Сущность и виды стратегий организации
Как уже отмечалось ранее неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.
Стратегия в широком понимании – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность этапов по их достижению. Для предприятия стратегия означает набор правил, приемов и методов, с помощью которых достигается цель, решаются конкретные проблемы и распределяются ресурсы.
В стратегию входят следующие элементы:
1) система целей — это миссия, общеорганизационные и специфические цели;
2) приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Например, их можно распределять поровну, пропорционально или в соответствии с потребностями, концентрировать на решающих направлениях и т. п.;
3) правила осуществления управленческих действий, например, порядок составления и утверждения планов, контроля, оценки работы;
4) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды;
5) представление о деятельности конкурентов;
6) внутренние и внешние ограничения;
7) курс действий;
8) программа действий;
9) ресурсы;
10) ситуационные стратегии;
11) финансовый план.
Разработанная стратегия деятельности организации способствует:
· достижению долгосрочных целей организации;
· распределению ограниченных ресурсов в выбранных направлениях;
· координации стратегических ресурсов организации;
· приведению в соответствие сильных и слабых сторон организации с опасностями и возможностями во внешней среде ;
· реализации целей руководства организации;
· изменению системы организации для достижения более качественных параметров производимых им товаров и услуг.
Прежде чем приступить к разработке стратегии необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
- Какие преимущества имеет организация для успеха среди конкурентов;
- Какие товары будут выставлены на рынок;
- Какой тип покупателя будет преобладать на рынке;
- Как будут распределяться ресурсы внутри предприятия;
- Какая технология будет наиболее предпочтительна и перспективна в данных условиях;
- Какие возможности имеются для коммерческих сделок и получения прибыли.
К основным задачамразработки стратегии предприятия можно отнести следующие:
- повышение контролируемой доли рынка;
- предвидение требований потребителя;
- выпуск продукции более высокого качества;
- обеспечение согласованных сроков поставок;
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- репутация и имидж организации.
Основной базовой моделью разработки стратегического плана принято считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени (рисунок 12).
Рис. 12. Схема процесса разработки стратегии.