Различное в морали и праве 20 страница
7) решительность в противодействии проявлениям шовинизма,
национализма и экстремизма, вдумчивое и осмотрительное исполь
зование мер убеждения и принуждения;
8) готовность прийти на помощь товарищу в выполнении им служебного долга, поделиться знаниями, опытом и навыками в работе;
9) почтительное отношение к служебной символике, торжественным ритуалам, церемониалу и традициям.
Полезно в этой связи познакомиться с
личной программой самовоспитания автора
повести «Чапаев», комиссара легендарной
ДА Фурманов чапаевской дивизии Дмитрия Фурманова, ко-
торая включала в себя следующие правила:
• точнейшая исполнительность во всем;
• полная напряженность в работе;
• спокойствие и предусмотрительность;
• используй своих подчиненных работников так, чтобы у них не было ни одной минуты свободной;
• внушай к себе уважение даже обращением;
• не снисходи до оскорблений и ругани подчиненных;
• будь недоверчив, но не показывай своего недоверия (речь идет о военспецах);
• держись ближе к общественным организациям;
• отдельные эпизоды и факты боевой жизни записывай1.
Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает
потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа самовоспитания принимает коллективный характер. При этом важно, чтобы инициатором ее был командир, начальник. Программа предусматривает ознакомление с теорией и методикой самовоспи-
Цит. по: Колесников М. Без страха и упрека. М, 1971. С. 196.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 229
тания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетается с текущими и перспективными планами службы и охватывает все стороны жизнедеятельности специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требованиям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведения тренировок и упражнений личного состава. Одна из основных сторон этой работы — побуждение к нравственному самовоспитанию подчиненных, выработка у них стремления выполнять задания только с высоким качеством, привитие навыков скрупулезного соблюдения последовательности в действиях и взыскательности к себе.
Таковы некоторые теоретико-методологические и методические вопросы нравственного самовоспитания как важного фактора формирования и духовного развития личности сотрудника правоохранительных органов. Он должен всегда помнить, что решение задач по укреплению конституционной законности, защите правопорядка в стране, становлению и возвышению личности в значительной степени обусловлено уровнем самосознания и самовоспитания самих блюстителей закона и порядка.
♦
Глава 6
Моральный фактор
в правоохранительной деятельности
6.1. Моральный фактор как элемент духовной культуры общества
Моральный фактор есть мера проявления нравственных сил личности, коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач. Обычно этот термин применяется при оценке поведения людей в экстремальных ситуациях (боевые действия, захват вооруженных преступников, ликвидация последствий природных бедствий, техногенных катастроф и т.п.). Однако данное понятие «имеет право на жизнь» и при характеристике поведения и деятельности человека в трудовых буднях.
Как философская категория «меры» моральный фактор отражает готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера, т.е. диалектическое единство количественных и качественных показателей человека, его нравственного состояния, моральной культуры, нравственного воспитания.
Моральный фактор — сложное и динамичное социальное явление, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объективную основу. Осознание морального фактора как определенного элемента духовной культуры того или иного общества осуществляется посредством его гносеологического и социологического анализа.
Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие «человеческий фактор», которое как многогранное социальное образование включает в себя несколько «срезов».
1. Биологический, физиологический срез, характеризующий состояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжи-
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности 231
тельность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расовые, антропологические особенности населения, его половозрастной состав и ряд других.
2. Социальный срез, отражающий социально-классовую структуру общества, его национальный состав, профессиональные и территориальные социальные группы и т.д.
3. Интеллектуально-профессиональный срез, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к самообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п.
4. Срез, который условно можно назвать аксиологическим. Он характеризует ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты образа жизни основной массы граждан.
5. Духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.
Представленная здесь структура позволяет более всесторонне исследовать человеческий фактор и выяснить не только позитивную, разумную, конструктивную его сторону, а рассмотреть его во всем многообразии противоречий, вскрыть слабые стороны каждого из срезов и определить пути их устранения, активизировать и эффективно использовать положительные проявления человеческого фактора. Недооценка любого из аспектов (срезов) человеческого фактора неизбежно сказывается на функционировании других срезов и всего фактора в целом и может привести по существу к его параличу или дисгармонии.
Вычленение пяти срезов в человеческом факторе, конечно, весьма условно и к тому же в данном виде, пожалуй, недостаточно отражает его деятельную сущность, что отличает понятие «фактор» от понятия «потенциал»1. Однако такой подход позволяет выявить резервы реальной возможности человеческого фактора, условия его активизации, возможности управления им.
Как видно из анализа человеческого фактора, одной из его сторон является моральный фактор (духовно-нравственный срез), который выступает интегрирующим элементом человеческого фактора, поскольку по существу зависит от состояния всех иных его элементов (срезов) и в то же время и сам оказывает на них заметное
Понятие «потенциал» характеризует совокупность возможностей человека, социальной общности, общества в целом. Понятие «фактор» отражает их активность, проявление потенциальных возможностей на практике.
232 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
влияние, играя роль посредника между проявлениями других элементов человеческого фактора. Последнее объясняется сущностью морали, призванной согласовывать интересы и действия личности, социальных групп, общества в целом, а также тем, что человеческий фактор проявляется как на личностном уровне, так и на уровне социальных общностей (класс, нация, социальная группа), и, стало быть, моральный фактор играет опосредующую роль между этими проявлениями человеческого фактора. Как связующее звено моральный фактор «переводит» состояние той или иной социальной общности или всего общества в состояние личности и в определенной мере осуществляет обратный процесс.
Например, господствующие в обществе идеологические или религиозные воззрения не могут не накладывать отпечаток на нравственное сознание его граждан (даже тех, кто их не разделяет). Точно так же политические потрясения, конфликты, борьба за власть различных политических сил отражаются на конкретной личности через моральный фактор той или иной социальной общности либо общества в целом. И напротив, моральное состояние личности через моральное состояние общности, в которую личность входит, оказывает влияние на процессы, происходящие в обществе, ускоряя или замедляя их.
При определении сущности морального фактора необходимо учитывать:
• его активную, деятельную природу, что отличает его от морального потенциала;
• элементы, его образующие;
• направленность морального фактора, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной;
• то, что он только часть духовной сферы.
Исходя из названных посылок, моральный фактор можно представить в лаконичной форме как проявление на практике моральной стороны духовных сил общества, какого-либо его социального образования или отдельной личности.
Поскольку моральный фактор — явление объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его можно целенаправленно формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.
Моральный фактор может тем больше выполнить свою конструктивную роль, чем большей свободой обладает общество и личность. С возрастанием же свободы объективно возрастает и моральная
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности 233
ответственность граждан, а вместе с ней и значимость моральных регуляторов поведения и деятельности людей. Однако такая взаимосвязь свободы и моральной ответственности не осуществляется адекватно и автоматически. Свобода, — писал выдающийся русский юрист А.Н. Радищев, — идет рука об руку с ответственностью, потому что тот факт, что мы свободны совершать выбор, налагает обязательство принимать ответственность за последствия выбора1.
Обладая относительной самостоятельно
стью, моральный фактор способен в известной
мере воздействовать на личность, не согласу
ясь с общим состоянием и тенденциями разви
тия общества, нейтрализовать (как правило,
временно) воздействие на людей и осознание
ими негативных явлений или же в силу инер- Л.Я. Радищев
ции, консервативных традиций побудить их «быть безучастными»
по отношению к явлениям прогрессивным. В ряде случаев мораль
ный фактор может даже направлять поведе
ние и действия людей вопреки их реальным
интересам и потребностям. Это обусловлено,
в частности, тем, что моральный фактор со
держит в себе как элемент рационального
сознания, так и элементы психологии, чувст
венной сферы, обыденного сознания, вклю
чая и элементы подсознательного. Вот почему
«наэлектризованная» толпа так плохо подда
ется рациональным доводам. Вот почему в
состоянии политической или националисти
ческой эйфории человек порой совершает
поступки, им же нередко осуждаемые впо- *•*• Державин
следствии, противоречащие его личным интересам и интересам общества. В силу этого нельзя не согласиться со словами выдающегося русского поэта, министра юстиции России начала XIX в. Г.Р. Державина: «Мораль — хорошее снотворное для пылкого сердца и скорого разума»2.
Как свидетельствует опыт, использование (а по существу эксплуатация) морального фактора исключительно в качестве средства решения экономических, политических и иных задач, без заботы о нравственном развитии общества, если и давало эффект, то кратко-
1 Радищев А.Н. Сочинения, т. 1-2. М.-Л., 1941. Т. 2. С. 49.
2 Цит. по: Полевой Н. Очерки русской литературы. СПб., 1839. С. 217.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
временный, эфемерный, а последствия этого всегда были трагическими: вели к духовному кризису, разочарованию в провозглашаемых идеалах, падению нравов, росту преступности, застою или краху общественной системы.
6.2. Структура морального фактора
Сущность морального фактора раскрывается при анализе его места в системе иных социальных образований, его функций и структуры. Мораль — одна из форм общественного сознания, и она, как и иные формы общественного сознания, имеет два уровня — теоретическое сознание и обыденное сознание. Поэтому надо и в самом моральном факторе выделять два уровня, два тесно взаимосвязанных структурных элемента: теоретико-идеологический и обыденно-психологический.
Теоретико-идеологический уровень морального фактора представлен усвоенными личностью и социальными группами, обществом в целом законами и категориями этики, нравственными принципами и нормами, общественным или групповым моральным идеалом. Данный уровень морального фактора, как правило, отражает официальную идеологию и в силу этого включен в систему контролируемого государством формирования морального фактора в соответствии с состоянием общества, содержанием и характером решаемых задач. Однако официальная идеология, хотя и составляет теоретическую основу общественного сознания, отнюдь не всегда является научной и прогрессивной. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, использовать моральный фактор против прогрессивных тенденций и отдельных лиц, вопреки интересам участвующих в историческом процессе людей. Этим всегда пользовались реакционные силы в ходе контрреволюционных переворотов, целенаправленно формируя моральный фактор и используя его в своих классовых или кастовых интересах, которые по своей сущности являлись враждебными основной массе населения.
Не избежала этого и наша отечественная история: подобные факты имели место в процессе борьбы Сталина со своими политическими противниками, в ходе «раскулачивания», коллективизации, борьбы с «генетикой» и «кибернетикой», при попытке осуществления безрассудных проектов уничтожения природы якобы во имя высоких идеалов и целей, вроде поворотов рек и т.д.
Теоретико-идеологический уровень морального фактора успешно функционирует только тогда, когда он не противоречит общест-
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности 235
венной психологии, общественному сознанию, или же, по крайней мере, пока он не «завоюет» их. Никакая идея не укоренится в сознании граждан, если она не получит их эмоциональной поддержки, если элементы теоретического сознания не «сплавятся» с чувствами людей и не станут их внутренними убеждениями. Пожалуй, ни в одной из форм общественного сознания (кроме, может быть, религии) обыденное сознание не играет такой роли, как в морали.
Обыденно-психологический уровень морального фактора проявляется в таких элементах, как настроения и чувства людей, традиции, обычаи, образцы, запреты. Данный уровень морального фактора, как правило, имеет локальное существование (семья, трудовой коллектив, землячество, неформальное объединение). Он гораздо сложнее поддается контролю и управлению, в нем много непредсказуемого, случайного. Однако это вовсе не означает, что в силу данных характеристик обыденно-психологический уровень морального фактора нельзя изучать, прогнозировать, регулировать, согласовывать его с теоретико-идеологическим уровнем. Более того, в силу его своеобразия и порой решающей роли в поведении людей он заслуживает особого внимания и анализа.
Недооценка этого элемента морального фактора приводит к бесперспективности идеологического воздействия на людей. Это хорошо подтверждают попытки использовать идеологические стереотипы в процессе урегулирования национальных конфликтов, забастовок, несанкционированных митингов и демонстраций. Причем чем больше они продолжаются, тем большую роль начинают играть именно элементы обыденного сознания, чувства, эмоции участников событий, тогда как рациональное сознание отходит на второй план. И это должно предопределять соответствующую тактику действий представительных и исполнительных органов власти. Пассивность или же запоздалые их действия, которые наиболее эффективны именно накануне или в начале чрезвычайных событий, когда еще можно обратиться к разуму человека, приводят к тому, что первыми вынуждены «вступать в дело» правоохранительные органы, т.е. применяются силовые методы, тогда как, по существу, они должны быть крайней мерой, когда использованы все иные средства.
Как показывает опыт, лидеры неформальных объединений, организаторы конфликтов и несанкционированных митингов и демонстраций главный упор делают на обыденное сознание, широко используют слухи, предрассудки, суеверия, националистические чувства. Поэтому толпа, с которой приходится работать правоохранительным органам, уже имеет, как правило, сформированную, за-
236 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ранее подготовленную установку, относительно единообразное настроение, однотипную эмоциональную заряженность. Переориентировать людей в нужном направлении при данных обстоятельствах можно только теми же средствами из арсенала общественной психологии, в том числе используя психологическое воздействие силами самих правоохранительных органов.
Структуру морального фактора можно проследить и на личностном уровне, не выделяя при этом двух уровней морали. В этом случае он включает в себя следующие элементы:
• моральные чувства и качества человека или типичные свойства, черты характера;
• преобладающие мотивы действий, поступков;
• совокупность доминирующих моральных ценностей;
• систему морального самостимулирования;
• типичные нормы поведения;
• моральные потребности и привычки. Каждый из названных структурных элементов может существовать только в совокупности с другими, но тем не менее любой из них имеет свою специфику, свои средства формирования и развития, своеобразна и их роль в поведении и деятельности человека.
Проявление морального фактора зависит от сферы его применения, специфики той или иной системы функционирования моральной стороны духовных сил общества, его различных социальных групп, личности. В этой связи можно выделить следующие уровни проявления морального фактора:
• общесоциальный (в масштабе всего общества);
• социальный (в масштабе класса, нации, народности, территориальных социальных образований и т.д.);
• отраслевой (в масштабе той или иной сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, профессиональной группы и т.д.);
• коллективный (в масштабе того или иного трудового коллектива);
• семейный (в масштабе отдельной семьи);
• личностный (в масштабе отдельной личности).
Вряд ли есть необходимость доказывать взаимосвязь всех этих уровней. Однако важно подчеркнуть и своеобразие каждого из перечисленных уровней, указать на специфику механизма формирования и проявления морального фактора на каждом из них, их влияния на общественную жизнь в целом и на состояние различных социаль-
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности 237
ных образований и институтов. Например, если на личностном уровне моральный фактор может проявляться как моральная предрасположенность личности к той или иной деятельности или конкретным поступкам, то в семье он может выступать в виде семейного обычая, авторитета родителей; в коллективе — как сплоченность, единство работников, авторитет руководителя, коллективного мнения. На социальном уровне моральный фактор может приобрести форму национальных или классовых традиций, городского или деревенского уклада жизни и т.д.
Общесоциальный уровень морального фактора могут отражать такие понятия, как «морально-политический климат», «общественное мнение», «моральный авторитет» государства или отдельных политических лидеров, «общественные нормы поведения». Имеет известное своеобразие и так называемый отраслевой уровень проявления морального фактора. Это — престиж профессии, ведомственная солидарность, профессиональная честь и гордость и т.д. Разумеется, на каждом из уровней моральный фактор может иметь как позитивные, так и негативные свои проявления.
6.3. Специфика морального фактора в служебной деятельности правоохранительных органов
Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов можно охарактеризовать как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе. И, напротив, незрелый моральный фактор существенно препятствует решению этих задач, затрудняет нравственное и профессиональное становление сотрудников, способствует моральной деформации определенной части личного состава, что еще более затрудняет формирование здорового, полноценного морального фактора.
Правоохранительные органы, будучи элементом политической системы общества, несут на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы. Это обусловлено прежде всего особой ролью и ответственностью правоохранительных органов в жизни общества. От их морального здоровья зависит не только состояние правопорядка в стране, но и экономическое благосостояние населения, деятельность демократических институтов, политический
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
режим, морально-политический климат общества и т.д. Иными словами, речь идет не только о своеобразии проявления морального фактора общества в правоохранительной системе, но и об обратном ее влиянии на моральный фактор общества.
Говоря о моральном факторе самих правоохранительных органов, следует подчеркнуть ряд признаков, существенно влияющих на значимость и проявление моральных сил личного состава. В их числе высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья. Правоохранительным органам, как правило, приходится иметь дело отнюдь не с лучшими гранями общественной жизни, что не может не накладывать определенный отпечаток на моральный облик сотрудника, его нравственное здоровье. Заметный след на формировании и проявлении морального фактора в правоохранительных органах оставляют такие их признаки, как жесткое распределение обязанностей, закрепленное в уставах, приказах, инструкциях; система субординации; принцип единоначалия; система санкций за нарушение не только правовых, но и моральных норм.
Моральный фактор оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности правоохранительных органов: на эффективность выполнения ими служебных задач, сплоченность коллектива, отношение сотрудников к своей профессии, их профессиональный рост, удовлетворенность своим трудом, отношение к мерам дисциплинарного воздействия и т.д. Возникающие объективные и субъективные трудности, как показывают исследования, такие, как, например, задержки зарплаты, низкое материально-техническое обеспечение, отсутствие должного комфорта служебных помещений, другие неудобства, вызывают весьма различную реакцию сотрудников в зависимости от состояния морального фактора в том или ином служебном коллективе.
Составляющими морального фактора служебного коллектива выступают нравственные качества его сотрудников, морально-психологический климат, традиции коллектива, коллективное мнение, преобладающие мотивы поведения и деятельности личного состава, соотношение мер морального воздействия на сотрудников с правовыми и материальными и ряд других.
Не секрет, что в правоохранительных органах в силу их специфики преобладают методы административно-правового воздействия и регулирования. Однако эти методы дают устойчивый положительный результат только при определенных условиях:
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности 239
1) объект воздействия (личность, группа, коллектив) должен быть достаточно прост и однороден;
2) субъект воздействия (начальник, наставник, руководящий орган, руководитель) должен по своим свойствам вполне соответствовать объекту;
3) обязанности всех членов коллектива четко определены;
4) налажена информационная связь между всеми членами коллектива;
5) внешнее административное воздействие дополняется само
управляемостью коллектива, основанной на нравственной ответст
венности и компетентности его членов.
Если эти условия не соблюдаются, то правовые методы воздействия должны дополняться методами морально-воспитательного характера. На практике, как правило, так и происходит. Тем не менее соотношение административно-правовых мер регулирования с морально-воспитательными в различных коллективах существенно различается, что не может не отражаться на моральном состоянии сотрудников, их настроении, отношении к выполнению служебных задач, к своему начальнику, на взаимоотношениях между коллегами.
Выбор тех или иных средств воздействия на коллектив или отдельных его членов зависит, по меньшей мере, от трех причин:
• состояния самого коллектива или отдельных сотрудников;
• характера предстоящих или решаемых задач;
• профессиональной и нравственной культуры начальника, воспитателя, наставника.
«В среде со слабыми моральными устоями или примитивной в культурном отношении, — писал известный польский социолог Ежи Старосьцяк, — успехов может добиться руководитель, пользующийся такими методами, которые в иных условиях можно было бы назвать «грубыми». В среде с высоким уровнем общественного сознания тот же самый организатор, применяя те же самые методы, может встретить неодобрение... В то время, как для работы в одной среде достаточно умения убеждать и чуткости, в другой эти методы не дадут ожидаемых результатов»'.
Не секрет, что методы воспитательно-нравственного формирования и активизации морального фактора применимы главным образом в повседневной жизнедеятельности личного состава, при подготовке сотрудников к выполнению служебных задач, а не в ходе их осуществления, когда преобладают методы управленческого
Старосьцяк Е. Элементы науки управления. М., 1965. С. 160.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
административно-правового характера (приказ, распоряжение, команда). Опытные руководители перед выполнением сложных, опасных задач (захват вооруженных преступников, освобождение заложников, действия ночью, в трудных погодных условиях, при неясной оперативной обстановке, при недостатке технических средств и т.д.) тщательно продумывают, в какой форме и где поставить задачу подчиненным, как использовать дисциплинарную практику, как распределить сотрудников по их морально-психологической совместимости. Все это позволяет более полно и эффективно использовать сформированный моральный фактор подразделения при выполнении конкретной служебной задачи.
Наличие в правоохранительной системе обширной правовой базы, регламентирующей действия и поведение сотрудников, существенно упорядочивает их работу, облегчает их взаимодействие между собой, с гражданским населением, органами власти. Однако деятельность правоохранительных органов настолько разнообразна, конкретная обстановка настолько изменчива, что предвидеть все ситуации и отразить их в соответствующих инструкциях, приказах, уставах практически невозможно. В этих условиях «на помощь» праву приходит мораль в форме таких категорий, как долг, честь, ответственность, совесть. К тому же нельзя не согласиться с мнением выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который сказал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках»1.
Важной гранью морального фактора служебного коллектива являются его обычаи, традиции, нравы, которые, будучи устойчивыми и привычными нормами поведения многих членов коллектива, выступают одновременно и как средство формирования и активизации морального фактора всего подразделения и отдельных сотрудников. Традиции, обычаи, как известно, бывают прогрессивные и отсталые, положительные и негативные. К первым относятся взаимоподдержка и взаимовыручка при выполнении служебных задач, чествование ветеранов, ритуал вручения табельного оружия, принятие присяги, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, совместное проведение отдыха и ряд других. Среди негативных традиций и обычаев отдельных коллективов можно выделить «питейные» традиции, круговую поруку, основанную на ложном понимании чести мундира или коллектива, укрывательство от регистрации фактов правонарушений и преступлений и т.п.