Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
Деловая игра – 2 часа
Цель занятия:Раскрыть многообразие ситуаций во взаимоотношениях начальника и подчиненного. Показать знание служебного этикета в оптимизации поведения и деятельности начальника и подчиненного. Отработать проявления этикета в типичных ситуациях.
Ситуация 1: приход начальника на службу (его внешний вид, настроение, приветствия, тон речи, манеры поведения по отношению к подчиненным).
Ситуация 2: подчиненный представляется по случаю назначения на должность (требования Положения о службе в органах внутренних дел, уставов и их проявления в служебном этикете).
Ситуация 3:начальник поощряет отличившихся сотрудников.
Ситуация 4: начальник наказывает провинившихся подчиненных.
Ситуация 5:начальник осматривает внешний вид подчиненных на строевом смотре, перед заступлением на службу.
Ситуация 6: начальник проводит служебное совещание.
Ситуация 7:начальник встречает старшего начальника в присутствии подчиненных.
Ситуация 8:подчиненные поздравляют начальника (с днем рождения, получением очередного специального звания, награды и т.д.).
Ситуация 9:начальник осуществляет инструктаж при разводе личного состава на службу (на примере ГИБДД, ППСМ).
Занятие сопровождается просмотром учебных видеофильмов по сценарию кафедры. Анализ, обсуждение просмотренных видеосюжетов.
Литература
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2006
Введение в юридическую специальность. Учебное пособие. М., 2004, гл.5.
Гладилин А.П. Профессиональная культура и имидж руководителя органов внутренних дел. М., 1998.
Тема 15. Этикетные нормы приема граждан
В органах внутренних дел при общении с населением
Деловая игра – 2 часа
Цель занятия: Выработать навыки культурного поведения сотрудника при приеме граждан. Уяснить особенности проявления такта, вежливости, порядочности при приеме в органе внутренних дел свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, заявителя.
Раскрыть роль внешней культуры сотрудников органов внутренних дел в повышении их авторитета среди населения и укреплении связей с гражданами. Проанализировать наиболее типичные нарушения норм служебного этикета, назвать их причины.
Ситуация 1: прием посетителя с заявлением в кабинете участкового уполномоченного;
Ситуация 2: вызов и прием свидетеля в кабинете следователя;
Ситуация 3-ая: вызов и прием потерпевшего дознавателем;
Ситуация 4-ая: прием оперативным сотрудником (криминальной милиции) подозреваемого в преступлении.
Занятия сопровождаются демонстрацией учебных видеофильмов по сценарию кафедры.
На занятие приглашаются практические работники органов внутренних дел и преподаватели кафедр, пришедшие в вуз с практической работы.
Основная литература
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2006
Нургалиев Р.Г. Обращение к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России 23.08.2005 г.
О профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции с гражданами. Памятка ГУВД г. Москвы. 2004 г.
Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел
В общественных местах
Практическое занятие – 2 часа.
Цель занятия:Обратить внимание курсантов (слушателей) на поведение сотрудников за пределами служебных коллективов. Объяснить правила поведения при посещении театров, музеев, ресторанов, поведения в общественном транспорте, в магазинах, на улице, в гостях, за столом.
Основные вопросы:
1. Анализ поведения курсантов университета при посещении музеев на практических занятиях по эстетической культуре сотрудников органов внутренних дел.
2. Особенности поведения сотрудников в форменной одежде и партикулярном платье.
3. Поведение сотрудника за столом, в местах общественного питания. Сервировка стола, правила пользования столовыми приборами.
4. Поведение сотрудников в общественном транспорте. Рассмотрение ситуаций: посадка в транспорт; кому и как уступить место в транспорте (метро, автобусе, маршрутном такси), поведение в транспорте при возникновении конфликтной ситуации.
5. Правила поведения при посещении театров, музеев, выставок, концертов, кинотеатров, дискотек.
6. Прием гостей. Визиты в гости: что надо знать хозяевам и гостям.
7. Что лежит в основе нарушения требований служебного этикета при посещении сотрудниками общественных мест?
Литература
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009.
Устав патрульно-постовой службы милиции.
Инструкция участкового уполномоченного.
Международный семинар по проблемам полицейской этики .М., 2003.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., «Щит-М.».2007.
А.А.Гришин, С.С.Пылёв, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2006.
Опалев А.В. Умение общаться с людьми. Этикет делового человека. М., 1996.
Советы сотруднику органов внутренних дел по культуре общения с гражданами. М., 1997.