Тема 1. Понятие об общении
Определение понятия «общения». Структура общения.
Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение - это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности. Общение - основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении - одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. “Общество” и “общение” - однокоренные слова, ведь любое общество - это не что иное, как система различных уровней и форм общения людей.
В социальной психологии общение определяется как взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга. Учитель ведет урок, объясняя новый материал ученикам и проводя опрос; покупатель интересуется у продавца качеством и ценой товара; мать играет с маленьким ребенком; телекомментатор рассказывает о последних новостях - все это различные виды общения. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными ситуациями, в которых можем наблюдать все разнообразие человеческого общения.
Общение - сложное социальное явление, и, хотя оно представляет собой целостный акт, в нем можно выделить три стороны:
1) коммуникативная сторона (коммуникация - передача информации) - это обмен информацией, в процессе которого от человека к человеку передаются знания, умения, эмоции;
2) перцептивная сторона (перцепция - восприятие) - это восприятие человека человеком и их взаимопонимание;
3) интерактивная сторона - взаимодействие людей друг с другом.
Выделяют так же три уровня общения:
- макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
- мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);
- микроривень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).
Любое общение состоит из отдельных, относительно завершенных элементов, которые называются актами общения или коммуникативными актами. Например, учитель задает ученику вопрос и получает ответ. Отдельный акт, как правило, является частью более продолжительного процесса общения.
Виды общения
Многообразие жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, и разнообразие его социальных связей определяет и разнообразие видов общения. В качестве примера можно привести классификацию видов общения по уровню контактов.
1. “Контакт масок” - это формальное общение, когда человек не стремится понять своего партнера и не испытывает к нему никаких чувств, а как бы надевает маску: маску вежливости, участия, строгости. Особенно распространен это вид общения в современном городе, где контакты между людьми многочисленны, но кратковременны и формальны. Человек не в состоянии хорошо узнать каждого партнера и стремится избавить себя от излишних эмоций.
2. Формально-ролевое общение - это общение в рамках определенных социальных ролей (покупатель - продавец, врач - больной, учитель - ученик и т.д.), когда человек выбирает формы и средства общения. Исходя из своей социальной роли и роли своего партнера. Этот вид общения тоже не требует от людей знания личностных качеств друг друга, а основан на знании ими моделей поведения определенных социальных ролей.
3) Примитивное общение отличается тем, что партнер оценивается по степени полезности: если он воспринимается как нужный, то к нему проявляется интерес и стремление узнать его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны; тщательно выбираются формы и средства общения. Если же необходимости во взаимодействии с этим человеком нет, то он просто отвергается и не рассматривается как возможный партнер по общению.
4) Манипулятивное общение близко к примитивному. Оно направлено на извлечение выгоды из общения с данным человеком. В этом случае к собеседнику, как правило, проявляется интерес, учитываются личностные характеристики, демонстрируются эмоции, но все это преследует только одну цель - манипулирование партнером.
5) Деловое общение предполагает серьезные отношения между партнерами, учет ими индивидуальных особенностей друг друга, но на первое место ставится не интерес к человеку, а интересы дела.
6) Светское общение. Суть его в беспредметности. Главная цель этого вида общения поддержание контактов. Люди в процессе светского общения вступают в контакт потому, что так принято, говорят не то, что думают или чувствуют, а то, что принято в данной ситуации.
7) Духовное или межличностное общение - это общение друзей и близких людей, связанных отношениями симпатии. Большую роль в нем играют эмоции, которые определяют и характер общения, и выбираемые средства. Основой данного вида общения является знание людьми личностных качеств друг друга и понимание эмоциональных состояний.
В зависимости от использования средств передачи информации выделяют два вида общения: вербальное (речевое) общение, в котором информация передается с помощью слов формального языка и невербальное ( неречевое), где передача информации осуществляется с помощью таких средств как жесты, мимика, пантомимика, интонации и т.д.
Функции общения
Занимая в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции.
Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека, выделяют следующие функции: общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительные роль; представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие ее благополучного существования обладает психотерапевтическая, подтверждающие значение (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.
Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга. Так, Б. Ломовым выделяет в общении три функции:
- информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционных-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и афективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека. Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в выходные информова-тельности людей, вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
- Вторая функция - регуляционных-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживание действий. При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их спрацьованисть, осуществляются взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
- Третья функция - афективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социального.
По такому критерию как «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
- контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаемоориентованости;
- информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
- побудительные - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
- координационный - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
- понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
- амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; *
- установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусная, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивидом;
- осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-змис-тових образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Учитывая то что общение пронизывает буквально все стороны жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в формировании его личности, рассмотрим подробнее содержание каждой из трех сторон общения.
Вопросы и задания
1. Что такое общение?
2. Назовите три стороны общения.
3. Какие виды общения вы знаете?
4. Чем отличается вербальное общение от невербального?
5. Что такое “коммуникативный акт”?
6. Какие функции выполняет общение?
Задания 1. Подберите примеры из классической литературы, характеризующие каждый из видов общения.