Открытие бессознательного З.Фрейдом
Психика
Важнейшим достижением учения З.Фрейда стало создание новых представлений о психике человека и психических процессах. Доказав неправомерность отождествления «психического» и «сознательного» и показав, что сознательные процессы не исчерпывают содержание психики, З.Фрейд разработал динамическую модель психики человека как образования, состоящего из трех взаимодействующих систем: бессознательного, предсознательного и сознательного.
Выделяя данные системы в соответствии с уровнем осознаваемости психических процессов, З.Фрейд уделил особое внимание исследованию бессознательного как «психических процессов, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», и в конечном счете пришел к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Понимая бессознательное как наиболее содержательную и обширную систему психики, З.Фрейд отмечал, что оно регулируется принципом удовольствия и представляет собой совокупность влечений, инстинктов, комплексов и импульсов, характеризующихся неосознаваемостью, наследуемостью, сексуальностью, алогичностью и т.д.
Предсознательное трактовалось им как система, регулируемая принципом реальности и включающая в себя временно неосознаваемые влечения, желания, импульсы, воспоминания, представления, сведения и т.д. Само же сознание, руководствующееся принципом реальности, З.Фрейд представлял как «поверхностный слой душевного аппарата», охватывающий «только очень небольшое содержание» и включающий в себя лишь те влечения, желания, ощущения, мысли и понятия, которые осознаются в каждый данный момент времени. Разработав «динамическое понимание душевных явлений», З.Фрейд создал оригинальную психодинамику, представлявшую систему диалектического взаимодействия всех компонентов психики и их определенную нетождественность самим себе в различное время. Понимая психику как единство и борьбу противоположностей, З.Фрейд утвердил в качестве основы психической деятельности перманентное борение бессознательного и сознательного, предопределяющее и определяющее конфликтность и относительную нестабильность психики человека.
Созданные З.Фрейдом модели психики и психодинамики оказали огромное воздействие на развитие его учения и терапии и инициировали общественнозначимый мировоззренческий психоаналитический переворот в представлениях о психике и жизни человека.
Теория Фрейда о структуре психики
Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:
1)сознание;
2)предсознание;
3)бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Область предсознательного иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики – бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.
На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.
Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого – величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, - главная цель в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.
Уровень Я (Эго) – сознания – находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критики, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.
Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.
Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.
Личность
В начале 20-х гг. XX в. З.Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной теории личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, ее структуры и механизмов деятельности.
З.Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» - «Я» - «Сверх-Я», сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным - предсознательным - сознательным, содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии.
З.Фрейд считал, что филогенетическое становление личности началось в первобытной орде с того момента, когда из-за катаклизма (убийства и каннибалистского акта) возникло неведомое ранее людям сознание вины (чувство вины), которое послужило основным «пусковым механизмом» расщепления и эволюции дотоле синкретичных психики и личности.
Главенствующая сфера личности – «Оно» – представлялась З.Фрейдом как руководствующаяся принципом удовольствия неорганизованная, но единая сила, включающая в себя различные неосознаваемые влечения, желания, побуждения, мотивы и пр., выступающая в качестве совокупности движущих сил личности. В этой сфере, являющейся источником психосексуальной энергии и поставщиком ее для других сфер личности, происходит борьба Эроса и Танатоса, обусловливающая ее сущность и поведение личности.
Как сфера личности «Я» происходит от комплекса Эдипа и руководствуется принципом реальности. «Я» включает в себя элементы опыта «Оно» и внешнего мира, разума и рассудительности, чувства страха, сострадания и совестливости, «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности». «Я» замещает для «Оно» внешний мир и поэтому отчасти контролирует слепые силы «Оно». Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трем господам» («Оно», «Сверх-Я» и внешнему миру), которые ему постоянно угрожают и держат в состоянии напряжения и страха.
«Сверх-Я» как сфера личности возникает на основе «Я» под влиянием чувств раскаяния и вины и является преимущественно продуктом социально-бытовых традиций и культуры. Эта сфера руководствуется принципом реальности и включает в себя совестливость, моральные черты и нормы поведения, основу социальных чувств и пр. Данная сфера осуществляет посредничество между «Я» и «Оно» и пребывает в постоянном конфликте с «Я».
Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я», которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее ее защиту от самой себя и внешнего мира. Стремясь к координации и рационализации требований своих «господ» и смягчению внутриличностного конфликта, «Я», по З.Фрейду, создает своеобразные «защитные механизмы» («механизмы защиты»), обеспечивающие известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта различных внутренних и внешних противоречивых мотиваций и установок.
Я старается подчинить себе Оно. Чаще всего это не удается и Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним (как всадник, объезжая дикую лошадь, вынужден, чтобы не быть выброшенным из седла, направлять лошадь туда, куда она сама поведет). С другой стороны, моральное и социальное сверх-Я, которое, казалось бы, должно сглаживать трения между Оно и Я, тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины, т.е. сверх-Я оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного, а Я не является, по выражению основателя психоанализа, «хозяином в собственном доме» и находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, Оно, и сверх-Я, что постоянно драматизирует человеческое существование.
Таким образом, заслуга Фрейда – открытие особой сферы бессознательного в психике человека, построение концепции психики как целостной системы, а недостатки – «продолжение достоинств» – абсолютизация сферы бессознательного в психике.
Подчеркивая, что поведение личности обусловливается различными уровнями мотивации с точки зрения данности их самоконтролю, З.Фрейд увязывал проблему мотивации с разработанными им принципами динамизма личности и ее изменчивости в зависимости от времени и деятельности.
Дополняя теорию личности учением о характерах, он отметил, что характер личности в основном формируется в течение первых пяти лет жизни и определяется факторами конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая особую роль детства в формировании личности, З.Фрейд констатировал, что в этом процессе существенную роль играет развитие психосексуальности и классифицировал характеры в зависимости от преобладающего влияния в их формировании той или иной эрогенной зоны (оральный, анальный, фаллический и уретральный).
Утверждая конфликтную природу личности, З.Фрейд полагал, что источником ее творческой деятельности также является конфликт (как психосексуальный феномен), и осуществил ряд специальных «патографических исследований», призванных подтвердить и проиллюстрировать эту идею.
Отстаивая положение о доминирующей роли сексуальности в творческом процессе (как высшей форме проявления личности), З.Фрейд исследовал связь и общие корни творчества и невроза, обратил внимание на творческую деятельность как средство психотерапии и смягчения личностного конфликта.