Психолого-ориентированные модели
Психолого-ориентированные модели социальной работы получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам организовать собственные силы на изменение ситуации, возникшей на личностном или общественном уровнях. Поэтому в данной модели становятся приоритетными те теории, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои ресурсы (физические силы, материальные возможности и т.д.):
1. Псходинамическая модель
2. Экзистенциальная модель
3. Гуманистическая модель
4. Бихевиористская модель
1. Анализ технологий социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель. Психологическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатывалась психодинамическая модель практики социальной работы. Большое влияние оказала теория психоанализа З.Фрейда, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение личности. Он утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, впечатлениями детства. Современный психодинамический подход обращает внимание на роль прошлого опыта человека, уходящего корнями в детство, который чаще всего не осознается самим человеком. Основной путь помощи человеку :
1) осознание проблемы, истоки которой заложены в детстве,
2) контроль со стороны социального работника за осознанием проблемы и принятием решения.
Достоинство этой теории проявляется в том что:
во-1, позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента;
во-2, появляется возможность развития идей, которые постепенно отделялись и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий, что в дальнейшем определило взаимосвязь этой теории с другими отраслями социального знания.
Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как:
- индивидуализация клиента;
- оценка возникшей проблемы;
- диагностика проблемы;
- использование различных технологий оказания помощи.
На современном этапе, когда происходят социально-экономические и морально-психологические изменения в современном обществе психодинамическая модель находится в арсенале социальных работников, но используется редко, лишь как классический вариант.
2. Экзистенциальная модель
В основу данной модели социальной работы положен анализ поведения клиента. При этом необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ- философское течение, в котором основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль общества и социальных групп.
Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах (семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, которые привели к возникновению кризиса, кроются именно там.
Свое развитие экзистенциальная модель в практике социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантным отношениям. Так, например, в 60-е годы социальные работники ряда стран пошли в районы проживания своих клиентов (в общины), где стали активнее проводить работу в социальных группах клиентов, анализируя причины возникающих у них конфликтов при общении с другими людьми.
Большое влияние на социального работника при выборе технологий и методик оказания помощи клиентам в данной модели имеет положение о том, что люди действуют в соответствии с определенными мотивами, которые удерживают в своей памяти. На основе этого создается некоторая символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, а также внешним миром в целом.
Но для того, чтобы эти взаимодействия могли возникать, человек должен иметь определенное для себя представление о внешнем мире, которое может возникнуть лишь на основе имеющихся у него представлений о себе. А социальный работник, в свою очередь, должен учитывать эти имеющиеся представления о жизни и о себе, что и может помочь ему понять причины поведения и проблемы, обратившегося к нему человека.
Эффективность данной модели социальной работы наглядно проявляется при работе с этническими группами, вынужденными сменить место жительства, у представителей которых возникают конфликты в связи с тем, что их личностные представления о внешнем мире, основанные на прошлом опыте, не совпадают или вступают в противоречия с новым социальным окружением.
Эту модель можно использовать при работе с категориями социального риска, многие представители которых относятся к так называемым недооцененным группам. Важной в этом случае является работа по изменению смысла жизни клиента. Вопрос о смысле и ценности жизни индивидуален, но он часто возникает в период, когда потребность человека в гарантии безопасности и сохранении его индивидуальности вступает в противоречие с потребностью осуществления его притязаний и индивидуально-статусного развития. В этом случае рекомендуется свободная (почти дружеская) манера общения с клиентом, комбинирование различных методик без акцентирования какой-то одной.
3. Гуманистическая модель
Гуманистическое направление в психологии возникло и стало активно использоваться в последние десятилетия. Это направление важно по двум причинам:
1) в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы являются гуманными,
2) эти подходы позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
Гуманистическая модель основана на использовании таких ключевых понятий жизни человека, как свобода, гуманность, выбор. Только на основе свободного индивидуального выбора в человеке могут пробуждаться самодвижующиеся силы развития личности, формироваться сама личность, индивидуальность.
А именно одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. На практике в рамках этой модели социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремиться сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации.
Это одна из моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Социальные работники используют технологию "активного слушания", которая основана на эмпатии (проникновение переживаниями, чувствами другого, желание разделить эти чувства, отождествление, «растворение» в другом человеке) и партнерском стиле отношений.
Существенной чертой этой модели социальной работы является - нестандартный подход к решению проблем клиента. Клиент должен понять, что свои проблемы можно понять только через понимание отношения к другим и вместе с социальным работником найти верное решение или стратегию действия по своей проблеме.
Некоторые представители гуманистического подхода предлагают использовать медитацию, предполагающую познание себя и своих возможностей. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников. Они, в частности, должны искренне сочувствовать проблемам клиента. И задачей социального работника является изменение позиции клиента, для чего с каждым клиентом строится персональная модель принятия решения.
Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все больше влияния, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике.
4. Бихевиористская модель
БИХЕВИОРИЗМ - подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение.
Основная идея стратегии социальной работы – поведение человека определяется воздействием окружающией среды, которая контролирует его, управляет им с помощью различных стимулов.
Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия решений. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияние на поведение непредвиденных обстоятельств. В рамках этой модели предполагается, что поведение основано на трех различных формах реакции человека на окружающую среду:
- эмоциональная, или аффективная;
- компетентная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении;
- прямое открытое реагирование.
Формы поведения жестко не связаны между собой, их взаимовлияние складывается в процессе жизни у каждого человека индивидуально.
Характеристики бихевиористского подхода:
1) в процессах диагностики и вмешательства внешние процессы (поведение, реакция человека) имеют приоритет над внутрипсихическими процессами (мысли, чувства);
2) первоочередное внимание на определение ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов;
3) использование многих источников информации;
4) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения;
5) четкое описание процедур диагностики и вмешательства;
6) явная связь между диагностикой и воздействием;
7) ясное представление желаемого результата;
8) интерес к оценке.
Бихевиористский подход можно рассматривать как 1)прикладное изучение поведения, сосредоточенное на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализируются конкретные виды поведения в реальной жизненной обстановке - в классе, дома, в транспорте. При этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения определяются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей отстающих в развитии, расширения возможностей трудовой занятости.
С другой стороны, бихевиористский подход выступает как 2)определенные представления, которые основаны на изменении реакции на ситуацию. Среди примеров можно назвать лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации.
Особенности бихевиористского подхода:
1) Социальные работники в своей практике должны опираться на данные эмпирических исследований. Напр., если в ходе исследования установлено, что наблюдение определенного поведения в естественных условиях дает ценную информацию, которая может дополнить и уточнить впечатления, возникающие на основе самоотчетов, касающихся взаимодействия между клиентом и значимыми для него событиями, то такую информацию можно использовать, это будет этично и допустимо. Если один тип воздействия более эффективен, чем другой, то социальным работникам следует использовать именно этот тип воздействия, несмотря на личные теоретические предубеждения.
2) Социальные работники должны быть знакомы с эмпирическими исследованиями, связанными с их работой и исходили из них, а также с исследованиями в смежных отраслях. Напр., одна из работ показала значимость позитивного школьного окружения для компенсации недостатков воспитания в домашних условиях. Результаты другого исследования говорят, что программы, предназначенные для снижения количества пропусков занятий в школе, в действительности способствуют совершению правонарушений.
3) Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов измерения. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов измерения - депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с детьми-подростками.
Согласно бихевиористскому подходу, люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата.
4) Внимание к закреплению желаемых изменений.
В рамках бихевиористского подхода большое внимание уделяется процедуре оценки и методам воздействия на клиентов. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении, как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения.
Применяемые методы воздействия:
1) Реорганизация стимулов - желаемые результаты могут быть достигнуты, если изменить (реорганизовать) то, что произошло до интересующего нас поведения. Напр., Шорки и Тейлор (1973) добились уменьшения детского плача в больнице, который был связан с болезненной сменой бинтов. Они предположили, что причина в том, что персонал, который осуществлял эту операцию, отличается по цвету одежды от всех окружающих и от родителей. Плач детей уменьшался в присутствии других людей, не участвующих в этой процедуре.
2) Реорганизация последствий - необходимость корректировки поведения клиентов может быть из-за того, что человек может проявлять как избыточность поведения (наличие нежелательных форм), так и недостаточность (отсутствие ожидаемых форм). Избыточность выступает в виде вспышек гнева, лжи, злоупотребление алкоголем, воровство; а недостаточность может быть связана с отсутствием соответствующих способностей - неумение или невозможность проявления какой-либо реакции, физические ограничения человека. И предпосылки, и следствия должны быть тщательно изучены, в каждой ситуации для того, чтобы определить, как можно достичь желаемых изменений. Напр., если персонал санатория жалуется на апатичность проживающих, которые весь день сидят в помещении, то здесь необходимо проанализировать побудительные стимулы с целью привлечения клиентов к участию в социальной деятельности.
3) Программы многофакторного воздействия - предназначены для уменьшения депрессии, часто состоят из многих компонентов, включают процедуры, призванные сократить количество негативных мыслей, адаптировать для клиента результаты, полученные при работе с другими, расширить социальные навыки, изменить внешние обстоятельства. Напр., программы избавления от избыточного веса состоят из многих компонентов: увеличение числа выполнений уже применяющихся упражнений, изменение диеты, нахождение поддержки в окружении.
Сферы применения бихевиористской модели: семья (благополучие ребенка, психические больные и их семьи, пожилые клиенты, семьи преступников), школы, здравоохранение, групповая работа, профилактическая работа с различными группами.
Не применяется :
1) процедуры, разработанные для одной группы клиентов в определенных условиях, часто не используются при работе со сходными группами клиентов в определенных условиях. Напр., несмотря на то, что соответствующие методики хорошо срабатывали в обычных семьях, недостаточно исследовалась полезность тренинга приемных родителей и привития определенных навыков приемным детям с целью предотвращения распада такой семьи.
2) Проблемы безработицы
3) Программы с привлечением пары участников, напр., воспитателей – бабушек и дедушек – и детей с серьезными отставанием в развитии, приносящие пользу той и другой стороне, как правило, отвергаются