Система анализа драматургического произведения.
1. ИДЕЙНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сведения об авторе:
· Жизнь и творчество.
Тема:
· Тема автора в творчестве (периоды).
· Тематическое содержание.
· Основные темы и их порядок.
· Тематическая модель (актов и пьесы).
Идея:
· Идейное содержание.
Группировка сил по конфликту:
· Между чем и чем.
Анализ названия пьесы:
· Отражение темы.
· Образ / символ / знак.
· Смысл.
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
Анализ предлагаемых обстоятельств:
· Предлагаемые обстоятельства: фабула, факты, события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.
· Изучение эпохи,в которую писалась пьеса: исторический, политический, социальный контекст.
· Эпоха в искусстве.
· Среда: обстановка окружающая героев.
Поиск основных событий:
исходное, основное, центральное, финальное, главное.
Выделение событийного ряда.
Группировка сил по конфликту:
· между кем и кем;
Определение сверхзадачи.
· сверхзадача драматурга / пьесы;
- вечность;
- современность;
- злободневность;
Определение сквозного действия.
3. ФОРМАЛЬНО - КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Способ повествования(присутствие автора).
Форма изложения материала (жанр).
Композиция изложения событий.
Формальное построение:
· распределение по актам, действиям, явлениям;
· соотношение объемов излагаемых событий.
Афиша:
· анализ системы действующих лиц (как даны характеры в пьесе: по действенной значимости, социальной, смыслу, по мере появления.
Анализ мест действия (пространственно - смысловые решения).
Анализ среды.
Анализ времени.
Разное.
Соотнесение всех исследуемых элементов со всем творчеством автора, эпохой в искусстве, историей театра и драматургии.
4. ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ
Язык изложения(стих, проза, их сочетание).
Анализ речи дискурса персонажей:
· диалог;
· монолог;
· полиалог;
· реплика;
Анализ системы ремарок
Текст в тексте.
Темоведение
Нарративные инстанции.
Ориентация изложения.
5. АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ
Построение модели.
Треугольники:
· действия, психологии, идеологии, философии.
Решетка (состав) персонажа.
Уровни существования персонажа.
Демультипликация, синкретизм.
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я
ОТ ДРАМЫ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ
ГЛАВА 1.
НА ПУТИ К СЦЕНЕ
§ 1. Драма как литература («драматическая литература»)
Термин «драматическая литература», иногда применяемый для обозначения драмы, подразумевает противоречие уже в самом этом словосочетании: «литература» первоначально означает нечто написанное, «драма» же означает нечто выполненное. Большинство проблем и сам интерес в изучении драматической основы литературы, исходит именно от этого противоречия. Пьеса, конечно же, может быть оценена в своих качествах исключительно как текстовая запись, но все же большее наслаждение выпадает на долю тех, кто остается в рамках пьесы как «игры» в целом. Вопросы следовательно, возникают не столько кто, что и как написал, сколько: пьеса - это слова, написанные автором, или их фактическая интерпретация режиссером и актерами на конкретной сцене? Пьеса - это то, что переносит аудитория из своего представления на театр, или это реальный ответ на то, что увидено и услышано в театре? Поскольку драма является таким сложным процессом, то, анализ и оценка взаимосвязи ее структурных элементов так же неопределенна, насколько подвижны сами эти понятия.
Все пьесы зависят от общего соглашения между всеми участниками (автором, актерами и аудиторией), принятия ими определенных, общих для всех правил «игры». Драма является абсолютно нереальной деятельностью, которая может доставлять удовольствиям, только если все признают это. Здесь лежат некоторые трудности в изучении и анализе: для одного текста пьесы требуется непременное присутствие зрителя, чтобы она стала действительностью, в некоторых случаях драма может существовать как мысленная версия. Но студент, изучающий драму должен знать все правила и законы, по которым актеры могут исполнять пьесу, прежде, вынести этот или другой тип суждения о ней. Эти правила могут быть соглашениями записи («письма»), действия, «ожидания аудитории» и т.д. Только когда все соглашения работают вместе, гладко, в синтезе, с фантазией и опытом, с умом и чувством, тогда пьеса становиться драмой: как комбинированная работа хорошего драматурга, хороших исполнителей и хорошей аудитории.
Драма, в некоторой форме, обнаруживается почти в каждом обществе, от примитивного до цивилизованного. О древности драмы свидетельствуют, например, записи священной драмы в Египте за 2.000 лет до Р.Х. Элементы драмы, такие как пантомима, танец, костюм, долго предшествовали появлению (введению) слов и литературной композиции, ныне присущей пьесе. Кроме того, эти основные элементы не заменялись словами, а просто расширялись ими. Поэтому изучающий драму, чтобы получить о ней полное представление должен понимать, что «правила игры» всегда принимают дисциплинарное управление над драматическим текстом. Только после этого драматическая литература может обсуждаться как таковая.
Тексты пьес указывают на различные функции, которые они выполняли в разное время. Некоторые пьесы охватывали собой почти целое общество в особом, религиозном празднике. Например, древнегреческие театральные представления, объединяющих всех граждан, в прославлении и почитании своих богов; или, когда праздник Тела Христова праздновался во времена средневековья христианскими мистериями. С другой стороны, драма может быть не только демократическим видом искусства, но очень интеллектуальной, изысканной и элитарно закрытой, как например жанр придворной маски илицеремониальный ритуал храмовой драмы Но в Японии, который исполнялся на религиозных фестивалях только для феодальной аристократии.
Драма может также выполнять и чисто дидактическую цель, как это делали средневековые пьесы моралите, некоторые мелодрамы XIX столетия и пьесы ХХ столетия. Пьесы могут критиковать, высмеивать общество, они могут мягко освещать человеческую слабость, предсказать величие и ограниченность человека. Драма является наиболее всесторонним видом искусства: она не только представляет жизнь но также - путь наблюдения и восприятия ее.