Зеленый театр на острове Маргит. Будапешт
Зеленый театр на острове Маргит — явление уникальное. Широким веером, крутым амфитеатром разбегаются в стороны и вверх от сцены каменные скамьи, опираясь верхним барьером на высокую и стройную средневековую башню с зубцами, бойницами и балкончиками. Сзади и с боков сцена ограничена вековыми ивами, свесившими свои серебристые ветви до самой земли. В этом театре летом ставятся так называемые зеленые оперы, в которых участвуют выдающиеся певцы всего мира. В вечер нашего приезда шла «Чио-Чио-Сан». Игрушечные японские домики и мостики среди ветвей, яркие кимоно на фоне зелени, серебристый лунный свет и отраженный водами Дуная звук — все это было сказочно, таинственно и изумительно красиво. Но... это очаровательное зрелище повергло нас в абсолютное уныние.
Сцены, в привычном понимании этого слова, в Зеленом театре не было. Была хорошо утрамбованная лужайка среди деревьев и вырытая прямо в земле оркестровая яма. Для балета и народного танца такой планшет сцены явно не годился.
Освещение было самое примитивное. На двух боковых башенках вдали от сцены стояло несколько обычных театральных прожекторов и два больших «пятикиловаттника» с линзами Френеля, дающими общий рассеянный свет. Больше никакой специальной световой аппаратуры не было. Кинопроекционных аппаратов не было тоже. Впрочем, как и экрана. И вообще больше ничего не было... А требования, как я уже писал, были самые серьезные.
Первым делом нам надо было создать конструкцию, в которой имелась бы большая площадка с деревянным покрытием для выступлений хореографических коллективов, малые площадки для оркестра и солистов, ступени для хора и экраны для проекций. Конструкция должна была вмещать одновременно до 800 исполнителей и позволять режиссеру строить мизансцены на разных уровнях. Наконец, не хотелось закрывать деревья, окружающие сцену и придающие ей такое сказочное очарование. Свет, помимо чисто художественных функций, призван выполнять и задачи постановочные — облегчать перестроения больших масс исполнителей. Этого можно достичь, например, перекрывая сцену световым занавесом, перенося лучом света внимание зрителей в другое место пространства, вырубая полностью весь свет и сосредоточивая внимание зала на какой-то изолированной, локально освещенной площадке.
Конструкцию придумали режиссер и художник, технологически ее разработали художник и инженеры студии «Ма-фильм», смонтировала — рота саперов инженерных войск.
На землю была уложена клетка из железнодорожных шпал — фундамент сцены. Поверх нее вся площадка застилалась тесом, выструганным так, что впоследствии солисты Ленинградского балета гладили ее руками и говорили «У нас в театре — хуже!..» Общий размер основной площадки был 28 м в ширину и 16 м в глубину. Со сцены в зал вели три широких трапа, переброшенных через оркестровую яму.
На заднем плане солдаты воздвигли «дорогу» — готовый стальной пролет моста, который ставят в реках машины-амфибии при наведении танковой переправы. Этот мостовой пролет держался на одной ноге — «быке», выдвигающемся, как шасси у самолета, и пересекал по диагонали всю сцену, выходя из левых зеленых кулис на высоте 4,5 м и уходя в правые на высоте 6,5 м. С боков и сзади за деревьями можно было попасть на дорогу по специальным лестницам. Со сцены на дорогу вели слева широкие ступени — они же площадка для хора, справа — косой пандус. Такие же ступени и пандус вели со сцены в оркестровую яму.
За дорогой вплотную к ней примыкала смонтированная решетчатая конструкция из труб высотой 10—12 м. На ней находилось несколько небольших игровых площадок, связанных ажурными металлическими лестницами и трапами. На трубах были приварены блоки, и через них пропущена система тросов, с помощью которых поднимался огромный лозунг, сложенный на земле за дорогой. Поскольку вся конструкция была ажурной, она не закрывала деревьев.
Помимо этого, в конструкцию на разных уровнях вмонтировали пять киноэкранов. Центральный — широкий, четыре боковых — обычного формата. Экраны, изготовленные из специальной пленки, позволяли давать рирпроекцию, то есть направлять проекционный луч сзади, на просвет. Для этого между деревьями, а кое-где и прямо в развилке стволов смонтировали пять площадок с кинопередвижками и проекционными аппаратами. Энергия для них (как и для прожекторов на сцене и за кулисами) подавалась от специальной передвижной дизель-электростанции. Рядом с киномеханиками на деревьях сидели радисты, принимавшие команды режиссера с центрального пульта. Ветви деревьев, которые мешали проекционному лучу, пришлось подвязать веревками и отвести в стороны. (рис 26)
Световую аппаратуру и лихтвагены любезно предоставили нам студия «Ма-фильм» и венгерское телевидение. Всего дополнительной аппаратуры было установлено: на задней балюстраде — шесть мощных дуговых прожекторов, на «боковых вышках и за дорогой между деревьями — четыре световые «пушки», справа и слева в кулисах на уровне сцены и на уровне дороги — пятикиловаттные прожекторы, на площадках конструкции — обычные театральные подсветы, за экранами — мощные подсветы с цветными фильтрами, под деревьями за сценой — подсветы с галогенными лампами, на рампе — световой занавес из автомобильных фар и стробоскоп. Кроме того, мы активно пользовались «живым» огнем: кострами, факелами, свечами и т. п.
Со звуком проблем не было. При изумительной природной акустике Зеленого театра оказалось достаточным установить три микрофона для солистов и несколько обычных динамиков.
2. Стадион. Всесоюзный пионерский лагерь «Артек»
Стадион находится на горном уступе над морем. С одной стороны — естественный крутой склон и на нем амфитеатром расположены трибуны, с другой — почти отвесный обрыв. Гаревая дорожка не окружает все зеленое поле, как на любом другом стадионе, а выходит из левых ворот, проходит вдоль трибун и уходит в правые ворота. На противоположном от зрителей краю поля — высокая проволочная сетка, чтобы мяч (а не дай бог — игроки) не скатился в пропасть. И соответственно фон — не противоположные секторы трибун, замыкающие, ограничивающие круг зрения, а огромное пустое пространство; слева вдали — Медведь-гора вполнеба, справа — водная гладь до горизонта. На таком фоне все поле стадиона — лишь зеленый пятачок, а человек на этом поле — соринка.
Свет, как и на любом стадионе, только общий, правда, достаточно интенсивный. Акустика — ужасная, так как нет никакой стены, отражающей и направляющей звук.
Перед режиссерско-постановочной группой стояло множество задач: закрыть фон, сконцентрировав внимание непоседливых зрителей на сравнительно небольших сценических площадках; «задействовать» все поле стадиона, максимально использовав его выразительные возможности и превратив недостатки в достоинства; постараться увлечь ребят игрой, а для этого продумать возможность мгновенной трансформации сценических площадок, чтобы они не успели наскучить; добиться «кадровки» светом, чтобы освещать не весь стадион, а каждую площадку в отдельности; попытаться усилить и направить звук; смонтировать киноаппаратуру и экраны и т. д. и т. п.
В сценарно-режиссерском решении был задуман образ основной сценической площадки — корабль. Этот корабль «плыл» по маршрутам Всесоюзного пионерского марша «Берем с коммунистов пример», итоги которого как раз подводились на слете пионеров в «Артеке». Таких маршрутов было шесть. И следовательно, на стадионе по мере «причаливания корабля» появлялось шесть новых сценических площадок: «Страна знаний», «Порт «Пионерстрой», «Берег отцовской славы», «Материк прекрасного», «Океан дружбы», «Олимпийские вершины». А возникать они должны были быстро, легко и неожиданно. Мы решили, что одни площадки будут выезжать, другие выносить сами пионеры, а третьи — заранее смонтированы на стадионе, но временно спрятаны, укрыты, закамуфлированы под цвет травы.
Основная сцена («Республика «Пионерия») монтировалась в самом центре стадиона из деревянных щитов. На планшете нарисована стилизованная контурная карта Советского Союза с эмблемами пионерской организации — горнами и барабанами, галстуками и значками. Эта площадка отводилась под массовые хореографические номера и пантомимы. У верхнего, «северного» края площадки, там, где территория СССР омывается волнами Ледовитого океана, «швартуется корабль» — невысокий (примерно один метр) станок — «палуба». На нем находится детский духовой оркестр и «команда корабля». В центре станка располагались широкие ступени — «палубные надстройки», они же — площадка для хора. За станком стояла вертикальная конструкция, смонтированная из стандартных строительных, лесов. Высота ее достигала 10—12 м. Это были «мачты» и «реи». На них крепились небольшие игровые площадки, связанные между собой металлическими и веревочными лестницами — «вантами» и «фалами».
На верхней части конструкции закреплены и свернуты в трубку три огромных экрана. Когда «команда корабля» их распускала, они превращались в «паруса». А после того как пионеры укрепляли по краям «палубы» ограждения из каната — «леера», вешали по борту «спасательные круги» (надутые и покрашенные автомобильные шины) и якоря, ставили на верхней ступеньке штурвал и поднимали на центральной мачте вымпел, конструкция окончательно превращалась в «корабль, готовый к отплытию».
Проволочную сетку за стадионом мы тоже закрыли деревянными щитами. На каждом таком щите была написана одна огромная буква, а вместе они складывались в лозунги «Берем с коммунистов пример!» и «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!» (девиз следующего Всесоюзного пионерского марша). Под трибунами на специальных подставках устанавливались три мощных стационарных кинопроекционных аппарата.
На ничем не защищенном от моря пространстве естественна сильная ветровая нагрузка на конструкцию. Это опасно, тем более что на площадке работали дети. Поэтому экраны делались не из сплошного куска материи, а из пригнанных вплотную тонких прочных киперных лент. Сама конструкция была раскреплена на четыре стороны стальными тросами-растяжками, крепившимися к огромным бетонным кубам. Два передних куба, стоявших на виду у зрителя слева и справа от «корабля», мы обмотали толстыми канатами, и они превратились в «кнехты». Тросы-растяжки стали «причальными канатами», и по ним в момент «отплытия» скользили и поднимались к мачтам морские флаги расцвечивания, набранные в сигнал «Счастливого пути».
Первой по ходу «плавания» появлялась «Страна знаний». Площадка монтировалась на грузовой автомашине с платформой-прицепом. Машина декорировалась под большую школьную парту. На прицепе находилась огромная грифельная доска (фон) и перед ней — большой глобус. На доске можно было писать и рисовать, глобус вращался, и на нем загорались контуры стран и звезды столиц.
«Порт «Пионерстрой» тоже появлялся на грузовике. Машину очень легко превратили в пирамиду из бетонных кубов. Кузов — большой куб, кабина — средний, ступени схода — малые кубы. На кубах надписи, аналогичные тем, какие пишут строители электростанций на бетонных кубах, сбрасываемых в проран плотины: «Покорись, Енисей!», «Даешь Токтогульскую ГЭС!» и т. п. Впоследствии дети сами выносили на эту площадку множество маленьких картонных кубиков (длина грани — 50 см), из которых строили стену с четырьмя меняющимися сюжетными картинками (по принципу детской игры «кубики»).
«Берег отцовской славы» и «Материк прекрасного» заранее монтировались на поле стадиона. Это были невысокие (30 см) станки. Первый имел форму пятиконечной звезды. Верх станка сделали из оргстекла, внутрь поставили красные подсветы, и вся звезда ярко горела в ночи. Второй станок имел форму палитры с семью красками, которые тоже светились изнутри всеми цветами радуги. Эти две площадки были до поры до времени накрыты зеленой ворсистой материей. По ходу действия пионеры быстро снимали чехлы и устанавливали в углах станков две невысокие (около двух метров) мачты. Первая изображала винтовку со штыком, вторая — кисть художника.
Пятую и шестую площадки, то есть «Океан дружбы» и «Олимпийские вершины», пионеры монтировали на стадионе сами. Это были большие куски голубой ткани. На одном нарисована фестивальная «ромашка» с переплетенными в центре цветными пионерскими галстуками. На другом — пять олимпийских колец. Эти полотнища растягивались и крепились за специальные петли большими «кнопками», легко входившими в землю при нажатии каблуком. Кроме, того, на эти две площадки устанавливались невысокие (по 1,5 м) чаши — для фестивального и олимпийского огней (рис. 27).
Гаревая дорожка оставалась свободной. По ней выходили и выезжали все те, кого «корабль» встречал на своих маршрутах: дети союзных республик, ветераны революции, войны и труда, ученые, артисты, спортсмены. По этой же дорожке доставлялись на стадион символические факелы: факел революции, факел победы, факел мирного труда, факел искусства, олимпийский факел и факел дружбы. От огня этих шести факелов зажигался в финале представления огромный пионерский костер.
Помимо костра, факелов и подсветов на отдельных площадках было еще много световых эффектов. Под трибунами мы установили четыре «пушки», а прямо на стадионе — несколько больших осветительных приборов, которые превратились в морские прожектора. Стояли они на бетонных кубах — «кнехтах», на «палубе корабля» и т. д. Осветителей одели в тельняшки, бушлаты и бескозырки. Они не только освещали нужный участок поля, но и участвовали в игре — семафорили светом, искали лучами «человека за бортом» и т. д. Справа и слева от трибуны стояли две ремонтные машины, с каких чинят на улицах провода. Их мачты были полностью выдвинуты, в верхних «корзинах» находились осветители и прожектора бокового освещения. Машины и мачты задекорировали под «маяки». На площадках основной конструкции и на «палубе» под экранами установили скрытые подсветы. По всей площади строительных лесов гирляндой лампочек был очерчен контур корабля, на фоне Медведь-горы ярко горели световые плакаты на зданиях Горного лагеря, на самих склонах горы полыхали костры, а в финале с ее вершины и с берега из-под обрыва взлетели в небо ракеты, шутихи и бомбы грандиозного самодельного фейерверка. И только с озвучиванием представления на стадионе ничего хорошего не получилось. Несмотря на то что динамики стояли по всему периметру гаревой дорожки через каждые десять метров, несмотря на то что весь текст был заранее записан на фонограмму и специально произносился замедленно и подчеркнуто четко — все равно на трибунах были «звуковые ямы» и «провалы», шли «наложения» и «завязки».