Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Рассмотрим личностные черты и реакции, составляющие основу личностных нарушений и являющиеся критериями их диагностики.
Демонстративность- подчеркнутая, но без нелепости, пантомимичность, выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих. У детей демонстративность чаще всего служит выражением эмоциональной депривации, в которой находится ребенок в связи с недостатком чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких. Депривация- лишение/утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного/ необходимого.
Данная реакция проявляется в демонстративном поведении -подчеркнуто выразительном поведении, обусловленном наличием острых аффективных реакций на фрустрацию и/или направленное на избегание ожидаемого наказания либо перспективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным. На фоне аффекта совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить к себе сочувствие, жалость. Нередко демонстративное поведение включает в себя псевдосуицидальные или демонстративно суицидальные действия в качестве крайнего аргумента. Возможна аггравация (преувеличение симптомов заболевания) имеющихся заболеваний, вызывание у себя не опасных для жизни болезней или симуляция. Демонстративные реакции могут проявляться такими нарушениями поведения, как нарочитые выпивки или прием токсических веществ с аггравацией алкогольного/наркотического опьянения, демонстративными побегами, кражами. Последние могут быть проявлениями реакции оппозиции. Чаще всего демонстративное поведение отмечается при психопатиях и акцентуациях характера (истерических, гипертимных и др.).
Другая часто встречающая при личностных нарушениях реакция - импульсивность- особенность поведения, которая заключается в действиях по первому побуждению, под влиянием внешних случайных обстоятельств или сильных эмоций. Физиологически импульсивность определяется слабостью тормозного контроля со стороны второй сигнальной системы. В устойчивых формах представляет собой черту характера. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки — он реагирует быстро, непосредственно (нередко — на малозначимые, вторичные факторы) и часто столь же быстро раскаивается в своих действиях. От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает непосредственную энергичную реакцию, но связана с быстрым обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. Импульсивность преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля поведения. Преодолению импульсивности способствуют совместные игры детей, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов других ее участников. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков импульсивность часто является следствием возрастной эмоциональной возбудимости. У старших школьников и взрослых импульсивность наблюдается при большом утомлении, в структуре аффективных реакций или некоторых психических заболеваний.
Чувство собственной неполноценности- вариант глубоко заниженной самооценки, представление о собственной неспособности к выполнению тех или иных социальных функций, о своей моральной, личностной, социальной ущербности, не соответствующее реально высоким способностям индивида. Данная реакция является составной частью многих личностных нарушений.
Чувство собственной неполноценности, неуверенность в своих силах приводят к пассивности- низкому уровню проявления того или иного или нескольких видов деятельности. Обычно пассивные дети отличаются преобладанием реактивного поведения над инициативным, бедностью проявлений эмоциональной сферы, низким уровнем развития деятельности и общения, слабой сформированностью образа себя или заниженной самооценкой.
Серьезной причиной личностных нарушений является закрепление в структуре личности ребенка различного рода страхов. Страх - эмоция переживания угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Детские страхи понимаются как эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. Страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.
Страх проявляется в значительных физиологических изменениях и в тенденции к защите (избеганию опасности или агрессии). В случае неопределенности источника опасности возникают состояния тревоги.
Тревога - это эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием опасности. В отличие от страха, рассматриваемого как реакция на конкретную угрозу, тревога понимается как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы. Согласно другой точке зрения, страх — реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога — переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. С этим связано описание тревоги как эмоционального состояния, связанного с возможностью фрустрации социальной потребности. Понятие тревоги было введено в психологию З.Фрейдом, разводившим страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). В психопатологии, по К.Ясперсу, тревога (Angst) не обязательно связана с переживанием угрозы, она "...ни к чему не привязана" и является "...первичным психическим состоянием.., поражающим наличное существование субъекта в целом" с широким спектром проявлений — "от беспредметного, могущественного тревожного чувства... до легкого тревожного напряжения". Обычно она связывается с чувством беспокойства. Таким образом, тревога — это особое тягостное дискомфортное чувство, которое зачастую, но не обязательно, осознается как ожидание угрозы, утраты, причем нередко конкретизируемой в представлении. Но в случае тревоги такое осознание представляет собой потребность субъекта рационализировать тягостное дискомфортное чувство.
На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности. На психологическом уровне тревога проявляется в ощущении беспомощности, бессилия, незащищенности, затрудненности принятия решения, амбивалентности чувств. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое личностное образование. В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также "объективная", "связанная", "реальная" тревога и собственно тревога ("неадекватная тревога") в нейтральных, не угрожающих ситуациях.
Ф.Б.Березиным выделяются явления тревожного ряда — эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания тревоги. Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, являющееся первым членом тревожного ряда явлений. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. На втором уровне гиперестезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Это явление выражается в том, что ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается недифференцированное реагирование, характеризуемое как раздражительность. Третий уровень — собственно тревога — проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности. Четвертый уровень — страх — возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Пятый уровень — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемости катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызывать и неопределенная, бессодержательная, но очень сильная тревога. Наиболее высокий уровень тревожного ряда явлений — тревожно-боязливое возбуждение — выражается в потребности в двигательной разрядке, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума.