Нейропсихологические исследования амнезии
К сожалению экспериментаторов, поражения мозга у человека редко ограничены одиночной мозговой структурой В большинстве случаев расстройства представляют собой комбинацию повреждении, которые могут быть связаны как с одним, так и с несколькими отделами мозга Например, алкоголики с синдромом Корсакова, чья амнезия вызвана алкогольной интоксикацией и плохим питанием, имеют повреждения, затрагивающие дорсо-медиачьные ядра таламуса, маммилярные тела, червь мозжечка, окуломоторные ядра и, во многих случаях, ассоциативную кору Аналогично, пациенты с болезнью Альшеимера, чьи амнестическис симптомы являются частью общего интеллектуального снижения, имеют прогрессирующие нарушения гиппокампа а также передней и задней ассоциативной коры Даже у постэнцсфалитных пациентов, у которых амнес-тические симптомы вызваны вирусом, поражающим непосредственно гиппокамп обычно повреждены височные и лобные области неокортекса Сечи разнообразие и многочисленность поражении совмещается с невозможностью точно определить Mecia поражения при вскрытии, становится практически невозможным установить связь отдельных мозговых структур с формированием амнезических симптомов у пациента
В дополнение к проблемам, связанным с локализацией повреждении, научное иссчедованис памяти пациентов с поражениями мозга осложнено отсутствием точных определении терминов, используемых психологами при изучении памяти Конструкции типа «сохранение», «извлечение» и «кодирование» широко используются в литературе, посвященной памяти человека, но при этом не очень точно определены
Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы1
Интенсивное и систематическое исследование памяти и ее нарушений при локальных поражениях мозга было развернуто А.Р.Лурия и его учениками в середине 60-х гг. Начало этой работы нашло свое отражение в изучении нарушения слухо-речевой памяти при поражении левой височной доли (М.Кгимковский, 1966), описании структуры и механизмов патологического забывания при поражении различных звеньев круга Пейпеиа (Н.К.Киященко, 1973; А.Р.Лурия и др., 1970; Л.Т.Попова, 1972), при патологии различных отделов левого полушария мозга (Фом Мин Как, 1971), в том числе и у больных с черепно-мозговой травмой (Н.А.Акбароеа, 1971). Весь цикл данных исследований проводился в клинике Института нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР при непосредственном участии клиницистов. В течение последнего десятилетия своей жизни А.РЛурия был не только руководителем и идейным организатором в исследовании памяти и ее патологии. Он принимал самое непосредственное участие в каждом из частных исследований как тонкий экспериментатор, непревзойденный аналитик клинических и экспериментальных фактов. Обобщив результаты многочисленных исследований, А.Р.Лурия в двухтомной монографии «Нейропсихология памя-ти» даст систематическое изложение основных направ-лений в подходе к анализу памяти при локальных поражениях мозга (1974, 1976). Таких направлений три. Первое — это описание структуры синдромов нарушения памяти, возникающих при различной локализации патологического процесса; второе — это исследование роли определенных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении функции памяти; третье — это анализ структуры мнестической деятельности, который осуществляется опосредствованно в условиях, когда локальная мозговая патология выводит из нормальной работы отдельные звенья, этапы и составляющие процессов и подпроцессов в функциональной системе памяти человека.
В рамках этих фундаментальных направлений продолжают развиваться исследования мнестической деятельности, проводимые учениками и последователями А.Р.Лурия.
К настоящему времени достаточно хорошо изучены синдромы нарушений памяти, возникающие при поражении структур, входящих в первый блок мозга — блок активации. Показано, что при локализации патологического процесса на различных уровнях вертикальной организации этого блока могут возникать мнестичес-кие дефекты, отличающиеся по степени выраженности в диапазоне от массивного корсаковского симпто-мокомплекса до стертых дефектов памяти, не имеющих клинических проявлений и обнаруживающихся лишь при специальных экспериментальных условиях.
1 А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомекой, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.101—110.
Имеет место патологическое забывание материала, подлежащего произвольному запоминанию, независимо от его модальности. Основными механизмами, обусловливающими возникновение дефицита воспроизведения, являются изменения нейродинамических параметров функционирования коры мозга в виде патологического ретроактивного торможения и уравнивания возбудимости следов (А.Р.Лурия и др., 1967). Проявление работы этих механизмов усугубляется в условиях интерферирующей деятельности, выполняемой в интервале между запоминанием и воспроизведением, и приводит к резкому снижению объема отсроченного воспроизведения (по сравнению с непосредственным) и нарушению избирательности воспроизведения. Кроме указанных факторов в случае особенно массивных дефектов произвольного запоминания может наблюдаться фактор ослабления функции следообразования в связи с временными параметрами мозговой нейродинамики (Н.К.Киященко и др., 1975).
Эти данные в сочетании с результатами электрофизиологического исследования дают основание говорить о том, что работа первого блока мозга обеспечивает уровень активации, необходимый для реализации различных фаз в формировании и воспроизведении следов памяти («Проблемы нейропсихологии», 1977 и др.).
Сопоставляя характер дефектов памяти при поражении различных структур в системе первого блока, необходимо обратить внимание на следующие факты. Несмотря на общность механизмов, удельный вес каждого из факторов в структуре синдрома может быть различным в зависимости от уровня поражения неспецифической системы. В частности, при патологии медиальных отделов лобных долей на первое место в синдроме выступает дефект избирательности воспроизведения, в то время как при поражении гиппокам-па значение этого фактора (по предварительным данным) сводится к минимуму (А.Р.Лурия, 1974, 1976). В связи с этим одной из реальных задач исследований в данной области является дифференцированное изучение синдромов нарушения памяти на различных структурно-функциональных уровнях круга Пейпеца.
При поражении височных, теменных и затылочных систем левого полушария мозга возникают синдромы модально-специфических нарушений памяти, проявляющихся при произвольном запоминании избирательно в пределах одной модальности. Характерно, что в основе дефицита воспроизведения в этих случаях лежат те же механизмы, связанные с нарушениями нейродинамики, что и при локализации патологического процесса в структурах энергетического блока. Однако к этим факторам в случае модально-специфических дефектов памяти может присоединиться фактор сужения объема непосредственного воспроизведения (Н.К.Киященко и др., 1975; М.Климковский, 1966 и др.). Выделение данного фактора и его роли в структуре синдрома нарушений слухо-речевой памяти в настоящее время требует психологической и психофизиологической интерпретации. С одной стороны, есть основания рассматривать его как проявление патологического ретроактивного торможения внутри стимульного ряда; с другой — нельзя исключить его самостоятельного значения и генеза, учитывая возможные изменения режима работы анализатора, в частности, в связи с переводом сукцессивно предъявляемого материала в симультанную схему.
Изучение модально-специфических нарушений памяти имеет значение не только в плане описания синдромов нарушения работы анализаторов на мнес
тическом уровне. Исследования в этой области позволяют рассмотреть вопрос о роли сенсорного звена в мнестической деятельности, а также ставят ряд вопросов, еще требующих своего разрешения в клини-ко-экспериментальном подходе к оценке значения речевого опосредствования в процессах узнавания и воспроизведения (ОА.Долгополова, 1980; Н.К.Киящен-ко и др., 1975).
В случае нарушений памяти, связанных с изменением нейродинамики, следует отметить, что описание этих синдромов имеет значение не только для диагностики органических локальных поражений мозга. Данные о возможности различной степени выраженности и качественных различиях синдрома у одного и того же больного в тех интервалах времени, когда локализация и объем патологического процесса не претерпевают изменений, о зависимости структуры мнестического дефекта от колебаний состояния больного в пределах одного исследования дают основания говорить о пригодности нейропси-хологического подхода к оценке функции памяти при более обшей задаче оценки функционального состояния как мозга в целом, так и отдельных его структур (Н.К.Киященко и др., 1975).
Это обстоятельство открывает перспективу применения нейропсихологического подхода к исследованию памяти при решении вопросов психодиагностики, экспертизы и профессионального отбора. Имеется опыт использования методик, связанных с включением интерференции, при исследовании процессов адаптации (Р.Ю.Ильюченок, 1979).
В значительно меньшей степени исследованы синдромы нарушения памяти, возникающие при патологии лобных конвекситальных отделов мозга. Обобщая известные экспериментальные факты, можно отметить следующее. В связи с дефектами таких компонентов деятельности, как целенаправленность, целеполагание и контроль, нарушения памяти касаются преимущественно произвольного запоминания, в то время как продуктивность непроизвольного запоминания соответствует продуктивности у здоровых людей (Н.К.Киященко, 1973) Дефекты памяти обнаруживаются у этих больных в области высших, опосредствованных форм памяти (Л.В.Петренко, 1976). Изменения нейродина-мических параметров работы мозга в виде патологической инертности приводят к обеднению продукта воспроизведения, замене его персевераторно возникающими ассоциациями и инертными стереотипами, резкому падению продуктивности процесса заучивания при неоднократном предъявлении стимульного материала (А.Р.Лурия, 1974, 1976 и др.).
В настоящее время изучение синдромов нарушения памяти, их структуры и механизмов проводится в контексте исследования функциональной роли левого и правого полушарий мозга в осуществлении различных психических функций.
Данные не йропсихологических исследований свидетельствуют о специфическом вкладе каждого из полушарий мозга в протекание процессов запоминания вербального и невербального материала. Анализу роли каждого из полушарий в осуществлении мнестической функции посвящена работа Э.Г.Симерницкой (1978). В основу работы положена гипотеза о способе функционирования каждого из полушарий и уровне организации материала, обеспечиваемом каждым из полушарий головного мозга при запоминании. Предполагается, что правое полушарие обеспечивает более элементарные, непроизвольные, автоматические формы мнестической деятельности. Левое полушарие связано со сложными, произвольными формами запоминания. Соответственно при поражении правого полушария оказывается нарушенным преимущественно непроизвольное запоминание, а при поражении левого полушария нарушается более высокий уровень — произвольное запоминание.
Экспериментальные исследования больных с локальными поражениями мозга показали наличие диссоциации между произвольным и непроизвольным запоминанием у больных с левосторонней и правосторонней локализацией мозгового поражения. Таким образом, оба полушария мозга образуют единую систему, в которой левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической деятельности, в то время как правое полушарие доминирует в процессах формирования следа при непроизвольном запоминании.
Другая гипотеза относится к временным параметрам развертывания произвольной мнестической деятельности. Непосредственное и отсроченное запоминание и воспроизведение рассматриваются как два последовательных этапа осуществления мнестической функции. На первом этапе — этапе непосредственного запоминания и воспроизведения — в мнестическую деятельность включается правое полушарие, а на втором — левое, Показано, что при поражении левого полушария мозга интерферирующие воздействия, включенные в промежуток между запоминанием и воспроизведением, резко снижают продуктивность мнестической деятельности. Непосредственное воспроизведение при этом остается сохранным, Поражение правого полушария приводит к обратной картине — нарушению непосредственного воспроизведения. В то же время, если испытуемому удается воспроизвести необходимый материал, то последующая интерферирующая деятельность уже не оказывает влияния на воспроизведение.
Следует отметить, что экспериментальные данные, позволяющие сделать выводы о латеральных различиях в протекании непосредственной и отсроченной мнестической деятельности, были получены при запоминании больными с локальными поражениями мозга как вербального, так и невербального материала. Последнее обстоятельство представляется существенным, поскольку позволяет сделать вывод о том, что не только левое, но и правое полушарие мозга человека включено в процесс запоминания и воспроизведения как вербальной, так и невербальной информации (Н.К.Корсакова, Л И.Московичюте, Э.Г.Си-мерницкая, 1979). Характерно, что указанные закономерности, касающиеся латеральных различий, были получены и при исследовании изменений функции памяти во время воздействия на подкорковые структуры при стереотаксических операциях (Л.И.Московичюте, Л. И. Кадин, 1979).
Очевидно, что анализ мнестической функции не исчерпывается процессами произвольного и непроизвольного запоминания, непосредственного и отсроченного воспроизведения. Проблема функционального взаимодействия и специфичности полушарий мозга в мнестической деятельности оказывается существенно шире рассмотренного здесь круга явлений. Данные предварительных исследований дают основания поставить ряд вопросов, касающихся этой области. К. ним относятся, в частности, исследоаание психологической структуры и механизмов сужения объема воспроизведения, имеющего место при поражении как левого, так и правого полушария; изучение совместной работы полушарий в семантической и эпизодической памяти. Исследование процесса реминисценции в этом контексте дает основание рассмотреть не только структуру и механизмы данного явления, но и вклад каждого из полушарий в преобразование информации при ее хранении и актуализации.
Исследования процесса актуализации материала позволили развести два вида извлечения — воспроизведение и узнавание — как два процесса, обладающих различной психологической структурой. Клинические факты указывают, что различия в протекании этих процессов могут быть обусловлены неравнозначной связью их со структурами правого и левого полушарий.
В настоящее время проводится цикл исследований, направленных на выяснение конкретной роли каждого из полушарий мозга в осуществлении процессов воспроизведения и узнавания образной и вербальной информации. Ю.В.Микадзе и Б.С.Котик была предложена нейропсихологическая модель воспроизведения иузнавания (Ю.В.Микадзе, Б.С.Котик, 1979). Предполагается, что кодирование как вербальной, так и образной информации осуществляется по ряду различных характеристик (лингвистических, перцептивных и т.д.), которые дифференцированно используются и при актуализации. В наборах характеристик информации, включенной в процесс кодирования, можно выделить для каждого вида материала ведущие и специфические (Ю.В.Микадзе, 1979).
Кодирование вербального материала осуществляется при ведущей роли лингвистических характеристик, что опосредовано функциями левого полушария головного мозга. Образный материал кодируется при ведущей роли перцептивных характеристик, что опосредуется функциями правого полушария. Наряду с этим информация кодируется и по специфическим признакам: для образного материала — это вербализация зрительного образа или его компонентов; для вербального — анализ акустических, графических, перцептивно-пространственных и других характеристик. Кодирование информации по ведущим признакам осуществляется доминантным для данного материала полушарием, кодирование но специфическим признакам осуществляется контрлатеральным полушарием головного мозга.
Процесс поиска при воспроизведении осуществляется с преимущественной опорой на ведущие признаки (лингвистические — для вербального и перцептивные — для образного материала) и нарушается при трудности обращения к ним. При узнавании для актуализации достаточно наличия специфических признаков.
Согласно этой модели нарушение роспроизве-дения образного материала будет происходить при поражении правого полушария из-за отсутствия актуализации по ведущему признаку. Узнавание при этом может оказываться частично сохранным за счет актуализации по специфическим признакам, опосредуемой функционированием контрлатерального полушария.
Нарушение воспроизведения вербального материала при поражении левого полушария связано, ридимо, с трудностями актуализации по ведущему признаку, при этом относительная сохранность узнавания обеспечивается актуализацией по специфическим признакам, опосредуемой функционированием правого полушария.
Узнавание вербального материала может быть нарушено при поражении правого полушария из-за нарушения кодирования по специфическим признакам. При этом остается сохранным воспроизведение, так как не затруднена актуализация по ведущим признакам, осуществляемая левым полушарием.
Относительная роль ведущих и специфических характеристик материала и их связь с функиионированием левого и правого полушарий головного мозга выявлена в нескольких экспериментах. Было показано, что при поражении височных отделов левого полушария происходит нарушение воспроизведения триад слов, объединенных смысловым сходством, что свидетельствует о нарушении актуализации при опоре на ведущие характеристики вербального материала. Поражение соответствующих отделов правого полушария приводило к нарушению воспроизведения триад слов, связанных между собой по фонетическим, специфическим характеристикам (Ю.В.Микадзе, 1979). При исследовании узнавания вербального и образного материала было установлено, что у здоровых испытуемых узнавание материала проходит при преимущественной опоре на ведущие характеристики (смысловые — для вербального и перцептивные — для образного). Исследование больных с локальными поражениями мозга обнаружило, что наибольшее нарушение узнавания вербального материала наблюдается у больных с поражением левой височной области, а образного материала — у больных с поражением теменных отделов правого полушария (Н.Б.Доценко, 1980).
В дипломных работах Ф.М.Шидаковой и Л.Г.Ку-ликовой, выполненных под руководством Б.С.Котик, производилось раздельное предъявление материала (слов и фигур) в правую и левую половины полей зрения, с последующим узнаванием стимульного материала. В эксперименте с предъявлением слов использовалось разнос графическое оформление стимульного материала, т.е. варьировались специфические характеристики вербального материала. Изменение перцептивных характеристик привело к снижению узнавания материала. Особенно сильно этот эффект проявлялся в отношении слов, предъявленных в правое полушарие. В эксперименте с предъявлением контурных фигур испытуемым предлагалось давать имена фигурам в момент предъявления. Введение вербального опосредования повысило эффективность узнавания, при этом коэффициент относительного повышения оказался значимо более высоким для узнавания картинок, предъявленных в левое полушарие. Результаты показали, что специфические характеристики принимают участие в процессе узнавания и что их искажение или преднамеренное введение может оказывать влияние на эффективность узнавания.
Любое квалифицированное исследование структуры процессов памяти с необходимостью требует обращения к вопросам структуры информации, с которой оперирует субъект в своей мнестической деятельности. А.Р.Лурия подчеркивал, что за проблемой выяснения условий хранения и избирательного воспроизведения следов памяти неизбежно следует проблема анализа роли, которую играют в памяти различные уровни организации запоминаемого материала (1974, 1976).
В работе, посвяшенной исследованию различных уровней организации запоминаемого материала, была выдвинута гипотеза о двух уровнях организации вербального материала, характеризующихся различными структурными особенностями (Ю.В.Микадзе, 1979). К первому уровню относится материал, состоящий из отдельных вербальных единиц, ко второму — материал, вербальные единицы которого связаны по некоторым синтаксическим правилам и образуют новое семантическое содержание.
Продуктивность запоминания на уровне отдельных вербальных единиц (слов) обусловлена выделением фонетических, категориальных, ассоциативных, смысловых связей между единицами стимульного материала. На втором уровне — уровне осмысленных фраз и текстов — указанные связи отступают на второй план, 224
а переработка информации осуществляется на основе синтаксических связей, отражающих семантическое содержание. Комбинации элементов материала образуются не в результате их сопоставления по ассоциативным, фонетическим и другим характеристикам (хотя они и могут присутствовать), а в результате тех ограничений, которые на них накладывает содержание текста или фразы. Успешность выполнения мнес-тической задачи будет зависеть в таком случае от выявления адекватной структуры, «схемы» взаимообусловленной конфигурации семантических элементов.
В условиях произвольной мнестической задачи будет существовать взаимодействие между характером протекания мнестической деятельности и уровнем организации материала, подлежащего запоминанию. На первом уровне организации материала, наряду с самой мнестической задачей, возникает задача установления связи отдельных элементов в их расположенности относительно друг друга. На втором уровне, кроме задачи верификации самих семантических элементов, возникает задача вьщеления соподчиненности и взаимообусловленности расположения комбинаций элементов в синтаксической структуре, которая определяется семантическим содержанием этого объединения. В большом по объему осмысленном материале осуществляется система операций, направленных на соотнесение смыслов отдельных законченных семантических отрезков.
Структура материала, таким образом, оказывает влияние на характер протекания произвольной мнестической деятельности, определяя содержание действий, направленных на реализацию мнестической задачи,
Нейропсихологическое исследование, проведенное на больных с локальными поражениями мозга, показало, что мнестическая деятельность может нарушаться избирательно в отношении двух указанных уровней организации, соответствующих, согласно представлениям А.Р.Лурия (1975, 1979), нарушению синтагматического и парадигматического строя языка. Было показано, что при поражении задних отделов левого полушария резко снижается продуктивность воспроизведения единиц первого уровня (слова) при опоре на смысловые связи между ними. При поражении контралатерального полушария продуктивность воспроизведения оказывается высокой, при этом имеет место снижение продуктивности воспроизведения единиц первого уровня при опоре на фонетические связи между ними. Предъявление вербального материала второго уровня (предложения, равные по объему количеству раздельно предъявленных слов) не дало снижения продуктивности воспроизведения при поражении задних отделов левого и правого полушарий. При предъявлении большого объема вербального материала второго уровня (тексты) наблюдается диссоциация в воспроизведении при поражении правого и левого полушарий. Тексты хорошо воспроизводятся при поражении правого полушария, и их актуализация оказывается нарушенной при поражении задних отделов левого полушария, Поражение передних отделов левого полушария резко снижает продуктивность воспроизведения материала обоих уровней.
Полученные результаты позволили построить модель переработки и сохранения информации при ее произвольном запоминании, основывающуюся на совместной работе левого и правого полушарий мозга. Переработка вербального материала может осуществляться по нескольким параллельным каналам, каждый из которых оперирует с различными его характеристиками. В зависимости от уровня организации материала в переработку могут включаться в большей степени те или иные каналы. Передние отделы левого полушария включены в работу по формированию операционального состава процесса произвольного запоминания, задние отделы обоих полушарии связаны с переработкой вербального материала, осуществляемой по различным каналам.
В связи с вопросом об уровнях организации и структуре материала, подлежащего запоминанию, стоит и проблема собственной активности субъекта в организации и структурировании материала. В этом отношении интересно исследование процесса воспроизведения, во время которого информация может претерпевать различные трансформации, зависящие от задачи запоминания и особенностей структуры прошлого опыта человека. Исследование структурирующей роли процесса первого воспроизведения в долговременном сохранении осмысленного материала показало, что воспроизведение текстов представляет активную, целенаправленную деятельность по структурированию текста, приводящую к изменениям в лексическом и смысловом содержании актуализируемого материала. Последующее хранение и воспроизведение смыслового материала не подвергается значительным трансформациям. В этом отношении форма первой актуализации является основной для дальнейшего сохранения смысловой информации. Исследование больных с локальными поражениями мозга подтвердило наличие некоторой ригидности образуемых при воспроизведении семантических структур в случае поражения височных и теменных отделов левого полушария Однако наиболее отчетливо это проявляется при поражении задних отделов правого полушария. Вместе с тем практически полное отсутствие константности сохранения результатов первого воспроизведения наблюдалось при поражении лобных отделов левого полушария. Можно предполагать, что однажды воспроизведенный смысловой вербальный материал обладает достаточно высокой стойкостью к последующим изменениям лишь при условии сохранности функционирования лобных отделов левого полушария.
Описанный круг явлений функции памяти, выявленных в нейропсихологических исследованиях, не исчерпывает всего многообразия как самой мнес-тической деятельности, так и ее мсжфункциональ-ных связей с другими психическими процессами. Полное, системное описание процесса памяти и закономерностей се нарушения при локальных поражениях мозга представляется одной из перспектив дальнейших нейропсихологических исследований. Вместе с тем нельзя не сказать еще об одной важнейшей задаче нейропсихологии в области памяти. Это разработка подхода к восстановлению процессов запоминания и воспроизведения при локальных {опухолевых и сосудистых) поражениях головного мозга Разработка такого подхода также необходимо связана с систематическим и всесторонним изучением структуры мнестической деятельности и связи составляющих ее компонентов с определенными мор-фофункциональными единицами мозга.
Н.К.Киященко (Корсакова) нарушение памяти при локальных поражениях мозга1
нейропсихологический анализ
массивных нарушений памяти при
поражении структур «круга пейпеца»
(...) Анализ общего состояния мнестической функции и результатов, достигаемых больными при заучивании десяти слов, показал, что больные данной группы достаточно активно и целенаправленно выполняют деятельность запоминания. Парадоксальным представляется факт, что больные с грубейшими мне-стическими дефектами достигают известных результатов при заучивании словесного ряда. Начиная с трех—пяти слов при первом повторении, они все же добиваются воспроизведения в объеме семи—восьми слов к десятому повторению. (...)
В исследовании прочности непроизвольно возникающих следов при формировании фиксированной установки (Д.Н.Узнадзе), а также в опытах с сохранением сенсорных следов от прежних воздействий (Ю.М.Конорский) было обнаружено, что раз возникший сснсомоторный или сенсорный след может сохраняться у этих больных в течение некоторого, достаточно большого, времени. Если же в промежутке вводится какая-либо интерферирующая задача, то образованные следы тормозятся: угасает ранее зафиксированная установка, и след от первого сенсорного раздражителя не актуализируется для осуществления сравнения.
Опыты, направленные на изучение произвольного запоминания, показали, что больные этой группы обладают кратковременной памятью. (...) Больным этой группы вполне доступно безошибочное воспроизведение серии из пяти элементов и ее сохранение в течение достаточно длительного времени.
Картина существенно изменяется, если интервал между непосредственным и отставленным воспроизведением заполняется интерферирующей деятельностью. Избирательное воспроизведение серии становится недоступным, приобретая либо неполный характер, либо заменяясь побочными вплетениями, носящими характер непроизвольных ассоциаций.
Ешс большие трудности в осуществление процесса воспроизведения вносит опыт со взаимно интерферирующим влиянием двух систем, подлежащих запоминанию.
Если у здоровых испытуемых переход к организованным словесным системам облегчает процесс заучивания, снимая влияние интерферирующей задачи, то у больных данной группы этого не происходит. Правда, одна смысловая система доступна длительному удержанию даже в условиях интерференции, однако при взаимодействии двух смысловых систем запоминание второй препятствует возмож-
1 Нейропсихологические исследования / Под общ. ред. А.Р.Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. Вып. 6. С.54—56, 71-72,90-91.
ности Припоминания первой'системы,-оказывая на нее ретроактивное влияние.
Близкие факты обнаружились и при исследовании возможности воспроизведения собственных действий. Как и в предшествующих опытах, больные, сохраняющие следы от своих действий на достаточно длительное время в условиях «пустой» паузы, лишаются этой возможности при введении интерферирующей задачи, особенно в условиях взаимодействия двух однородных групп.
Характерно также и то, что неспособность воспроизвести первый рассказ оказывается временной, и очень часто по истечении некоторого времени содержание отрывков может быть восстановлено в порядке реминисценции. Факт реминисценции убеждает нас в том, что в основе забывания у больных с массивными нарушениями памяти лежит не столько слабость процесса консолидации следов, сколько их легкая тормозимость интерферирующими воздействиями. (...)
По-видимому, можно говорить, что структура
нарушений памяти при данной локализации опре
деляется фактором патологической тормозимости
следов интерферирующими воздействиями, проявляю
щимися на фоне некоторого ослабления процесса кон
солидации следов. (...) • '
нейропсихологический анализ
мнестических нарушений при
опухолях гипофиза
(...) Нарушения памяти у больных с опухолями гипофиза касаются преимущественно уровня произвольного запоминания материала, не организованного в смысловые системы. При этом исследование не выявляет дефектов воспроизведения в условиях растущего интервала ретенции. Вся картина нарушений развертывается лишь в условиях выполнения между запоминанием и воспроизведением интерферирующей деятельности, которая резко затрудняет возможность воспроизведения вследствие развивающегося ретроактивного торможения. Особенно сильно действие интерференции проявляется в условиях взаимодействия двух мнестических задач, где дефекты памяти проявляются весьма отчетливо и не так эффективно поддаются снятию через опосредствование.
От больных с выраженным амнестическим синдромом данную группу отличает не только клинический фон протекания заболевания и такие явления, как отсутствие конфабуляций и полная ориентировка в окружающем, но сохранность элементарных форм памяти, с одной стороны, и высших форм смыслового и активного запоминания — с другой. Фактор интерференции проявляется и у тех и у других больных, но эффективность влияния интерференции и уровни следовых процессов, на которые она влияет, различны в этих группах больных. Кроме того, в группе больных с опухолями гипофиза тормозящее влияние интерференции представляется единственным фактором, обусловливающим забывание.
Очень важным моментом, отличающим эти две группы и маскирующим нарушения памяти при опухолях гипофиза, является привлечение больными с опухолями гипофиза фактора опосредствования и осмышления материала для компенсации дефектов памяти.