Глава 16. основы проектирования организационных структур 4 страница
При использовании двумерного представления в качестве измерений рассматриваются ресурсы организации и результаты ее работы. Ориентируясь на эти измерения, организация осуществляет объединение определенных видов работ, что порождает матричную структуру организации. Недостатком такого подхода является то, что работа ячеек матричной организации не учитывает такие важнейшие переменные внешнего окружения, как рынок, территория и потребитель. Учет этого третьего измерения позволяет создавать многомерные организации.
Термин "многомерные организации" впервые был использован в 1974 г. при описании структуры корпорации Dow Corning <1>. Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно решающая три задачи:
1) обеспечение производства необходимыми ресурсами;
2) производство продукта (услуги) для конкретного потребителя, рынка или территории;
3) обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на выбранный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.
--------------------------------
<1> Компания Dow Corning - ведущий производитель силиконов и мировой лидер в сфере кремниевых технологий и инновационных разработок. Предлагает более 7 тыс. продуктов и услуг для многих отраслей хозяйства. В их числе смазки, силиконовые жидкости и адгезивы, герметики, резины, полупроводники, продукты для автомобильной и авиационной промышленности, строительства, бытовой химии, текстильной и пищевой отрасли, косметики и медицины, электронного, химического и другого промышленного производства (Источник: http://www.dowcorning.com/ru).
В многомерных организациях бюджеты рабочих групп разрабатываются самими группами, руководство организации только инвестирует в них средства или предоставляет кредиты. По совокупности выполняемых задач такие автономные группы могут получать статус "центров прибыли", а в некоторых случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами. Важной особенностью многомерных организаций является то, что в отличие от других типов организационных структур отношения членов автономной группы с руководством организации и другими подразделениями строятся по принципам отношений с посторонними клиентами.
В многомерных организациях функциональные подразделения предоставляют такие услуги, как производство, транспортировка, складирование, обработка данных, управление кадрами, юридическая защита, бухгалтерский учет. Функциональные подразделения свободны в выборе поставщиков и потребителей своей продукции как внутри организации, так и за ее пределами. Их решения относительно купли-продажи, а иногда и инвестиций могут регулироваться вышестоящими подразделениями.
Продуктовые и ориентированные на услуги подразделения напрямую расплачиваются с поставщиками услуг и товаров, они могут платить внутреннему или внешнему поставщику на любой договорной основе.
Рыночные подразделения действуют как центры прибыли, они могут использоваться для улучшения выпускаемой продукции и разработки новой. Эти разработки могут продаваться внутри или вне организации.
Примечание. Многомерная организация - это модель предприятия, допускающая создание внутри общей организационной структуры рабочих групп, деятельность которых ориентирована на максимальный учет особенностей таких измерений, как ресурсы, результаты, рынки, территории, потребители (рис. 16.17).
Иллюстрация многомерной организации
Рис. 16.17
Пример. Примером многомерной организации могут быть экспериментальные бригады так называемой тележечной сборки, создаваемые на заводах компании "Вольво". Такие бригады, состоящие из высококвалифицированных работников-универсалов, получают индивидуальный заказ от конкретного лица на сборку автомобиля.
Бригада сама определяет, какие ресурсы, откуда и в каком объеме она должна получить. Бригада собирает автомобиль "на тележке" от начала до конца и продает его заказчику. Из полученной суммы коллектив бригады рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и производит другие выплаты. Условно говоря, бригада является небольшим предприятием в предприятии.
Главным преимуществом такого подхода является способность рабочей группы максимально удовлетворить запросы конкретного потребителя, сблизив его с производителем.
Многомерная структура в общем случае применима к любому подразделению организации. Многомерность как особый тип взаимоотношений с потребителями, партнерами и руководством характерна не для организации в целом, а для ее отдельных хозяйственных единиц. Особенно заметно многомерность проявляется в тех организациях, подразделения которых относительно независимы, существенно отличаются друг от друга характером деятельности и территориально удалены друг от друга.
Современные условия динамичного научно-технического, экономического и общественного развития требуют от рыночных предприятий периодической реорганизации в целях адаптации к изменениям внешнего окружения. Для этого затрачиваются значительные усилия и время. При этом в большинстве случаев руководству приходится преодолевать сопротивление различных звеньев организации, противящихся изменениям. Многомерная модель способна осуществлять гибкую адаптацию к внешним условиям без кардинальной перестройки организации.
Принципиальное различие между многомерной и матричной организациями состоит в том, что в матричной организации у каждого работника имеется два руководителя: один является руководителем отдела материальных ресурсов (этапа работы), другой возглавляет отдел выпуска продукции (проекта). В многомерной организации подразделения, услуги которых покупаются другими подразделениями, подчиняются только одному руководителю, который возглавляет отделение, частью которого они являются. Глава подразделения, на которое они работают для последующей реализации продукции внешнему потребителю, не является их руководителем.
Важнейшая отличительная особенность многомерных организаций состоит в том, что их высшие руководители получают широкую автономию в осуществлении функции общего руководства, поскольку даже подразделения самого низшего уровня управляются как самостоятельные виды бизнеса в рыночной экономике.
Так как высшие руководители также управляют центрами прибыли, они должны нести полную ответственность за принимаемые решения, контролировать взаимодействие подчиненных друг с другом и другими подразделениями организации.
Таким образом, многомерная модель создает максимально благоприятные условия для развития свободного рынка внутри организации. При этом такая структура не только не исключает возможности синергии и экономии на масштабе деятельности, но и способствует этому.
К основным преимуществам многомерных организаций относятся:
- отсутствие необходимости в проведении каких-либо реорганизаций для изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ (приоритеты могут быть изменены путем простого перераспределения ресурсов руководством организации);
- возможность создания, преобразования и ликвидации подразделений без серьезного влияния на работу других подразделений (чем больше подразделений контактируют с многомерной рабочей группой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих подразделениях);
- создание максимально благоприятных условий для эффективного делегирования полномочий (при сохранении за руководством организации ведущей роли);
- возможность количественной оценки эффективности работы многомерной группы, так как основным показателем эффективности становится получаемая прибыль.
Контрольные вопросы
1. На чем базируется проектирование организационной структуры?
2. Назовите характерные черты органических структур.
3. Назовите характерные черты бюрократических структур.
4. Перечислите и объясните сущность пяти координационных механизмов по Г. Минцбергу.
5. Объясните назначение, решаемые задачи и состав части "стратегической вершины".
6. Объясните назначение, решаемые задачи и состав "средней линии" организации.
7. Какие специалисты в организации относятся к ее "техноструктуре", какие задачи они решают?
8. Приведите примеры задач, решаемых "вспомогательным персоналом" организации.
9. Приведите краткую характеристику "простой организационной структуры".
10. Приведите краткую характеристику "бюрократической организации".
11. Какая часть организации признается ключевой в "профессиональной организации"?
12. Чем в основном обеспечивается координация в "профессиональной организации"?
13. Что является основным координационным механизмом "дивизиональной организационной структуры"?
14. Приведите краткую характеристику "адхократической организационной структуры".
15. Какими преимуществами перед другими конфигурациями обладают адхократические организационные структуры?
Практикум к главе 16
Задание 1. Организационная структура корпорации Microsoft
Прочитайте кейс "Корпорация Microsoft". Охарактеризуйте тип и особенности организационный структуры компании.
Корпорация Microsoft
Корпорация Microsoft, основанная в 1975 г., сегодня является одним из лидеров в разработке программного обеспечения, предоставлении услуг и проектировании интернет-технологий для персональных компьютеров и серверов.
Корпорация Microsoft разрабатывает и выпускает широкий спектр программных продуктов. В их число входят настольные и сетевые операционные системы, серверные приложения для клиент-серверных сред, настольные бизнес-приложения и офисные приложения для пользователей, интерактивные программы и игры, средства для работы в сети Интернет и инструменты разработки. Кроме того, Microsoft предлагает интерактивные (online) услуги, издает книги по компьютерной тематике, производит периферийное оборудование для компьютеров, занимается исследовательской деятельностью и разработкой новых компьютерных технологий. Продукты Microsoft продаются более чем в 80 странах мира, переведены более чем на 45 языков и совместимы с большинством платформ персональных компьютеров.
Организационная структура компании Microsoft не имеет ярко выраженной вертикали, а скорее походит на сложное переплетение команд и проектов. Корпорация успешно направляет и интегрирует деятельность людей, работающих в различных подразделениях над многими проектами для решения проблем, встающих перед всей компанией. Компанией руководит совет директоров из десяти человек. Для рассмотрения различных вопросов существует пять комитетов: аудиторский, компенсационный, финансовый и антикризисный, а также комитет управления и выдвижения.
На сегодняшний день Microsoft имеет офисы более чем в 90 странах, разделенных на 6 регионов: Северная и Латинская Америка, Европа, Ближний Восток и Африка, Япония, Тихоокеанская Азия, Китай.
Источник: По материалам сайтов www.microsoft.com и www.izago.ru.
Задание 2. Проектирование организационной структуры
Подготовьте предложения по созданию организации и первичному (базовому) проектированию ее организационной структуры:
1. Выберите интересующую вас сферу деятельности организации, укажите:
- отрасль (рынок);
- территориальное размещение;
- необходимые технологии;
- предполагаемые объемы производства и т.п.
2. Сформулируйте миссию и систему целей организации.
3. Опишите необходимые партнерские связи создаваемой организации (поставщики, финансовые партнеры, клиенты и т.п.).
4. Укажите необходимую численность, состав и требуемые компетенции работников.
5. Составьте и опишите рациональный координационный профиль организации (распределение координационных механизмов).
6. Обоснуйте тип организационной структуры, наиболее соответствующий целям и условиям работы организации.
7. Опишите состав и особенности:
- стратегической вершины;
- средней линии;
- техноструктуры;
- вспомогательного персонала;
- операционного ядра организации.