Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Северо - Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Военная кафедра
Методическая разработка
По дисциплине «Методика экспериментальных
исследований воинской деятельности»
ВУС – 801300
Тема №2: «Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки»
Рассмотрена на заседании ПМК
Протокол №___от ____________
Петропавловск
Утверждаю:
Начальник военной кафедры
СКГУ им. М. Козыбаева
полковник С.Альжапаров
«____»_____________ 20__ г.
Методическая разработка
По дисциплине «Методика экспериментальных исследований
Воинской деятельности» студентов, обучающихся
по ВУС–801300 «Психология»
Тема 2. Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки.
Учебные и воспитательные цели:
1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о практической психологии как отрасли науки и об основных направлениях деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.
2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.
3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.
Время:2 учебных часа (80 минут)
Место:класс кафедры.
Метод:лекция.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
2. Понятие о психологическом исследовании, его особенностях в условиях воинской деятельности.
3. Методика, формы и методы реализации полученных результатов психологических исследований.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.
3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.
Учебно-материальное обеспечение:
выставка литературы;
слайды по тексту лекции;
технические средства лектория;
Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Основными задачами психологической работы являются:
1.Изучение индивидуально-психологических и личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности, выработка рекомендаций по индивидуальной воспитательной работе со всеми категориями военнослужащих.
Решение данной задачи есть ни что иное, как составление некоего психологического портрета каждого военнослужащего, который отражал бы в той или иной степени полно совокупность его индивидуальных качеств, обусловленных типом высшей нервной деятельности, особенностями его характера и выражающихся в привычных для него способах и формах поведения, общения, реагирования на те или иные жизненные ситуации.Изучение индивидуальности позволит прогнозировать особенности реагирования и поведения человека в различных условиях служебно-боевой деятельности, его психологическую устойчивость к влиянию психотравмирующих факторов, которые неизбежно сопровождают воинскую деятельность, определяя ее экстремальность и требуя от военнослужащих определенных качеств, которые позволили бы им справляться с ней достаточно эффективно без существенных негативных изменений психических состояний и душевного равновесия. Кроме того, подобное изучение личности позволяет прогнозировать и характер межличностных отношений данного военнослужащего в воинской группе, успешность его вхождения во внутригрупповую структуру подразделения, его социальный статус в подразделении и уровень его психологического комфорта (или же наоборот дискомфорта) во внутригрупповых отношениях и межличностном общении. Прогнозирование успешности служебно-боевой деятельности военнослужащих на основе изучения их индивидуально-личностных особенностей позволяет так же и своевременно выявить тех, кого принято относить к так называемой "группе риска", которую составляют военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, затрудненной адаптацией, теми или иными личностными качествами, препятствующими успешности их воинской деятельности, вхождению в межличностные отношения в воинской группе, с тенденцией неадекватного реагирования в тех или иных сложных жизненных ситуациях. Поскольку возможности профессионально-психологического отбора военнослужащих по призыву существенно ограничены и не представляется возможным "отсев", призванных на военную службу молодых людей, то те из них, кто по своим индивидуально-личностным качествам не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым к ним спецификой воинской деятельности, соответственно нуждаются в специальной психолого-педагогической работе с ними командиров, офицеров по работе с личным составом по коррекции и формированию у них необходимых качеств. Выработка рекомендаций для этой работы также является составляющим звеном в решении первой вышеупомянутой задачи.
2. Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к условиям военной службы во внутренних войсках и различным видам служебно-боевой деятельности.
Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе содержания той работы, которая должна проводится в рамках реализации задачи по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к условиям военной службы. Сама по себе воинская деятельность есть измененные, непривычные условия существования человека. Поэтому обеспечение адаптации человека к ней предполагает не только соответствующее обучение его военной специальности, выработку военно-профессиональных навыков, но и работу с его сознанием и психикой по снятию излишнего нервно-психического напряжения, оказание психологической помощи на первых этапах острого реагирования на стресс-факторы условий военной службы, психологическая поддержка формирования новых психических реакций в соответствии с требованиями новой среды жизнедеятельности. Достаточно обширный опыт изучения негативных проявлений нервно-психической неустойчивости военнослужащих, зачастую связанный с такими ее проявлениями, как совершение преступлений и происшествий, показывает, что подавляющее их большинство приходится на долю военнослужащих, находящихся на начальном этапе службы и является крайним проявлением затрудненной адаптации или же полной неспособности адаптироваться к условиям военной службы. Необходимо отметить, что данные наблюдения касаются не только военнослужащих по призыву, но и других категорий военнослужащих, начинающих свою службу на новом месте, в новой должности ив других изменившихся условиях.
3. Участие в реализации мероприятий формирования психологической устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой подготовки войск.
Само по себе формирование профессиональных навыков и умений владения боевым оружием, техникой, действий при выполнении служебно-боевых задач еще не означает формирования психологической устойчивости обучаемых, достаточной для успешного их выполнения. Характер выполняемых войсками служебно-боевых задач зачастую представляет сверхэкстермальные условия жизнедеятельности человека, которые имеют целый ряд специфических психотравмирующих факторов, способных полностью или же почти полностью изменить функциональные способности человека, нарушить его поведенческие реакции, вызвать негативные психические изменения и т.п. Моделирование этих психотравмирующих факторов (в максимально возможной степени на основе тщательного изучения механизма их воздействия на психику военнослужащих) в ходе боевой подготовки войск и овладения военнослужащими соответствующими боевыми навыками и умениями должно способствовать формированию должной психологической устойчивости личного состава, выработке соответствующих психических реакций и прочных стереотипов поведения, способных
противостоять психотравмирующему воздействию на личность факторов боевой обстановки и служебно-боевой деятельности в экстремальных условиях. Участие психолога в решении данной задачи заключается, в первую очередь, в анализе и изучении всех возможных психотравмирующих факторов служебно-боевой деятельности и механизма их влияния на личность, а также в выработке на этой основе рекомендаций органам боевой подготовки и командирам подразделений по моделированию этих факторов на учебных занятиях, на стрельбище, в ходе занятий по огневой, тактической, специальной подготовке, в ходе проведения учений и тактико-строевых занятий.
4. Участие в реализации мероприятий формирования психологической устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой подготовки войск.
Служебно-боевая деятельность подразделений и воинских частей внутренних войск в силу своих специфических особенностей может иметь зачастую высокую динамичность, характеризоваться частым и резким изменением оперативной обстановки. Кроме того влияние тех или иных заранее прогнозируемых психотравмирующих факторов может иметь совершенно особенный характер: они могут оказывать гораздо более интенсивное стрессовое воздействие и вызывать негативные изменения психических состояний военнослужащих вплоть до психогенных расстройств. В этих условиях особое значение приобретает целенаправленная психологическая работа по снижению негативного влияния на личный состав психотравмирующих факторов, своевременное выявление военнослужащих, в большей степени подверженных их влиянию, оказание им психологической помощи и поддержки, реализация комплекса мероприятий по профилактике нарушений психической деятельности. Кроме того, в силу тех или иных причин, даже обычная повседневная воинская деятельность зачастую для определенной группы военнослужащих может носить повышенный стрессогенный характер. Одной их таких причин являются индивидуально-личностные качества, не способствующие успешности воинской деятельности и вызывающие тяжелые субъективные переживания условий воинской службы. Именно снятие подобных переживаний, психологическая поддержка и психологическая помощь становятся необходимым условием сохранения психического здоровья данных военнослужащих, профилактики их отклоняющегося поведения как следствия неустойчивой нервно-психической адаптации.
5. Организация мероприятий психологической реабилитации военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
Данное направление работы является одним из элементов системы восстановления боевой готовности воинских частей и подразделений, боеспособности личного состава после выполнения задач, как правило, связанных с непосредственным риском для жизни, потребовавших огромных затрат физических и психических ресурсов, В основе этой работы должны лежать уже реализованные ранее задачи, как то: изучение индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, психологическое обеспечение их адаптации к условиям служебно-боевой деятельности, снижение психотравмирующего влияния данных условий, а также обеспечение их реадаптации к обычным, нормальным условиям. Остроту самой проблемы психологической реабилитации как раз и определяет невозможность по тем или иным причинам полностью реализовать те задачи социально -психологической работы, которые были перечислены, а так же тем фактом, что психотравмирующее влияние боевой среды зачастую оказывает воздействие на личность, выходящее за рамки возможностей психологического обеспечения деятельности военнослужащих в условиях риска для жизни и полного устранения их психотравмирующего влияния.
6. Психологическое консультирование военнослужащих и членов их
семей, проведение психокоррекционных мероприятий.
Эта задача предполагает индивидуальную работу с военнослужащими и членами их семей по оказанию непосредственной психологической помощи с использованием методов психологического консультирования по решению широкого спектра внутриличностных проблем, восстановлению душевного равновесия и внутреннего психологического комфорта, проблем межличностного общения и отношений с другими людьми, индивидуальную психокоррекционную работу по снятию негативных психических состояний, восстановлению психического потенциала личности. Большое значение в этой работе, которая проводится кроме всего прочего и в рамках решения тех задач, о которых уже шла речь выше (психологическое обеспечение адаптации, профилактика нервно-психической неустойчивости, сохранение психического здоровья военнослужащих, психологическая реабилитация) имеет профессиональная подготовка психолога, владение им основами психотерапии, методами и техниками психокоррекции и оказания психологической помощи.
7. Изучение, анализ и прогнозирование развития социально-
психологических процессов в воинских группах и выработка предложений
по поддержанию здоровой морально-нравственной атмосферы, практическая реализация мер социально-психологической профилактики негативных тенденций в межличностных взаимоотношениях военнослужащих.
Особое значение в общем, комплексе задач психологической работы имеет обеспечение здорового морально-психологического климата в воинских подразделениях, который является одним из важнейших условий успешности воинской деятельности, социального самочувствия военнослужащих. Проблема здоровых морально-нравственных отношений между военнослужащими, сплоченности подразделений во многом решается путем мониторинга социально-психологических процессов, которые развиваются внутри воинских групп стихийно и нуждаются в своевременной коррекции в случае их развития в неблагоприятном направлении. Данная работа позволяет выявить микрогруппы и их направленность, неформальных лидеров и качества, позволяющие им определять те или иные процессы в подразделениях, а так же условия, от которых зависит направленность лидерства и стиль межличностных отношений в подразделениях. На этой основе разрабатываются рекомендации и конкретные меры управления происходящими внутри воинских групп процессами и коррекции межличностных отношений, направленные на создание здорового социально-психологического и морального климата в подразделениях.
8. Выработка предложений и психологическое консультирование по вопросам управленческой деятельности командиров и органов военного управления, организация их психолого-педагогической подготовки, распространение социально-психологических знаний.
В соответствии с принципом единоначалия решение большого круга вопросов, связанных с психологическим обеспечением и поддержанием высокого уровня морально-психологического состояния личного состава реализуется на основе решений командиров (начальников) и в ходе непосредственной деятельности органов военного управления. Эффективность принятых решений и их успешная реализация во многом будут зависеть от наличия и полноты необходимой социально-психологической информации о состоянии подразделений и воинских частей, о протекающих внутри воинских групп социально-психологических процессах, о наличном уровне социального самочувствия военнослужащих, их психических состояниях и психологической готовности к успешной служебно-боевой деятельности. Данная информация должна иметь вид конкретных предложений психолога, которые могут быть учтены при принятии управленческого решения в соответствии с реальной морально-психологической обстановкой, и иметь направленность в том числе и на решение имеющих место проблем с. уровнем социального самочувствия и психических состояний военнослужащих, способствовать поддержанию должного уровня психологической готовности личности состава к выполнению задач. Наличие определенных данных об индивидуально-личностных особенностях военнослужащих позволяет консультировать их непосредственных командиров в вопросах управленческой деятельности с целью наиболее эффективного использования их потенциала, психологически правильной организации их деятельность, быта, межличностных взаимоотношений. Эта же работа предполагает и передачу определенных психологических знаний командирам и другим офицерам, организацию их психолого-педагогической подготовки.
9. Участие в работе кадровых органов войск по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту и в изучении индивидуальных психологических качеств кандидатов на вышестоящие должности.
Изучение индивидуально-личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности кроме уже рассмотренного аспекта может иметь и стратегию участия психолога в кадровой работе по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту по принципу соответствия их личностных качеств требованиям, предъявляемым к личности условиям военной службы вообще и конкретной воинской специальности в частности. Решение данной задачи позволяет выработать соответствующие рекомендации по назначению каждого конкретного кандидата на ту или иную должность (специальность), как в соответствии с его профессиональной подготовкой, так и в соответствии с выраженностью необходимых для выполнения обязанностей личностных качеств (их наличия или отсутствия). Участие психолога предполагает работу, как по определению профессионально важных качеств, требуемых спецификой исполнения обязанностей по той или иной должности (специальности), так и диагностику этих качеств и оценку степени их выраженности у кандидатов на эти должности (специальности). На этой основе вырабатываются соответствующие рекомендации кадровым органам, которые могут и должны учитываться при принятии кадрового решения.