Исследование регуляторно-волевой сферы
Рекомендуемый психодиагностический минимум на выявление психологических проблем и резервных возможностей подростков и старшеклассников
Внимание! При использовании тестов не следует забывать, что с их помощью мы оцениваем возможности человека, а не эффективность его деятельности в целом. Работает, учится и живет личность в целом. Эффективная помощь ребенку возможна лишь тогда, когда имеется полная информация об особенностях психического развития. Личностные особенности либо представляют резерв, который можно использовать для оптимизации развития, либо дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании психологической помощи ребенку.
Исследование регуляторно-волевой сферы
Регуляторно-волевая сфера в структуре личности служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности. Её представляет взаимодействие волевых и эмоциональных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных. Волевые процессы необходимы старшему школьнику для организации действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Волевые действия реализуются в определенной последовательности. Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человеческого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Особенности саморегуляции в учебной деятельности зависят от сформированности её структурных и процессуальных компонентов, а также индивидуально-типических особенностей саморегуляции личности школьника, обеспечивающих устойчивость и успешность результатов собственно учебной деятельности.
Диагностический минимум, рекомендуемый для исследования регуляторно-волевой сферы:
· Методика диагностики учебной мотивации М.В.Матюхиной. М.В. Матюхина к ведущим, доминирующим мотивам в мотивационной сфере учащихся относит широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), мотивы избегания неприятностей.
· Тест-опросник измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш.Магомед-Эминова)
Тест-опросник предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также от:
1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);
2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);
3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).
· Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой. Методика создана в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции. По данным исследований лаборатории от степени сформированности индивидуальной саморегуляции зависит продуктивность выполнения профессиональной и учебной деятельности в средней школе и высших учебных заведениях. Под осознанной саморегуляцией произвольной активности человека понимается целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Методика позволяет построить индивидуальный профиль саморегуляции человека (гармоничный, акцентуированные профили), включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также индивидуально-типические различия в осуществлении контрольно-коррекционных функции (гибкость и самостоятельность). Информирует о возможности человека компенсировать слабые стороны своего характера средствами осознанной саморегуляции.
· Методика «Ценностные ориентации» Рокича. Тест направлен на изучение ценностно-мотивационной сферы человека, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и составляет основу мировоззрения, жизненной концепции человека. Система ценностных ориентаций по М.Рокичу соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
· Характерологический тест Айзенка в модификации Т.В. Матолиной.
В основе данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко др.). Методика позволяет не только выявить личностные особенности школьника, но и предлагает наиболее эффективные направления построения взаимоотношений с учеником с учетом типа выявленных характерологических проявлений.
В основе теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора: экстраверсия – интроверсия и нейротизм.
· Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств позволяет выявить признаки дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности, инициативности.
· Диагностический комплекс Л.А Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников»
Диагностический комплекс включает Личностный опросник Р.Кеттелла (подростковый вариант). Предлагаемая методика позволяет в процессе комплексного психологического обследования выявить такие личностные характеристики подростков как исполнительность, волевой самоконтроль, честолюбие, самостоятельность, прагматизм, тревожность, беспечность, эмоциональность и др.