Различные подходы к терминологии и систематике задержки психического развития
ББК 74.35 я73
Рецензенты: И. И. Мамайчук, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет); Н. И. Алешкин, кандидат психологических наук, (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина).
Миланич Ю. М. Психология детей с задержкой психического развития: практикум / Ю. М. Миланич. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина 2008. - 200 с. ISBN № 978-5-8290-0820-8
В пособии представлен материал для проведения семинарских и практических занятий по курсу «Психология детей с задержкой психического развития». Изложенные материалы могут быть использованы для подготовки к экзаменам, написания курсовых и дипломных работ, а также для самостоятельного изучения психического развития детей с этим вариантом дизонтогенеза.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология. Будет интересна детским практическим психологам, дефектологам и другим специалистам, интересующимся подобной проблематикой.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина
ISBN№978-5-8290-0820-8
© Ленинградский государственный
университет (ЛГУ)
имени А. С. Пушкина, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 4
Занятие 1 (семинар). Задержка психического развития как специфиче
ский вид дизонтогенеза................................................................................. 7 .
Занятие 2 (семинар). Различные подходы к терминологии и систематике
задержки психического развития................................................................ 10
Занятие 3 (семинар). Понятие минимальной мозговой дисфункции. За
держка психического развития церебрально-органического происхожде
ния .................................................................................................................... 16
Занятие 4 (семинар). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью... 20 Занятие 5 (семинар). Сенсорно-перцептивная сфера, память и внимание. детей с задержкой психического развития церебрально-органического
происхождения.............................................................................................. 25
Занятие 6 (семинар). Мышление и речь детей с задержкой психического
развития церебрально-органического происхождения....................... 29
Занятие 7 (семинар). Эмоционально-волевая сфера детей с задержкой
психического развития церебрально-органического происхождения 34
Занятие 8 (семинар). Самосознание, мотивационная и коммуникативная
сферы детей с задержкой психического развития церебрально-
органического происхождения................................................................... 39
Занятие 9 (семинар). Психологическая характеристика вариантов за
держки психического развития, не связанных с органическим поврежде
нием мозга....................................................................................................... 43
Занятие 10 (семинар). Диагностическая работа психолога с детьми с за
держкой психического развития.................................................................. 48
Занятие 11 (практикум). Изучение обучаемости..................................... 55
Занятие 12 (практикум). Изучение восприятия............ :........................ 62
Занятие 13 (практикум) Изучение памяти................................................. 70
Занятие 14 (практикум). Изучение внимания........................................... 81
Занятие 15 (практикум). Изучение наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления.................................................................................... 89
Занятие 16 (практикум) Изучение словесно-логического мышления. 95
Занятие 17 (практикум). Изучение произвольной сферы..................... 103
Занятие 18 (практикум). Изучение эмоциональной сферы.................. 111
Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания.................................. 132
Занятие 20 (практикум). Изучение коммуникативной сферы............... 140
Рекомендуемая литература по психологии детей с задержкой психиче
ского развития............................................................................................... 162
Примерные темы курсовых работ............................................................ 169
Терминологический словарь...................................................................... 170
Тестовые задания для контроля знаний.................................................... 172
Приложения........................... :....................................................................... 175
ВВЕДЕНИЕ
Содержание предлагаемого практикума соответствует программе курса «Психология детей с задержкой психического развития». Он включен в учебные планы профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальностям Специальная психология, Специальная дошкольная педагогика и психология.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, 85 % воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционно-педагогического характера. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Известно, что слабовыраженные отклонения психического развития имеют от 12 до 20 % детей (по данным отечественных и зарубежных авторов). Для них необходимы специальные условия дошкольного и школьного образования, которые позволили бы дошкольникам с ЗПР догнать своих сверстников и начать учиться в общеобразовательной школе, младшим школьникам - перейти в обычные классы после начального обучения в классах компенсирующего и коррекци-онно-развивающего обучения, детям с более выраженной задержкой - освоить программу неполной средней школы.
Особая роль в помощи детям с ЗПР отводится психологу. Психологическое сопровождение нацелено на многостороннюю диагностику и коррекцию недостатков психического развития, активизацию интеллектуальной деятельности, работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер. Оптимальные условия для развития и обучения детей с ЗПР создаются при учете состояния соматического, нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуально-психологических свойств.
В пособии излагаются вопросы систематики ЗПР, описываются особенности дизонтогенеза, компенсаторные возможности, задачи и методы психодиагностической работы с детьми с ЗПР.
При усвоении курса необходимо учитывать следующее:
• ограничения возможностей интеллектуального и лично
стного развития не позволяют ребенку успешно справиться с зада
чами и требованиями, которые предъявляет к нему общество;
• многообразие подходов к систематике ЗПР связано с
большой разнородностью детей с этим вариантом психического ди
зонтогенеза;
• при ЗПР наблюдается замедление темпа психического
развития, относительно стойкие состояния незрелости личностной и
интеллектуальной сфер, не достигающие степени умственной от
сталости;
• особенности психики детей с ЗПР приводят к трудностям,
но тотально не препятствуют освоению ими общеобразовательных
программ развития;
• при своевременном оказании медико-психолого-
педагогической помощи возможно частичное или полное преодоле
ние отклонений в развитии.
Материал практикума структурирован в виде описания семинарских и практических занятий. Семинарские занятия предполагают следующее;
1. Опрос студентов для обобщения и углубленного изучения
лекционного материала.
2. Выступления и обсуждение докладов на актуальные вопро
сы психологии детей с ЗПР. При этом теоретические вопросы свя
зываются с практикой работы специального психолога и психолога-
дефектолога.
3. Дискуссии по современным проблемам психологии детей с
ЗПР. Акцент делается на творческую инициативу в поисках мате
риалов. Студенты ориентируется на следующие проблемы:
• дилемма «временная или постоянная задержка» в со
временной специальной психологии;
• узкий подход к ЗПР как трудностям формирования учеб
ных навыков в Международной классификации болезней ВОЗ;
• соотношение понятий «ЗПР», «пограничное состояние
интеллектуальной недостаточности», «синдром дефицита внимания
и гиперактивность», «минимальная мозговая дисфункция»;
• сохранность интеллекта при ЗПР;
• адаптация детей со слабовыраженными отклонениями в
современном обществе, риск невротизации;
• вербализация прогнозов относительно развития детей.
К каждому занятию даны: методические рекомендации, краткое изложение текста лекции по теме, вопросы для обсуждения, литература, задания для самостоятельной работы.
На практических занятиях студенты:
• осваивают психодиагностические методики, позволяю
щие оценить степень выраженности отклонений и динамику психи
ческого развития в процессе учебно-воспитательной и коррекцион-
ной работы; ряд их них выявляет ведущий фактор в структуре ЗПР:
соотношение нарушений интеллектуальной и эмоционально-
волевой сфер;
• знакомятся с обучающим экспериментом и методами
дифференциальной диагностики при отборе детей с ЗПР в специ
альные школы и классы; ■
""" • формируют навыки оценки результатов психодиагностики для обоснования направлений психокоррекции и психопрофилактики.
Студенты знакомятся с психодиагностическими методиками, которые признаны информативными именно в работе с детьми с ЗПР. В описании каждой методики содержатся указание на литературный источник, возраст обследуемых, приводится стимульный материал, процедура проведения и оценка результатов. Представлены особенности выполнения методик детьми с нормальным развитием, ЗПР и умственной отсталостью по данным разных авторов. С этими результатами студенты смогут сравнить информацию, полученную в собственной практической деятельности.
Материалы практикума, рекомендуемая литература и примерные темы курсовых работ помогут студентам начать самостоятельную исследовательскую деятельность.
Тестовые задания для контроля знаний позволят объективно оценить собственный уровень овладения знаниями.
' * » ' >■■ .
■V! ■
~*i 1 * J . . " ^ ■ ■
■ ' , ■ Ш-: , ' v>-
yfr i .Л' '. »
^'••« -* i Р й * ' ■ ■ ■ ■ h:
■■•*< «*?
<rV->:* it>t< . ее **.-.*т-.■;♦".;.\:.4V.
-,;■ • -■№&>'% у. :■■
:-■£ ,Sl|VTSl?T
, >/
.,.■■-•... • • *к > ■• €v. ' fe^f1 'f '
* .v ' ид 1 > ■ it
*и*шгьтй»,<!5.занятие 1 (семинар) ;J"V*'" r'"" '•'-'■ -■ Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза
Психология детей с ЗПР - это раздел современной специальной психологии, изучающий общие и специфические закономерности психического развития данной категории детей.
Важно четко представлять суть понятия «задержка психического развития». Это вариант психического дизонтогенеза, для которого характерно замедление темпа психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, не достигающие степени умственной отсталости. Дети с ЗПР отстают в психическом развитии от своих сверстников на протяжении некоторых периодов или всего детства. ЗПР проявляется в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, слабости волевой регуляции, преобладании игровых интересов над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Указанные особенности в разной степени можно наблюдать и при других видах дизонтогенеза: легкой степени умственной отсталости, тугоухости, общем недоразвитии речи и др. Но есть закономерность, которая более четко отличает ЗПР от других нарушений развития. Для детей характерен низкий уровень познавательной ак-,: тивности при относительно высоких возможностях мыслительных операций обобщения и отвлечения, которые проявляются в сотрудничестве со взрослым.
В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР более сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. Признается, что при некоторых формах это временная задержка. Выраженная ЗПР церебрально-органического генеза имеет более стойкий характер. У части детей проблемы познавательного развития и социального поведения компенсируются. Но благоприятный. исход бывает не всегда: в более старшем возрасте в 20% случаев сохраняются признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы, а позже они проявляются в виде психопатий (поданным С. Г. Шевченко, 1999).
Несмотря на то, что ЗПР не проявляется в таких очевидных фактах, как нарушение зрения, слуха или умственная отсталость, зафиксировать ее признаки возможно далеко до школы. В младенческом возрасте у ребенка отмечается отставание в развитии сен-сомоторных функций, в раннем - речи и навыков опрятности, в дошкольном можно наблюдать несвоевременность смены фаз игровой деятельности. Такому ребенку некомфортно и трудно уже в детском
саду: все рассказывают стихи, а он не может выучить и двух строчек; всем говорят стоять, а он не может остановиться; все поняли правила игры, а он нет. Ребенок всячески избегает интеллектуального напряжения, не проявляет свойственной возрасту пытливости, не задает взрослым вопросов.
Еще более остро проблемы проявляются в школьном возрасте. Пик выявляемое™ ЗПР у современных детей приходится на начало школьного обучения. Из-за ограничений интеллектуальных и личностных возможностей такие дети не могут успешно усваивать учебный материал. Ребенок не знает, не может, прослушал, ошибся, не справился. Он становится стойко неуспевающим. Одноклассники и педагоги считают его бестолковым, родители начинают бороться с ленью, упрямством. Это приводит к закреплению негативного отношения к школе, к каким-либо интеллектуальным усилиям вообще. Такой школьник может казаться глупее и безнадежней, чем есть на самом деле. Он может знать урок, но молчит, пасует из-за страха неудачи либо начинает дерзить. Совладать с напряжением, вызванным трудностями в учении, в достижении уважения, неуспевающему помогают деструктивные способы компенсации - рискованное поведение, агрессивность, стремление подчинить себе слабых сверстников, бродяжничество, либо, напротив, формирование чрезмерной покорности, приспособленчество, апатия.
Таким образом, у детей с ЗПР наряду с общими для всех детей образовательными потребностями есть и особые. Коррекцион-ные педагоги совместно с психологами определяют время начала, цели, содержание и методы коррекционного обучения, формы организации образования и психологической помощи. Si; <iq йзтэ»1'^н
Вопросы для обсужденияз^зп « шмпвт
1. Опишите задачи психологии детей с ЗПР.
2. Какова роль исследований под руководством
М. С. Певзнер и В. И. Лубовского в становлении психологии детей с
ЗПР?
3. Дайте определение ЗПР.
4. Почему родители и педагоги могут не заметить ЗПР у
дошкольника?
5. На какой период приходится пик выявляемое™ детей с
ЗПР и почему? гэг. nsr
Литература,.,,.,=
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у
детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001.
2. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психиче
ского развития: учеб. пособие. - СПб., 2007.
3. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М. Задержка психического
развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопр. психоло
гии. - 1988.-№ 1.
4. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М.,
2003.
ч. Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Изучите данные эпидемиологических исследований по ЗПР, динамику численности детей в последние десятилетия. Используйте литературу:
• Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
(Глава «Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в
том числе задержки темпа психического развития». С. 354 - 388).
• Шевченко С. Г. Концептуальные основы коррекционно-
развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психиче
ского развития (ЗПР). В кн.: Диагностика и коррекция задержки пси
хического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ,
2001. С. 8-26.
• Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррек
ции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектоло
гия. -1995.-№ 1.
Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению проблемы «временная или постоянная задержка» в специальной психологии. Найдите ответы на вопросы:
• Какой точки зрения придерживаются исследователи
В. И. Лубовский и Л. В. Кузнецова в решении этой проблемы? Како
вы возможности социальной адаптации взрослых, имеющих в дет
стве диагноз ЗПР?
• Почему Л. И. Переслени считает некорректным определе
ние «временная» и вообще термин «задержка» для детей с ЗПР це
ребрально-органического генеза?
Используйте литературу:
• Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. Психологические про
блемы задержки психического развития. // Психология детей с за
держкой психического развития: хрестоматия / сост.
О. В. Защиринская. - СПб., 2004. - С. 295 - 307.
• Переслени Л. И. Возможности изучения структуры позна
вательной деятельности детей по характеристикам прогнозирова
ния // Вопр. психологии. - 1993. - № 4.
Задание 3. Опишите основные психологические проблемы интеграции детей с ЗПР. Используйте литературу:
• Малофеев Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный под
ход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифферен-
цированный подход к образованию нормально развивающихся детей. // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - С. 27 - 39.
Темы докладов
1. История изучения детей с ЗПР.
Литература:
• Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психиче
ского развития. - СПб., 2007. (Глава «Отечественный и зарубежный
опыт исследования задержки психического развития у детей. С. 7 -
16).
• Малофеев Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный под
ход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифферен
цированный подход к образованию нормально развивающихся де
тей. // Диагностика и коррекция задержки психического развития у
детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - С. 27 - 40.
2. Особые образовательные потребности детей с ЗПР. •
Литература:
• Шевченко С. Г. Концептуальные основы коррекционно-
развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психиче
ского развития (ЗПР). // Диагностика и коррекция задержки психиче
ского развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко.- М.: АРКТИ, 2001.
-С. 8-26.
3. Проблема выявления общих и специфических закономерно
стей развития детей с ЗПР.
Литература:
• Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики
аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989. (Глава «Пер
спективы применения психологических методик в диагностике ано
мального развития». С. 66 - 93).
Занятие 2 (семинар)
Различные подходы к терминологии и систематике задержки психического развития
В современной литературе можно выделить разные точки зрения на проблему слабовыраженных отклонений в психическом развитии. Целью данного занятия является знакомство с различными подходами и терминологией. Существует множество формулировок диагноза, которыми описываются дети с ЗПР. Как указывает Ю.Г.Демьянов (1988), они зависят от клинической и психолого-педагогической направленности исследования, от выделения ведущих симптомов. Необходимо сопоставить точки зрения зарубежных
ю
и отечественных ученых, найти их взаимодополняемость, проанализировать аргументацию.
Одни исследователи называют детей с отставанием в развитии, трудностями в обучении детьми с «минимальным повреждением мозга» («minimal brain damage») (А. Штраус, Л. Летинен, 1947), «минимальной мозговой дисфункцией» - ММД (Р. Пейн, 1968). Они подчеркивают роль резидуальных состояний после микроорганических поражений головного мозга на ранних этапах развития. Следовательно, описывается только одна, хотя и самая многочисленная, церебрально-органическая форма задержки.
По отношению к детям с преимущественно нарушенным вниманием и повышенной двигательной активностью применяется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (children with attention deficit hyperactivitydisorders - syndrome ADHD). В основе синдрома лежит слабое развитие лобных долей и нарушение ретикулярной формации, вызванное различными биологическими факторами.
В другом подходе проблема ЗПР рассматривается как педагогическая. В категорию школьников с трудностями обучения («educationally disabled», «children with learning disabilities») помимо детей с задержкой церебрально-органического генеза неизбежно попадают те, у кого школьные трудности связаны дефектами зрения, спуха, расстройствами эмоциональной сферы, педагогически запущрнные.
Приверженцы следующего подхода подчеркивают ведущую роль неблагоприятной социальной среды в возникновении отставаний в развитии. Детей описывают как «неприспособленных» («maladjusted»), педагогически запущенных или- подвергнувшихся социальной и культурной депривации («socially and culturally deprived»). Бедная и порочная социальная среда ограничивает опыт познания и общения этих детей, что задерживает интеллектуальное и личностное развитие.
По Международной классификации болезней ВОЗ 10-го пересмотра детям, интересующей нас категории, приписывается «специфическая задержка психического развития», включающая парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счет). В работах С. С. Мнухина (1968) подобные состояния определяются термином «резидуальная церебрасте-ния с западением школьных навыков». Таким образом, учихывается только учебный аспект этой проблемы. Признается, что до школы задержка психического развития не наблюдается. Ряд отечественных специалистов такой подход признают односторонним и не рас-
п
крывающим всей сложности проблемы ЗПР (Е. С. Иванов, 1999; И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, 2006).
ЗПР, связанная с сенсорной депривацией при врожденных или рано приобретенных нарушениях зрения, слуха, речи, при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно в структуре этих отклонений.
Таким образом, в представленных подходах можно увидеть
узость одних и широту других определений ЗПР. Отечественные
клиницисты, физиологи, педагоги, психологи раскрывают разные
аспекты этой сложной проблемы. Исследования М. С. Певзнер,
Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского,
В. И. Лубовского, Л. И. Переслени, Т. В. Егоровой, С. Г. Шевченко показали, что понятие ЗПР характеризует отставание в развитии психики как целого. Чтобы понять специфику этого вида дизонтоге- -неза исследователи сопоставляли данные клинической, психологической и педагогической диагностики этих детей с тем, что наблюдается у нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников. Показано: процесс психолого-педагогической коррекции должен начинаться еще до школы, и чем раньше создаются благоприятные условия развития, тем успешнее преодолевается задержка.
Т. А. Власова и М. С. Певзнер различают две ее основные формы: 1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы; 2) ЗПР, обусловленную длительной це-ребрастенией, при этом тормозится развитие и эмоционально-волевой, и познавательной сфер.
Л. И. Переслёни, Е. М. Мастюкова провели клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР 6,5 - 9 лет и выделили две большие группы, отличающиеся по ведущему фактору в структуре нарушенного развития. Первую группу составляют дети, для которых характерна несформированность произвольной регуляции деятельности, сочетающаяся с некоторым отставанием в развитии познавательных процессов. Вторая группа — дети, для которых ведущим фактором является недостаточность познавательных процессов, сочетающаяся с нарушениями произвольной регуляции. По мнению ученых, такое деление может способствовать сопоставлению данных, получаемых специалистами разного профиля, и выработке единого подхода не только к диагностике, но и к коррекции ЗПР в процессе обучения.
При изучении курса студентам рекомендуется ориентироваться на другой известный подход - классификацию К. С. Лебединской. Здесь дифференциация идет и по этиологии (варианты ЗПР отличаются по причинным основаниям) и по патогенезу (учитывается ряд соматических, экцефалопатических, неврологических призна-
ков, которые играют существенную роль в формирование задерж
ки). Выделяются четыре варианта ЗПР: ч,- ч in n ;»«•.'
1) конституционального происхождения, - ',\"J "с
2) соматогенного происхождения,
3) психогенного происхождения, - • •'<".• <-
4) церебрально-органического происхождения.
Важно усвоить, что в клинико-психологической структуре каждой формы ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Так, при ЗПР конституционального происхождения, трудности адаптации ребенка в большей степени связаны с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, а интеллектуальные нарушения выражены не резко.
К чертам интеллектуальной сферы детей с ЗПР исследователи относят низкую познавательную активность, сниженную работоспособность, недостаточность знаний и ограниченность представлений, незрелость восприятия и мышления, слабость памяти и внимания, недостаточность тонкой моторики. Важно учитывать, что применение стимулирующей и организующей помощи повышает эффективность выполнения интеллектуальных заданий. Об отставании развития эмоционально-волевой сферы говорят такие особенности как ситуативность поведения (повышенная зависимость поведения от ситуации), слабость волевой регуляции интеллектуальных процессов и поведения, преобладание игровых интересов в школьном возрасте, нестабильность эмоциональных отношений, близкая конфликтная готовность. Указанные черты будут иметь не только разную степень выраженности, но и качественные особенности в зависимости от формы ЗПР.
Л. Ф. Чупров (2002) считает, что ЗПР необходимо рассматривать как диагноз клинико-психологический, а не просто медицинский, педагогический или психологический. Таким термином можно обозначить состояние ребенка, у которого нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы связано с клинически установленными: «минимальной мозговой дисфункцией», «диспраксией-дисгнозией развития», «синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», «гиперкинетическим расстройством внимания» или «нарушением активности внимания».
Студентам должна быть знакома и другая, использующаяся преимущественно в детской психиатрии терминология. Состояния, относимые к ЗПР, описываются как составная часть понятий «пограничная интеллектуальная недостаточность», «пограничные с олигофренией состояния» (В. В. Ковалев, Ю. Г. Демьянов, Д. Н. Исаев). При ЗПР также как и при умственной отсталости наблюдается психическое недоразвитие. По уровню интеллекта, определяемому методикой Дж. Векслера, дети с ЗПР оказываются в
зоне пограничной умственной отсталости (IQ = 70-90 единиц). Но развитие при ЗПР отличается и по количественным показателям, и по структуре, и по возможностям компенсации.
Вопросы для обсуждения
1. Опишите термины, которые используются в современной
науке для обозначения слабовыраженных отклонений в развитии.
2. Опишите и сравните классификации М. С. Певзнер,
К. С. Лебединской и Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой. В чем их
взаимодополняемость?
3. В чем основное отличие вариантов ЗПР в подходе
К. С. Лебединской?
4. Что относят к основным чертам незрелости интеллектуаль
ной и эмоционально-волевой сфер при ЗПР?
Литература
1. Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. - Л.,
1988.-С. 16-50.
2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
(Глава «Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в
том числе задержки темпа психического развития». С. 354 - 388).
3. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и системати
ки задержки психического развития. // Актуальные проблемы диаг
ностики задержки психического развития / под ред.
К. С. Лебединской.-М., 1982.-С. 5-21.
4. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М.,
2003. ?;