Основания эмпирического предвидения
По своей природе эмпирическое предвидение носит субъективный характер. Но в основе оно, как всякое субъективное, базируется на объективно существующих обстоятельствах, явлениях и процессах, на типичных изменениях этих явлений и процессов под влиянием тех или иных факторов.
Эмпирическое предвидение, как и прогнозирование в целом, требует определенного информационного обеспечения. Рассматривая информационные источники криминалистической прогностики, я разделил их на три группы: 1) научные данные; 2) статистические данные; 3) данные практики. К числу последних, имеющих прямое отношение и к эмпирическому предвидению, были отнесены информация о новых способах совершения преступлений; данные об условиях, способствовавших совершению преступления; данные о достоинствах и недостатках средств и методов судебного исследования; информация о возникших на практике новых средствах и приемах судебного исследования2. Совокупность всей этой информации Л.Г. Гор-
1 Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 3. М., 1997. С. 435—436
2 См.: Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987. С. 246
Глава VII. Научный прогноз и эмпирическое предвидение 149 шенин назвал прогнозным фоном, "под которым понимается совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов), существенных для решения задачи прогноза"1.
Л.Г. Горшенин внес коррективы в перечень этих информационных источников. Помимо научных он назвал социально-экономические данные и результаты социально-экономического прогнозирования, а также данные о правовых системах деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в нашей стране и за рубежом2.
Перечисленные информационные источники действительно необходимы для разработки научных криминалистических прогнозов, но все ли они "работают" на эмпирическое предвидение?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует вновь обратиться к различиям между научным криминалистическим прогнозом и эмпирическим предвидением. Это различие заключается прежде всего в содержании и объеме требуемой информации. Условия эмпирического предвидения не требуют столь обширной информации, какая необходима для научного прогноза. Индивидуальный характер объектов предвидения не позволяет применять методы формирования научного прогноза, рассчитанные на массовые явления, да и имеющееся в распоряжении следователя время исключает возможность длительных процедур, необходимых для разработки научного криминалистического прогноза. Прогнозный фон эмпирического предвидения выглядит иначе, нежели научного. Эти отличия касаются и количественной, и качественной его сторон.
Количественно информационная база эмпирического предвидения уже, чем база научного прогноза. Она не требует включения таких, например, данных, как криминологические или социально-экономические прогнозы, как данные о системах деятельности пра-
1 Горшенин Л. Г. Указ. соч. С. 62
2 Там же. С. 64—65.
Криминалистика, проблемы сегодняшнего дня
воохранительных органов или о благосостоянии населения. Качественно же различия еще более существенны; они касаются прежде всего круга источников прогностической информации эмпирического предвидения. В свою очередь, круг этих источников обусловлен временными рамками и объектами, изменение которых служит предметом предвидения.
Эмпирическое предвидение — процедура, связанная с конкретным моментом времени. Это не долгосрочный, среднесрочный и даже не краткосрочный прогноз на 1—3 месяца. Это прогноз "одномоментный", рассчитанный на немедленную реализацию, на получение немедленного результата — "здесь и сейчас".
Такая временная характеристика эмпирического предвидения предъявляет и особые условия к его информационному обеспечению: лежащая в его основе информация должна быть актуальной, т.е. соответствовать требованиям момента, адекватной этим требованиям. Разумеется, это относится не ко всей информационной базе предвидения, в которой может содержаться и информация, так сказать, "вневременного" характера, не зависящая от момента времени. Но определяющую роль будет играть актуальная информация, которую можно назвать оперативной.
Источниками оперативной информации выступают:
1. Данные о сложившейся на конкретный момент следственной ситуации, о тех ее компонентах, которые прямо относятся к избранному для воздействия объекту или обстоятельству. Чаще всего это компонент психологического и тактического характера.
2. Актуальные и значимые в данный момент данные о субъекте, на которого предполагается оказать воздействие.
3. Профессиональный и житейский опыт субъекта эмпирического предвидения. Этот опыт и играет роль тех данных практики, о которых говорится применительно к прогнозному фону научных криминалистических предвидений.
Личный профессиональный и житейский опыт — понятие комплексное. Его составляющие — это:
Глава VII. Научный прогноз и эмпирическое предвидение 151
• научные данные, приобретенные субъектом в процессе профессиональной подготовки в стационарном образовательном учреждении или при повышении профессионального уровня;
• практические навыки и умения, полученные как при профессиональной подготовке, так и в процессе практической деятельности по специальности;
• личные психологические качества субъекта предвидения, в первую очередь коммуникабельность и легкость вступления в контакт, высокий уровень рефлексии, развитость воссоздающего воображения и др.;
• быстрое ориентирование в ситуации, способность принимать решения в меняющейся обстановке;
• психологическая устойчивость по отношению к внешним раздражителям.
Эмпирическое предвидение нередко замышляется и осуществляется в условиях дефицита информации и конфликта с лицом, противостоящим следователю. Профессиональный и житейский опыт субъекта предвидения служит и средством восполнения информации, и средством разрешения конфликта, о чем подробнее речь пойдет далее.
Объекты и содержание эмпирического предвидения
Под объектами предвидения следует понимать те объекты, на которые будет оказано воздействие при реализации прогноза; содержание предвидения — возможные изменения объекта воздействия. Эти изменения могут стать результатом реализации прогноза — действий или бездействия субъекта предвидения. Объектами и содержанием предвидения могут быть:
1. Следственная ситуация и ее изменения. Предвидение может относиться к ее изменениям в благоприятную или неблагоприятную для следствия сторону, к ее упрощению или усложнению, к изменению ее сущности, связанной с возникновением или разрешением конфликта, и т.п.
2. Результаты планируемых следственных действий, степень тактического риска.
Криминалистика проблемы сегодняшнего дня
3. Поведение и действия проходящих по делу лиц.
4. Выбор причастными к расследованию лицами способа сокрытия преступления.
5. Местонахождение и перемещения разыскиваемых лиц.
6. Способы сокрытия и местонахождение объектов, имеющих значение для дела.
7. Формы и способы противодействия расследованию.
8. Круг и возможное содержание неиспользованных источников доказательственной и ориентирующей информации.
Рассмотрим эти объекты и относящееся к ним содержание эмпирического предвидения несколько подробнее.
Следственная ситуация.Ее изменения, которые предвидит следователь, могут быть двух видов: а) при естественном развитии без активного воздействия следователя; б) в результате замышляемых следователем воздействий на ситуацию и предвидения результатов этих воздействий. Предвидение естественного, благоприятного развития не означает обязательного последующего бездействия следователя. Предвидение может относиться к прогнозированию возможных осложнений ситуации в неблагоприятную сторону, использованию соответствующих средств и методов нейтрализации или устранения этих осложнений и их результатов.
Если объектом предвидения служат изменения неблагоприятной ситуации и эти изменения еще более усугубляют негативные следствия такой ситуации, то предвидение имеет своим содержанием вероятные результаты воздействия следователя на ситуацию, чтобы изменить ее направленность.
Результаты планируемых следственных действий, степень тактического риска.Объект прогнозирования — различные варианты результатов следственного действия при различных вариантах воздействия на его ход и на его результаты. Предвидение может относиться и к степени тактического риска при
Глава VII Научный прогноз и эмпирическое предвидение 153
подобных воздействиях или к последствиям замены следственного действия иным (например, предъявления вместо объекта в натуре его фотоизображения). Поведение и действия проходящих по делу лиц.Предвидение может относиться к действиям и поведению этих лиц как при производстве следственных действий, так и вне производства по делу. Следователь может предвидеть:
• желание этих лиц сотрудничать со следствием;
• пассивный отказ от такого сотрудничества;
• активное уклонение от сотрудничества;
• активное противодействие действиям следователя.
Так, прогнозируя ход и результаты допроса обвиняемого, следователь предвидит: возможный отказ от дачи показаний на фоне враждебного отношения обвиняемого к процессу расследования, что персонифицируется во враждебное отношение к следователю; дачу ложных показаний, в том числе самооговор; заявление ложного алиби.
Предвидя противодействие расследованию, следователь определяет меры по его преодолению и прогнозирует их возможные результаты. Естественно, что этот прогноз зависит от формы и субъекта противодействия.
Предвидение избранных участниками расследования способов сокрытия преступления.Подобное предвидение предполагает знание способов сокрытия преступлений и признаков используемого способа. Источник этого знания — профессиональный опыт следователя, компонентом которого и являются сведения о преступной деятельности. Этот объект предвидения — один из вариантов более многообразного объекта — форм и способов противодействия расследованию.Последний помимо сокрытия преступления предполагает различные формы: от воздействия на информацию и ее носителей до прямого воздействия на следователя не только со стороны непосредственно заинтересованных в сокрытии истины лиц, но и посторонних для процесса расследования ("внешнее" противодействие).
Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня
Предвидение местонахождения и перемещения разыскиваемых лиц и скрываемых объектов(подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших). Это область розыскной деятельности следователя.
Наконец, объектом эмпирического предвидения могут быть еще не использованные источники доказательственной и ориентирующей информации.
Резюмируя сказанное, можно заключить, что полем эмпирического предвидения служит: а) преступная деятельность в ее различных фазах; б) расследование; в) розыскная деятельность следователя.
Содержательная сторона эмпирического предвидения представляет собой вероятное знание, гипотезу. Однако ее нельзя рассматривать как догадку или предположение. Эмпирическое предвидение отличается от них наличием обосновывающего знания. И догадка, и предположение могут лежать в основе предвидения, служить для него своеобразным импульсом, но не более. Как всякий прогноз (а эмпирическое предвидение, как уже говорилось, — это своеобразный прогноз), предвидение должно иметь объективно существующую основу.
В логическом плане налицо индуктивное умозаключение: из достоверных посылок (обосновывающее знание) делается вероятный вывод — содержание предвидения. С этой точки зрения эмпирическое предвидение сходно со следственной версией, в основе которой также лежат достоверные (хотя и не обязательно истинные) данные, на которых и формируется гипотеза. С известной степенью условности можно также рассматривать формирование эмпирического предвидения как результат своеобразной экстраполяции знаний о реально существовавших или существующих обстоятельствах, явлениях, процессах на знания гипотетические, составляющие содержание предвидения.