Тема 2. Психофизиологические особенности проведения опросов с использованием полиграфных устройств

Лекции -4 часа

Семинар –2 часа

Содержание темы: Физиологические проявления при эмоциях. Психические функции и их эмоциональные проявления. Временные характеристики физиологических реакций на стрессовое воздействие. Потребность как фактор формирования эмоций. Процессы мышления и функциональное состояние опрашиваемого при использовании полиграфного устройства. Память и ее роль в формировании эмоций. Использование особенностей когнитивных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память) в практике опросов с использованием полиграфных устройств. Информативность психофизиологических показателей, используемых при опросах на полиграфном устройстве. Кожно-гальваническая реакция (КГР). Тремор, Артериальное давление (АД). Пульс. Фотоплетизмограмма (ФПГ). Дыхание (ВД, НД). Особенности речи. Индивидуальные особенности психофизиологических реакций при опросе на полиграфном устройстве. Линейность и нелинейность в регулировании физиологических реакций. Стабильность информативных признаков. Адаптация к процедуре опроса с использованием полиграфного устройства.

Семинар 1

Вопросы для обсуждения

1. Психические познавательные процессы и психофизиологические реакции при использовании полиграфных устройств

2. Информативность психофизиологических показателей при использовании полиграфных устройств

3. Индивидуальные особенности личности при опросе на полиграфных устройствах

4. Характеристика основных физиологических реакций при опросе на полиграфном устройстве

5. Особенности адаптации к процедуре опроса на полиграфном устройстве

6. Временные характеристики и стрессовое воздействие при опросах на полиграфе

Литература:

Основная

Варламов В.А., Варламов Г.В. Психофизиология полиграфных проверок /Под ред. А.Г. Сапрунова. Краснодар. 2000. Юридическая психология. - М., 2000.Вартанян И.В.Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.

Гримак Л.П.Резервы человеческой психики. М., 1987.

Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений: Учебно - методическое пособие М.,1999.

Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с анг. СПб.,2000.

Ильин Е.П.Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.

Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2002.

Небылицин В.Д Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск. 1975.

Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова М., 1998.

Петров А.М., Мягких С.Г., Бессонова С.Ю. Психологические возможности выявления скрываемой информации: Учебно - методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов, студентов и курсантов высших юридических учебных заведений, Петров А.М., Мягких С.Г. Из записной книжки полиграфолога: Справочное пособие для специалистов, использующих полиграф при опросе граждан Пермь, 2003.

Прукс П. Уголовный процесс: научная детекция лжи. Инструментальная диагностика эмоциональной напряженности и возможности ее применения в уголовном процессе. Тарту, 1992.

Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.

Холодный Ю.И. Полиграфы (детекторы лжи) и безопасность. Справочная информация и рекомендации. Серия « Библиотека полиграфа» М., 1998. Вып.1.

Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений (генезис и правовые аспекты) Монография. М., 2000.

Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981.

Экман П. Психология лжи. СПб., 2003.

Дополнительная

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

Зубрилова И.С., Скрыпников А.И. О возможности использования речевого сигнала для бесконтактного измерения психологического стресса при проведении оперативно-розыскных мероприятий //Проблемы использования нетрадиционных психофизиологических методов в раскрытии преступлений. Сб. науч. Трудов. М.,1995.

Методические указания. Курсантам необходимо знать физиологические проявления при эмоциях, психические функции и их эмоциональные проявления. Временные характеристики физиологических реакций на стрессовое воздействие, понятие потребности как фактора формирования эмоций. Они должны понимать связь процессов мышления с функциональным состоянием опрашиваемого при использовании полиграфного устройства, роль памяти в формировании эмоций, использования особенностей когнитивных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память) в практике опросов с использованием полиграфных устройств.

Необходимо знать об информативности психофизиологических показателей, используемых при опросах на полиграфном устройстве.( кожно-гальваническая реакция (КГР), тремор, артериальное давление (АД), пульс, фотоплетизмограмма (ФПГ), дыхание (ВД, НД), особенности речи, индивидуальные особенности психофизиологических реакций при опросе на полиграфном устройстве, линейность и нелинейность в регулировании физиологических реакций. Надо иметь понятие о стабильности информативных признаков, адаптации к процедуре опроса с использованием полиграфного устройства.

Наши рекомендации