Структура информационной связи
Общение как информационный процесс
Здесь необходимо рассмотреть условия, предпосылки, средства человеческого общения, структуру этого процесса: формы и способы информационной связи вообще и в групповых структурах.
Структура информационной связи
По видам информационная связь между общающимися индивидами может рассматриваться:
· со стороны вербальных и невербальных средств;
· в общей и специфической форме: непосредственная и опосредованная связь;
· по масштабу:
· межперсональная (обращенная к отдельному индивиду);
· камерная (к небольшой группе);
· массовая (к большим группам);
· статическая и динамическая;
· односторонняя и двусторонняя (обратная связь).
Способы информационной связи – это высказывания разного вида, которые могут выполнять три функции:
а) взаимный обмен;
б) передача информации;
в) воздействие.
Вербальная связь между общающимися индивидами предполагает наличие следующих компонентов: партнеров по общению; средств и способов установления связи (звук, письмо, жесты); сети и каналов связи; частоты и направленности связи [9]. Способы связи могут быть официальными, ролевыми и неофициальными. Официальными способами общения являются те, которые создаются структурой официальной, институированной организации. Способы общения передают осведомляющую, управляющую и координирующую информацию. Осведомляющая информация передается вышестоящим руководителям; управляющая направляется от вышестоящих к исполнителям, а координирующей информацией обмениваются люди, не подчиненные друг другу. Способы общения могут передавать обобщенную (вышестоящему руководителю) и конкретную (нижестоящему руководителю) информацию.
Наряду с официальными следует различать и неофициальные способы информационной связи. Неофициальными способами общения являются те, которые устанавливаются путем межличностного общения и личных контактов в отличие от официально установленных. Общающиеся лучше узнают друг друга, вовремя и с меньшими искажениями получают информацию. Но если в организации преобладает неофициальное общение, то снижается уровень эффективности деятельности.
Большая часть официальных способов общения осуществляется в письменной форме. Но они могут быть и устными.
Способы внутригрупповой информационной связи делятся на централизованные и нецентрализованные сети (рис. 2).
а б
Рис. 2. Централизованные и нецентрализованные сети коммуникации: а – централизованный член; б – нет централизованного члена, все имеют одинаковое число каналов коммуникации
Степень централизованности определяется наличием центральной позиции в сети коммуникации, определенным местом ее в сети, количеством каналов, связывающих одну позицию с другой. Член группы действует как “передающий” или как “интегрирующий”. Как интегрирующий член группы он может утаивать, не передавать сообщения, которые он получает, пока сам не решит проблему. Он может также:
· послать решение другому члену;
· послать решение и всю необходимую информацию в одном сообщении другим членам;
· послать всю необходимую информацию, не посылая решения в одном сообщении другим членам.
В нецентрализованных сетях коммуникации нет центрального члена. Все члены имеют одинаковое число каналов коммуникации. Члены коммуникации обмениваются информацией, по желанию посылая сообщения любому члену сети, не всегда получают ответы на них, работают с помощью собственных решений.
Эффективность сетей определяется по трем критериям:
· по количеству сообщений, необходимому для выполнения задачи;
· времени, требуемому для решения задачи;
· удовлетворенности данной сетью коммуникации.
В сети б больше ошибок, необходимо больше времени и информации для решения задачи. Централизованные же сети облегчают выполнение установленных задач, усиливают позицию лидера и быстро стабилизируются в процессе взаимодействия членов группы. Те, кто находится в центре информационной сети, получают большее удовлетворение, чем те, кто находится на периферии.
Говоря об информационной стороне общения, мы не можем исключить средства невербального поведения человека, хотя они и подчинены языку, но обладают некоторой долей самостоятельности. Наглядно это проявляется в случаях рассогласования между коммуникативными формами речи и ее значением (“вербальный диссонанс”) при различных психических расстройствах, например болезни Паркинсона, одним из симптомов которой является масковидное лицо, когда у больных отсутствует способность к голосовым модуляциям во время речи. Поскольку познавательные процессы не затрагиваются, то больные могут разговаривать и легко вступать в коммуникацию. Но госпитальный персонал при этом жалуется на чувство неуверенности в том, насколько адекватно им воспринята и понята информация, идущая от больных, лишенных способности сопровождения речи выразительными движениями.
При истерии и других неврозах, при местных нарушениях в лобных долях головного мозга наблюдаются рассогласования, называемые эхолалией. На команду или вопрос такой больной отвечает точным повторением, но не исполнением или осмысленным ответом.
В первом случае мы видим сложности в межиндивидуальных контактах, во втором – с пониманием смысла и значения контакта.
В вербальной связи выделяют еще модальность речи, которая показывает, является ли то, о чем говорится, существенным или возможным, желательным или необходимым, выявляет отношение к партнеру и т. д.