Периодизация развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина
Периодизацию Даниила Борисовича Эльконина (1904-1984) относят к периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины и движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, то есть источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка.
В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период). Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Существуют, следовательно, две системы отношений: "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый".
Здесь необходимо остановиться на рассмотрении понятия, введенного Выготским и получившего в психологии название "зона ближайшего развития". Это понятие предназначалось для характеристики связи обучения и психического развития. 3она ближайшего развития определяется содержанием задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. 3она ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития.
Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это "общественный" взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый" в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый".
Все ведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем.
К каждому очередному этапу своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек-человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек-вещь". Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.
Период | Годы | Ведущая деятельность | Тип деятельности | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Младенчество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | Социальная | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
Ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | Культурная | "внешнее Я сам" по Выготскому | Усвоение способов деятельности с предметами |
Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | Социальная | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | учебная деятелльность | Культурная | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интелектуальнопознавательной деятельности. |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | Социальная | чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" | Освоение норм и отношений между людьми |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профессиональная деятельность | Культурная | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профессиональных знаний, умений |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профессиональная учеба. | Социальная | Освоение профессионально- трудовых умений | |
Зрелость | после 25 | 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- .. - старость |
Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.
2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" – кризису.
4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:
3. человек – человек
4. человек – вещь.
В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:
1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.
2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
Сензитивный период – период повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида данном возрасте к определенного рода воздействиям, например, к игре, к обучению.
Критические периоды – такие узловые точки онтогенеза индивида, в возрастном интервале которых повышается чувствительности индивида к неадекватным раздражителям.
Для человека невозможно пошагово развиваться, развитие идет через кризисы. Во время кризисов у человека обостряется внутреннее психическое состояние, он попадает в состояние акцентуации («зона риска»), после которого теряется поведение, следовательно, может возникнуть отклоняющееся поведение.
В момент акцентуации определенные черты поведения человека начинают преобладать, усиливаться. Объясняет развитие людей в подростковом периоде (характер у подростка меняется →одни черты характера начинают доминировать, а психического заболевания нет→таких людей называют «дезадаптивными»), а также относится к кризису среднего возраста (возрастные акцентуации).
В критических ситуациях может быть 2 варианта:
1) характер может довлеть над личностью, личность выключается
2) характер отключается, и личность берет на себя все (возможная перестройка организма)
Человек может предотвратить кризисы сознательными усилиями. Религия – один из инструментов предотвращения кризисов. В момент кризиса (как мирового, так и личного) многие люди обращаются в религию.
Инструменты преодоления кризиса: психолог, религия, общение – сопереживание (Василюк).
Классификация возрастов
Человек живет как минимум в 4х возрастах:
3. Биологический возраст – коррелируется с биологическим развитием.
От эпохи к эпохе скорость биологического созревания развиваются (Раньше на Руси девушка должна была выйти замуж в 12 лет, в 20 она уже считалась старой девой, сейчас все изменилось).
4. Психический возраст. Зависит от психического созревания, которое подразделяется на:
o Интеллектуальное созревание (развитие памяти, удержание внимания, мышление);
o Эмоциональное становление личности, которое зависит от зрелости личности. Незрелая личность не имеет воли, не умеет управлять своим поведением.
1. Социальный возраст
2. Психологический возраст – то, как себя человек ощущает.
Доказано, что своими установками человек может замедлить биологический возраст.