Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает всё большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех форм аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение – явление довольно распространённое. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления (алкоголизм, наркомания).
Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока ещё не нашёл своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлечённым в разные варианты аддиктивной реализации [44, с.498].
Профилактика аддиктивного поведения приобретает особую значимость в подростковом возрасте. Во-первых, это нелёгкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться важнейшие личностные качества, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и её потенциалом, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении.
Этапами профилактической деятельности могут стать различные составляющие.
Диагностический этап включает в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая «Я-концепция», низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск острых ощущений и др.), а также получение информации о положении ребёнка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, об увлечениях и способностях ребёнка, его друзьях, возможных референтных группах.
Информационно-просветительский этап представляет собой повышение компетентности подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблема аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, вариантов аддиктивной реализации, динамика развития аддиктивного процесса и его последствий.
Этап обучения жизненным навыкам предполагает тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, а также формирование и развитие навыков работы над собой, общения, преодоления стрессовых ситуаций, принятия решений и т.д.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищённость, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Иногда способный ребёнок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни.
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своём содержании на расширение объёма знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы и выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно важные проблемы без страха перед действительностью, пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за её содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти своё место в обществе. Подростки стремятся определить своё место в жизни, активно ищут идеал – «с кого делать жизнь?». В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Направленность на людей – своеобразная психологическая повёрнутость к людям – в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает в зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.
Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям, а также для формирования уважительного отношения к своей личности и к окружающим, что является крепким фундаментом для строительства эффективных межличностных отношений.
Таким образом, современная концепция профилактики аддиктивного поведения ставит в центр личность и её референтную среду, хотя и не оставляет без внимания факторы, влияющие на формирование аддиктивной стратегии. Формирование личностных ресурсов – задача позитивной профилактики, акцентирующей внимание не на отрицательных последствиях аддикций, а на освоении и раскрытии ресурсов психики и личности, способной сделать здоровый выбор.
На наш взгляд, проблема в настоящее время состоит не в недостатке профилактических программ, а в отсутствии специалистов, способных их адекватно реализовать. Одной из попыток решения данной проблемы является предложенная нами программа первичной профилактики употребления психоактивными веществами у подростков «Я – это Я!» Программа построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности. Основная цель программы – повышение психологической устойчивости к возникновению аддиктивного поведения. Отличительным и важным моментом программы является выделение этапа подготовки ведущих, которыми будут проводиться занятия с подростками. Реализация программы на базе образовательного учреждения – средней школы – позволяет сделать профилактическую работу системной, гармонично и естественно вписываемой в учебно-воспитательный процесс, обеспечить стабильность и эффективность работы, её преемственность и непрерывность.