальнейшем в течение многих веков психологические знания накапливались в рамках философских, естественных и социальных наук и в различных сферах практической деятельности.Понятия, использовавшиеся древними греками, часто перенимались, но порой приобретали новое содержание.
Развитие психологических идей в VIII — XII веках интенсивно происходило в арабской культуре.Среди ученых и философов того времени наибольшую известность имели Ибн-Сина (Авиценна), Ибн аль-Хайсам (Альгазен) и Ибн-Рошд (Аверроэс). В их учениях наиболее полно отразились достижения арабоязычных мыслителей в различных областях знания, в том числе в познании организма человека и психических явлений.
Ибн-Сина(980—1037) разграничивал две несовпадающие точки зрения на душу: медицинскую (естественнонаучную) и философскую; им соответствовали две психологии. Он считал, что для врача позиция «искателя истины» (философа) необязательна. Как естествоиспытатель Ибн-Сина проводил опытные исследования психофизиологических функций.
Ибн аль-Хайсам (Альгазен)(965—1039) занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, в частности зрительных ощущений. Он преодолел несовершенство теорий зрения, доставшихся арабам от античных авторов. Им были изучены такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Изучением функций глаза занимались и другие ученые той эпохи. К достижениям средневековой психофизиологии относится открытие того, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка.
Другой арабский философ Ибн-Рошд(1126—1198) своими трудами оказал значительное влияние на философскую мысль Западной Европы. Он дал новую трактовку аристотелевского учения о высшей способности души — разуме («нусе»). Индивидуальная душа, считал он, обладает некоторыми особенностями, коренящимися в чувственности и позволяющими ей воспринимать тот божественный разум («нус»), о котором писал Аристотель.
В Средние века считалось, что душа является божественной сущностью человека и поэтому исследовать ее научными методами нельзя. Церковь имела исключительное право на познание души. Религиозная философия и теология как учение о Боге стали основными источниками знаний о душе. Философское учение Фомы Аквинского (1225—1274) было признано католической церковью как единственно верное.С религиозной философией в значительной степени и связывались в то время знания о душе. Это положение сохранялось до XVII века.
В эпоху Возрождения вновь появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Однако работы итальянских авторов того периода не оказали значительного влияния на развитие
психологических знаний.
В XVII веке стремление к опытному изучению мира приобретает новый импульс благодаря работам английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626) и французского философа Рене Декарта (1596— 1650).Решающая роль в научном познании придается эксперименту. Для психологических знаний того времени характерно
следующее:
а) человеческое тело понималось как механическая система;
б) сознание — способность человека путем внутреннего наблюдения получать достоверное знание о собственных психических состояниях;
в) страсти — присущие природе человека регуляторы поведения, направляющие его к тому, что для него полезно, и отвращающие от того, что вредно.
В XVII веке была четко поставлена психофизическая проблема о соотношении физического и психического. Наибольший вклад в развитие психологических знаний того периода внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк.
Французский философ Рене Декартпытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма на внешнее воздействие. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественнонаучного объяснения душевным явлениям человека. Поэтому его взгляды характеризовались двойственностью, получившей название дуализма, что заключалось в признании двух субстанций, не сводимых друг к другу и имеющих независимые свойства. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности, душа же обладает свойством мышления. Тело действует по законам механики. Мышление (главное свойство души) включает все, что происходит в сознании: интеллект, память, чувство. Так, «душа мыслит боль». Главное, однако, это собственно мышление, то есть интеллектуальная деятельность. Отсюда знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Наиболее важными для психологии работами были «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».
Душа, по Декарту, оказалась равной сознанию, тому, что дано человеку в мышлении о своем внутреннем мире. В этой связи Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем в XVIII и XIX веках внутренний мир душевных явлений человека изучался чаще всего именно интроспективным методом.
Немецкий философ Готфрид Лейбниц(1646—1716) ввел понятие бессознательной психики, считая, что нельзя отождествлять психику и сознание. Он разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой представленность какого-либо содержания, а под второй — его осознание, включающее внимание и активную работу памяти.
Голландский философ Бенедикт Спиноза(1632—1677) в отличие от Декарта был монистом, т.е. утверждал наличие единой субстанции. Такой субстанцией была для него природа. Все вещи, все процессы — это состояния субстанции, или ее модусы. Человек — это сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. Душа тесно связана с телом и без него не существует. У Спинозы наука о душе стала не только описательной, но и объяснительной системой знаний.
Английский философ Томас Гоббс(1588—1679) считал, что поведение и психика человека подчинены законам механики, и объяснял различия в способностях людей естественнонаучным путем.
Другой английский философ Джон Локк(1632—1704) предстает основоположником эмпирической (опытной) психологии. Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и анализ объективных научных фактов. Эмпирические знания, то есть знания, полученные в опыте, должны быть основой психологии.
Однако опыт, согласно Локку, образуется из двух источников: ощущений и рефлексии. С помощью ощущений человек получает знания об объектах внешнего мира. С помощью рефлексии — о деятельности собственного ума. Термин «рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума». Таким образом, Локк является в некоторой степени основателем метода интроспекции. Он использовал ассоциацию для описания и объяснения человеческого разума, т.е. был сторонником ассоциативного метода в объяснении психических явлений. После него прочно укрепляется мнение, что главный закон психологии — это закон ассоциации (связи) идей.
Основным достижением психологического познания в XVII веке стало существенное развитие эмпирического и ассоциативного подхода.
Английский ученый и врач Дэвид Гартли(1705—1757), развивая идеи Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности. Опираясь на успехи физиологии и медицины, он соединил понятие о рефлексе и понятие об ассоциации. Начало психической деятельности связано с внешними воздействиями на нервную систему, которые передаются от органов чувств через мозг к мышцам. Эти воздействия запечатлеваются в виде ощущений и их следов — идей. Частое повторение смежных ощущений приводит к тому, что одно ощущение вызывает всю цепь следов, оставленных в нервной системе другими ощущениями (связанными с ним в прежнем опыте). Когда в эту цепь включается новый раздражитель — слово, то зарождаются воля и мышление. Слово начинает замещать и вызывать по ассоциации те действия, для возникновения которых прежде требовались прямые чувственные воздействия. Вся психическая жизнь объяснялась законом ассоциации, который считался для психики человека таким же универсальным, как закон всемирного тяготения.
В Германии наибольшую популярность приобрела психология способностей. Автором этой концепции был Христиан Вольф(1679—1754). Вольфу принадлежат большие заслуги в разработке немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода его книг «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). В первой описывались факты, наблюдения за явлениями. Рациональная психология дедуктивно выводила явления из сущности и природы души. В качестве объяснительной основы использовалось понятие о способности. Считалось, что душе изначально присущи внутренние силы, такие как способность представления, выступающая в виде познания и желания. В своих работах Вольф описал различные классы психических явлений.
В XVIII веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого были представления о том, что психика располагается в сердце, печени или других частях тела).Психофизическая проблема (отношения психических явлений к природе в целом) превращается в психофизиологическую (отношение психических явлений к мозгу).
Вклад в развитие психологического знания в XVIII веке внесли также многие ученые Франции, России, США. Во Франции это были философ Кондильяк(1715—1780) и врач Ламетри(1709—1751), в России — такие просветители как Я.П. Козельский(1728—1793) и Н.И. Новиков(1744-1818), в США - врач Б. Раш (1745-1813)и Бьюкенен(1785—1829).
В XIX веке исследователи разных областей знания, прежде всего естествознания, описывали психологические факты. Накопление психологического знания стимулировалось в значительной степени физиологией. Одним из самых выдающихся физиологов XIX века был немецкий физиолог Иоганнес Мюллер(1801 — 1858). Наряду с вопросами общей физиологии он изучал физиологию нервной системы и органов чувств. Энергию органов чувств он рассматривал как физическую энергию и доказал причинную зависимость ощущений от внешних раздражителей и свойств нервной системы.
Большой вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Э.Х. Вебер,который изучал чувствительность, больше всего в сфере осязания. Его работы показали возможность измерения в психологии. Развитие этих идей было осуществлено позже Т. Фехнером.
Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Герман Гельмгольц(1821 — 1894). В его знаменитой книге «Физиологическая оптика» (1856—1866) представлены физика света, анатомия и физиология зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. В 1863 г. выходит еще одна большая работа Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях». В ней дана физическая характеристика звука, анатомия и физиология органа слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Так к 60-м годам XIX века благодаря работам Вебера и Гельмгольца были детально изучены и описаны три органа чувств: осязание, зрение и слух.
Австрийский анатом Франц Галль(1758-1829) предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности «размещены» в определенных участках мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам» развитие у человека различных способностей. Это побудило ряд экспериментальных исследований локализации психических функций в головном мозге, а соответствующая теория получила название «френология» (от греч. «френ» — ум). Однако французский физиолог Пьер Флуранс(1794—1867), основатель экспериментальной физиологии мозга, показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Исследования Флуранса имели большое значение, так как вместо умозрительных размышлений был поставлен эксперимент.
В XIX веке в психологии по-прежнему доминировало учение об ассоциациях.Оно позволяло описывать и объяснять многие психические явления. Идеи ассоцианизма получили большую популярность в Англии и развивались, прежде всего, благодаря работам Джеймса Милля и его сына Джона Стюарта Милля.Английский историк и экономист Джеймс Милль(1773—1836) представлял сознание как своего рода психическую машину, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Человеческий опыт складывается, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сначала простые, затем все более сложные).
Сын Джеймса — Джон Стюарт Милль(1806—1873) был широко известен не только в Англии, но и в континентальной Европе, а также в России. Его труды по логике, этике и другим наукам пользовались большой популярностью. Главной задачей психологии он считал изучение законов возникновения и ассоциирования идей как элементов сознания. Этот постулат стал основой психологического знания на несколько десятилетий XIX века. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.
Еще большее влияние на психологические знания XIX века имели разработки Милля в области методологии научного исследования, которые были изложены в его книге «Логика». Первое же ее издание (1843) принесло автору всеевропейскую славу. Эта работа расценивается как одно из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века. Он ставил вопрос о создании особой эмпирической «науки об уме», которая использовала бы наблюдение и эксперимент.
Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был всегда характерен для научно-педагогических трудов Нового времени. Выдающимися представителями педагогики, интересовавшимися психологией, были Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци. Значительный вклад в развитие психологических знаний в XIX веке внес немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт.Его основными психологическими сочинениями являются следующие: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824—1825), «Учебник психологии» (1816). Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего, на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.
Работы немецкого педагога и психолога Эрнста Меймана(1862— 1915) в области экспериментальной педагогики позволили накопить значительное количество знаний по психологии памяти и
учения.
Выдающийся английский ученый XIX века Александр Бэн(1818— 1903) также был сторонником ассоциативной психологии, в то же время считал необходимым сближение психологии с физиологией. Объяснение психических процессов он видел в деятельности мозга и органов чувств, уделяя особое внимание рефлексам, инстинктам, навыкам. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью мозга. Широкой популярностью пользовались два его главные труда — «Ощущения и интеллект» (1855) и «Эмоции
и воля» (1959).
Английский философ и психолог Герберт Спенсер(1820—1903) стремился сделать психологию объективной наукой. Психология, по его мнению, должна изучать не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации в поле сознания), но и связи сознания с внешним миром. Анализируя роль психики в эволюции человека, Спенсер утверждал, что психика является механизмом адаптации к среде, она возникает на определенном этапе эволюции, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно («Основы психологии», 1855). Идеи Спенсера придали психологии биологическую направленность.
В середине XIX века в науках о живой природе взамен механической причинности утверждается биологическая. Важнейшие из этих причин были открыты англичанином Чарльзом Дарвином и французом Клодом Бернаром. Оба учения исходили из принципа активности организма, вместе с тем оба учения строго научно объясняли целесообразность жизненных реакций.
Ч. Дарвин(1809—1882) создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Публикация главного труда Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» открыла новую эпоху в развитии современной биологии. А поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки. Телесные процессы и функции рассматривались в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни. Возникла новая модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические). Важное научное значение имела и книга Дарвина «Происхождение человека», в которой обосновывалось животное происхождение человека. Сходство выразительных движений, в которых проявляются эмоциональные состояния у человека и обезьян, доказывалось в его книге «Выражение эмоций у животных и человека».
Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития.
Накопление психологического знания в XIX веке стимулировалось также медициной.В психиатрической практике все более обнаруживалась взаимосвязь между душевными явлениями и телесными процессами. Наблюдения врачей-психоневрологов за больными свидетельствовали о том, что имеется тесная связь между нарушениями работы мозга, тела человека и его душевными явлениями. Исследования вопросов гипнотизма, проводившиеся в двух психоневрологических клиниках во Франции (в Нанси и в Париже), были особенно существенны для развития психологических знаний. Клиникой в Нанси руководил А. Льебо,а затем И. Бернгейм.Они изучали психологические аспекты гипнотического состояния, которое вызывалось путем внушения и связывалось с деятельностью воображения. Ж. Шарко(1825—1893), возглавлявший Парижскую клинику, утверждал, что гипнозу подвержены только лица, предрасположенные к такому нервно-психическому заболеванию, как истерия.
Исследования и дискуссии психоневрологов были полезны не только для медицины, но и для психологии. Понятие о бессознательной психике формировалось на основе эмпирического изучения психической деятельности в медицинской практике.
Патопсихологические данные, рассматривавшиеся в работах Французских ученых Т. Рибо, П. Жане(преемника Шарко), А. Бине,стали основанием для изучения вопросов структуры личности, соотношения сознания и бессознательного, мотивов и убеждений, индивидуальных различий, роли биологического и социального в Детерминации поведения. - Особенно большая заслуга в использовании материалов патологии принадлежит Т. Рибо(1839—1916), основоположнику эмпирической психологии во Франции. Он называл патопсихологию естественным экспериментом самой природы. Многие его труды посвящены исследованию болезней памяти, личности, чувств и др.
Внимание Рибо к фактам патологии, их использование для изучения психической жизни получили свое развитие в работах Пьера Жане(1859—1947). Основным методом психологии он считал клиническое наблюдение.
Прикладные исследования в области психиатрической практики проводились также в Германии. Э. Крепелин(1856—1926) стремился внести в психиатрию психологический эксперимент. Он применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе.
Интересны работы в области психологии и другого психиатра — Э. Блейлера(1857—1939). Он особенно известен выделением особой формы мышления — аутистического мышления.
Медицинская практика стала базой для разработки 3. Фрейдомпсихологической концепции бессознательного.
Психологические знания XIX века развивались также в рамках гуманитарных и социальных наук.Изучение факторов формирования разных типов человеческой культуры стимулировалось интересом к области психического в филологии, этнографии, истории, социологии. Своеобразие культуры каждого народа объяснялось первичными психическими связями «духа народа», который выражается в языке, в мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникла специальная наука, объединяющая историко-филологические исследования с психологическими. Она получила название «психология народов». Выдающимися ее представителями были Штейнталь, Лазарус, Вундт, Спенсер, Потебня.
Источником социально-психологических знаний того времени стали работы французского социолога и криминалиста Габриеля Тарда, американского психолога и социолога Джеймса Болдуина, французского социолога Эмиля Дюркгейма, французского антрополога, археолога, социального психолога Гюстава Лебона, англо-американского психолога Вильяма Мак-Дугала.
Г. Тард(1843—1904) считал, что общественные отношения полностью психологизированы. Внушению и подражанию, по его мнению, принадлежит важнейшая роль в социальной детерминации поведения человека. В книге «Законы подражания» (1893) он доказывал, что основу различных форм социального взаимодействия составляет ассимиляция индивидом установок, верований, чувств других людей.
Дж. Болдуин(1861 — 1934) — пропагандист идей социальной психологии в США. Чтобы быть пригодным к общественной жизни, человек должен родиться со способностью к обучению, ведущий метод всякого обучения — подражание. Благодаря подражанию происходит усвоение традиций, ценностей, обычаев, опыта.
Э. Дюркгейм(1858—1917) выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие «коллективных представлений», которые вырабатываются обществом и являются особыми фактами социальной жизни, которые определяющими видение мира отдельной личностью.
Г. Лебон(1841 — 1931) — один из первых исследователей массовидных психических явлений, общественного настроения, многообразных форм поведения толпы, массовой истерии, массовой паники, слухов, а также социально-психологических особенностей народов. В своей работе «Психология толпы» он доказывает, что в толпе утрачивается самостоятельность личности, снижается критичность ума и способность суждения. В 1895 г. выпустил свою основную работу — «Психология народов и масс».
У. Мак-Даугол(1871 — 1938) в своей работе «Введение в социальную психологию» (1908) использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека. Под инстинктами имелись в виду внутренние, прирожденные способности к целенаправленным действиям. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных сил. Концепция Мак-Даугола приобрела огромную популярность на Западе, в особенности в США. Ею руководствовались социологи, политики, экономисты.
Как видим, в течение многих веков психология как особая область научных исследований и практической деятельности не существовала, как не существовало и специалистов-психологов. Научно-психологические знания накапливались в философских, медицинских, педагогических трудах, а соответствующие знания. Добывались философами, врачами, педагогами, социологами. Психические явления не были предметом специального исследования, - а изучались в связи с другими научными и практическими проблемами.
До тех пор пока психология не начала систематически исследовать конкретные факты, она не могла считаться наукой.