Формализованная схема профессиограммы

Социальная и профессиографическая характеристика профессии


1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).
4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).
6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.
7. Необходимое образование.
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.
9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).
10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

Психограмма


А Общая характеристика труда
1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам
1. Психомоторика:
• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские идр;
• временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
• особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
• чувствительность различных сенсорных модальностей;
• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д. ;
• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
• особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
• внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
1 . Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
1. Монотония и утомление.
2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность.
3. Оптимизм.
4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством) .
6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения
1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2. Характеристика профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. Профессиональные вредности и льготы.
5. Профессиональные деформации личности.

Заключение


В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и(или) практического характера в следующем порядке:
1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).
3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.
4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.
5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.
Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический1.
Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение — первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку. В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:
1. Общая характеристика профессии:
• социальная ценность результатов труда;
• история и перспективы развития профессии.
2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:
• основные профессиональные функции, задачи и действия;
• общая характеристика орудий и средств труда.
3. Общая характеристика условий труда:
• микроклиматические условия труда;
• социальные и социально-психологические условия труда;
• режим труда.
4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.
5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.
Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации.
Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное — установление причин, обусловливающих наличие названных фактов.
Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.
Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:
1. Содержание деятельности:
• предмет и задачи труда;
• требования к качеству результата работы.
2. Орудия труда:
• вид и режим работы;
• органы управления;
• пространственная организация рабочего места.
3. Деятельность субъекта труда:
• виды действия и их характеристика;
• характер планирования и исполнения работы;
• виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности;
• виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.
4. Организация труда:
• структура производственного взаимодействия работников;
• планирование работы и контроль за ней.
5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.
6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.
7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.
Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.).
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:
1. Общая характеристика профессии:
• история и перспективы развития профессии;
• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;
• профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля1:
• характеристика профессионального поля;
• факторы, определяющие профессиональное поле;
• прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:
• уровень профессионального образования;
• профессиональная подготовка;
• повышение квалификации.
4. Профессиональная мобильность работника:
• широта профиля специалиста;
• уровень ключевых квалификаций;
• возможности смены специальности и профессии.
5. Оценка перспективности профессии:
• профессионально-психологический потенциал личности;
• профессиональная активность работника;
• профессиональное самосовершенствование и карьера.
Прогностическое профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты.
Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.
В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют такую схему:
1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.
2. Условия труда:
• санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);
• физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);
• режим труда;
• форма оплаты труда и поощрения.
При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:
1. Содержание деятельности:
• требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и навыки, а также качества и способности);
• права и обязанности работника.
2. Организация труда:
•повышение квалификации;
•профессионально-психологический потенциал; творческие способности.
3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.
Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.
В основу образовательно ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Авторы образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профес-сиограмм1.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
БЛОК «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек— природа», «человек—человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.
Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.
Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:
• развитие мыслительного потенциала;
• возможности саморегуляции и саморазвития личности;
• направленность личности на «стратегию успеха»;
• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
БЛОК «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:
• наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
• уровень профессиональной подготовки;
• шифр;
• параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);
• степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
• критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.
Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.
Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства.
На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:
• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;
• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
• способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.


Приведем схему проспектированной профессиограммы.
1. Паспорт профессии:
• тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
• уровень образования и ступени (категории) квалификации;
• смежные специальности и профессии;
• социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
• форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
• уровень получаемой квалификации;
• перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:
• функции;
• конкретные виды деятельности;
• типовые профессиональные задачи;
• профессиональные умения.
4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:
• ведущая деятельность;
• основные подструктуры субъекта деятельности:
— профессиональная направленность;
— профессиональная компетентность;
— профессионально важные качества (ключевые квалификации);
— профессионально значимые психофизиологические свойства;
• психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
• режим труда;
• нервно-психическая напряженность;
• сенсомоторная и перцептивная сферы;
• медицинские противопоказания.
В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

Выводы


1. Профессия является важной сферой жизнедеятельности человека, позволяющей ему удовлетворить свои потребности: естественные, в уважении, общении, самоутверждении, самоосуществлении и самоактуализации.
2. Имеющиеся классификации профессий подчинены решению конкретных практических задач. Универсальной классификации быть не может. И вместе с тем следует отметить необходимость поиска новых принципов и методов классификации профессий.
3. Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практикоориентированных задач психологии профессий.

ГЛАВА 6

Наши рекомендации