Правописание чередующихся гласных в корне

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По русскому языку и культуре речи

студента _______________________

Самара

2014
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Домашнее задание.

1) По орфоэпическому словарю или словарю ударений определите нормативное ударение, запомните его.

Апостроф, аристократия, асимметрия, баловать, балованный, банты, баржа, безудержный, безумолчный, бензопровод, блокированный, буксировать, валовой, вандалы, вероисповедание, ветеринария, вечеря, включишь, воздухопровод, воспринять.

2) Объясните значение и происхождение фразеологизмов.

От альфы до омеги; геенна огненная; зарыть талант в землю; земля обетованная.

3) По словарю иностранных слов объясните значение выражений.

Veni, vidi, vici; действителен a dato; выполнить ad exemplum; Terra Incognita; Memento mori.

4) По образцу составьте СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по вашей специальности.

ВНИМАНИЕ! Располагать источники и литературу следует по алфавиту (литература на иностранных языках приводится в конце списка). Список литературы необходимо оформлять в строгом соответствии с выходными данными книги, печатаемыми на второй странице. Названия источников указываются без кавычек в соответствии с ГОСТом Р 7.05-2008.

Пример:

Книги, монографии (одного, двух, трех авторов):

1. Сложеникина Ю.В. Основы терминологии. М.: Либроком, 2013. 120 с.

2. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 526 с.

Учебники, учебные пособия:

3. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2012. 416 с.

4. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. пособие. М.: Дело, 2006. 552 с.

Сборники с коллективным автором.

5. Визуальный образ: междисциплинарные исследования / Отв. ред. И. А. Герасимова. М.: Ин-т философии РАН, 2008. 243 с.

6. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В. С. Комаровского. М.: РАГС, 2001. 520 с.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

1. В поисковике набираете «Российская государственная библиотека» или «РГБ».

2. В поисковом окне набираете ключевое слово, например название вашей специальности.

3. Появляется список каталогов РГБ. Заходите в электронный каталог. В столбце по правому краю «ДЕЙСТВИЕ» выбираем «ОПИСАНИЕ».

4. Заходите в «Описание», выбираете «КАРТОЧКА». Появляется описание, имеющее следующий вид:

Китчен, Филип. Паблик рилейшнз: принципы и практика : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью" / Ф. Китчен. - М. : ЮНИТИ, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 443, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Серия "Зарубежный учебник").

5. Редактируете его по требованиям ГОСТ 2008.

Словарный диктант.

Прочитайте правило написания чередующихся гласных в корне. Заполните таблицу.

Гласная в корне зависит от
ударения значения последующего звука в корне звука, следующего за корнем
       

Правописание чередующихся гласных в корне.

В корне -гар- - -гор- под ударением пишется а, без ударения - о: загар, угар -загорелый, угореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.

В корне -зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: зарево, зорька - зарница, озарять. Исключение: зоревать.

В корне -кас- - кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

В корне -клан- - -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кланяться, поклон - поклониться, поклонение.

В безударном корне -лаг- - -лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлагать, прилагательное - предложить, обложение. Исключение: полог.

Корень -мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное. В корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень -плыв- - в слове плывуны.

Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать. Корень -ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Сравните: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным). Исключение:равнина.

В корне -раст- - -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

В безударном корне -скак- - -скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскакать - подскочить. Исключения: скачок, скачу.

В корне -твар- - -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, творчество - творить, творец. Исключение: утварь.

В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.

Орфографический тест.

     
     
     
     
     
     
     
     

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Домашнее задание.

1) По орфоэпическому словарю или словарю ударений определите нормативное ударение, запомните его.

О вреде, временщик, втридорога, втридешева, газировать, газированный, газопровод, генезис, гербы, гербовая, глашатай, гофрированный, гравированный, гражданство, грошовый, гусеничный.

2) Объясните значение и происхождение пословиц.

Худое охапками, хорошее щепотью.

Не радуйся чужой беде, своя на гряде.

Не тот живет больше, чей век дольше.

Не поваляешь – не поешь.

3) По словарю иностранных слов объясните значение:

Сепаратный, брифинг, экстренный, эскапада, фетиш.

4) По образцу составьте СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по вашей специальности.

Статьи из газет, журналов, сборников по материалам конференций:

1. Бешукова Ф.Б., Куфанова Д. К вопросу о печатных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2010. № 2. С. 57-61.

2. Ицкович Т. Язык и стиль современных православных СМИ // Медиаальманах. 2011. № 4. С. 44-48.

3. Кригер И. Бумага терпит // Новая газета. 2009. 1 июля. С. 2.

4. Магдиев Р.Д. Наименование СМИ как объект интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 2. С. 199-204.

5. Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Начало и конец «Трудолюбивой пчелы»: утопический проект А.П. Сумарокова // XVIII век: Литература в эпоху идиллий и бурь. Мат-лы VIII Межд. науч. конф. 29-31 марта 2012 г. Москва, МГУ. М.: Экон-Информ, 2012. С. 23-30.

6. Сусык С.Ю. Способы репрезентации концепта «террористический акт» в дискурсе СМИ (на материале французских СМИ) // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 22. С. 132-138.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

1. В поисковике набираете «Научная электронная библиотека» или «elibrary.ru».

2. В поисковом окне набираете интересующее вас ключевое слово.

3. Появляется перечень статей следующего вида:

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ЯЗЫКЕ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ ГЕРМАНИИ)

Смирнова Е.Д.

Вестник ВЭГУ. 2009. № 3. С. 92-96.

4. Редактируете его по требованиям ГОСТ 2008.

Наши рекомендации