Агрессия как социальное научение
Американская психология после 1950-х гг. большей частью переключила внимание с недоступных наблюдению, предполагаемых внутренних детерминант поведения на внешние факторы, влияющие на наблюдаемые поведенческие реакции. Поведение людей подверглось широкому изучению с т. зр. вызывающих его стимулов и подкрепляющих последствий.
Теория соц. научения — это смесь когнитивных и стимульно-реактивных концепций в отношении широкого множества разнообразных форм и видов поведения, включая А. Согласно этой теории, процессы, на к-рые возлагается ответственность за А., по существу идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения. В табл. 1 дан обобщающий перечень этих процессов, к-рые, согласно теории соц. научения, ответственны за первоначальное приобретение индивидуумом форм агрессивного поведения, побуждение к открытым актам А. в данный момент времени и поддержание такого поведения.
Таблица 1. Теория социального научения агрессии
Приобретение | Побуждение | Поддержание |
1. Нейрофизиологические предпосылки Генетические Гормональные Ц.н.с. (например, гипоталамус, лимбическая система) Физические характеристики | 1. Аверсивные события Фрустрация Ослабление подкрепления: - относительная депривация; - несправедливые тяготы жизни Словесные угрозы и оскорбления Физическое насилие | 1. Прямое внешнее подкрепление Осязаемое (материальное) Социальное (статус, одобрение) Облегчение аверсивности Выражение обиды |
II. Обсервационное научение Влияние семьи (напр., жестокое обращение) Субкультурное влияние (напр., делинквентность) Символическое моделирование (напр., телевидение) | II. Влияние моделирования Растормаживание/снятие запретов Фасилитация Эмоциональное возбуждение Сильные раздражители (привлечение внимания) | II. Викарное подкрепление Наблюдаемое вознаграждение (эффект получения — фасилитации) Наблюдаемое наказание (эффект избегания — растормаживания) |
III. Непосредственный опыт Военные действия Подкрепляемые действия | III. Поощряющие стимулы Инструментальная агрессия Предвосхищаемые последствия | III. Нейтрализация самообвинений Моральное оправдание Успокаивающее сравнение Эвфемистическое обозначение Перекладывание ответственности Распыление ответственности Дегуманизация жертвы Обвинение жертвы Искажение последствий Прогрессивная десенсибилизация |
IV. Следование предписаниям V. Влияние бредовых идей VI. Влияние факторов окружающей среды: - теснота; - температура окружающей среды; - шум; - физическая обстановка |
Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические, гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения А., равно как и на вероятность научения тем или иным специфическим формам А.
Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение А. данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении А. через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых.
Однако наиболее важную роль в приобретении А. играют викарные процессы. Считается, что такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тж служит важным источником выученной А. Важнейшим является тот факт, что такая А. обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности, повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя (напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание).
Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее контроля. Теория А. как драйва тж оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц. научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую, логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее эмпирическое подтверждение.