Психологическое консультирование
Одним из основных элементов в системе психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическое консультирование.
Консультация (от латинского слова consultatio) означает совет специалиста по какому-либо вопросу. Психологическое консультирование — это один из видов профессиональной деятельности, направленной на оказание психологической помощи человеку.
К сожалению, некоторые авторы не различают понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия», «консультирование» и «психологическая диагностика» и пр. Психологическое консультирование представляет собой один из способов психологической помощи клиенту, имеющий рекомендательную направленность, в то время как психотерапия и психологическая коррекция — это виды психологической помощи, которые носят характер психологического воздействия и имеют корригирующую направленность.
Психологическое консультирование — это сложный динамический процесс, содержание которого зависит от субъекта консультирования (ребенок, взрослый, здоровый, больной и пр.), от поставленной цели консультирования, от теоретической базы, которую использует психолог в своей работе (психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления и пр.).
Психологическое консультирование представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков (И. И. Мамайчук, 2001):
1) Гностический блок;
2) Конструктивный блок;
3) Организационный блок;
4) Оценочный блок.
Выделенные нами блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.
Задачи гностического блока консультирования детей и подростков с нарушениями в развитии многогранны и зависят от проблем консультируемых.
Знакомство с родителями и ребенком в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Она непродолжительна по времени — как правило, на консультацию родителей с ребенком отводится от 45 до 90 минут.
Во время этой встречи психолог выслушивает жалобы родителя, а также составляет первое впечатление о нем и о ребенке на основе их поведения и характера общения между собой и с самим психологом. Информация из этих двух источников формирует основные диагностические данные в рамках первичной психологической диагностики.
На первых этапах консультирования психолог должен обратить внимание на мотивацию обращения родителей к консультанту. Традиционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей (Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989):
1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:
а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении проблемы своего ребенка и полностью доверяет психологу;
б) неадекватная деловая ориентация, которая отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности консультанта-психолога.
2. Потребительская ориентация, когда родители стремятся переложить все свои проблемы на консультанта-психолога и ориентированы на быстрое их решение.
3. Игровая ориентация, когда родители обращаются к консультанту не с целью решения своих проблем, а с целью установления определенных отношений с консультантом, желая проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. Именно они часто оказываются на приеме у молодых специалистов или, наоборот, высоких профессионалов. Например, материально обеспеченные родители считают для себя обязательным проконсультироваться у крупного светилы, чтобы потом рассказать об этом друзьям и знакомым.
Нередко родители обращаются к психологу уже с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к психологу с просьбой оценки интеллекта ребенка: «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по массовой программе». Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к специалисту.
Важное значение в эффективности консультативного процесса играет психологический анализ жалоб родителей. Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к консультанту-психологу у родителей детей с задержкой психического развития наблюдаются следующие варианты жалоб:
1) жалобы на отставание в психическом развитии ребенка;
2) жалобы на особенности поведения ребенка;
3) жалобы на плохую успеваемость в школе;
4) жалобы на эмоциональное развитие ребенка (страхи, тревожность);
5) жалобы на индивидуальные психические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный и пр.);
6) жалобы на предвзятое отношение учителей к ребенку.
Содержательный анализ родительских жалоб показывает, что нередко они являются необоснованными Их можно разделить на две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные жалобы.
Частично необоснованные жалобы, как правило, обусловлены психологической безграмотностью родителей. Например, родители жалуются на плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителя к нему. У ребенка действительно наблюдается школьная неуспеваемость, но она обусловлена не «плохим отношением педагогов к нему», а задержкой в психическом развитии.
В случае абсолютно необоснованных жалоб часто возникает вопрос о психологических особенностях самих родителей, когда их сетования на ребенка могут быть своеобразной проекцией своих личностных проблем. Например, родитель жалуется, что ребенок агрессивен, но в процессе консультирования это не подтверждается, что может ставить вопрос для психолога об отражении в жалобе неадекватного родительского отношения к ребенку.
По направленности можно выделить два вида жалоб: направленные на конкретный субъект, например жалобы на ребенка, на свекровь, на учителей и т. п., и содержательные жалобы — на нарушение развития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и пр.
На первых этапах консультирования психолог может сталкиваться со скрытым содержанием жалоб. Это нередко обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением, частичным недоверием к специалисту.
В связи с этим очень важным является умение психолога правильно задавать вопросы с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное.
Правильно поставленный психологом вопрос способствует формированию положительного отношения родителей к специалисту, росту доверия к нему. Например, мать шестилетней Наташи жалуется психологу, что девочка скрытная, застенчивая, причем мать обращает внимание психолога на то, что Наташа очень похожа по характеру на своего отца, ее бывшего мужа, который ушел из семьи и является успешным бизнесменом. Мать как бы оправдывается, подчеркивая тем самым, что проблема у девочки несущественная. Психолог, выслушав жалобу матери, задает несколько вопросов: «Посещает ли девочка детский сад?», «Каковы ее успехи в занятиях?», «Каковы отношения с воспитателем и детьми?» После этих вопросов мать доверительно начинает рассказывать о проблемах успеваемости у девочки, об особенностях ее памяти и внимания, о тяжелых родах, о том, что у девочки на первом году жизни был поставлен диагноз энцефалопатии.
Эффективность в получении информации при первой встречи в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения с родителями и родителей с ребенком. Например, такие, как «он надоел мне со своим компьютером», «вылитая свекровь или бывший муж», «если бы у меня не было ребенка, я бы сейчас процветала» и пр., не должны ускользать от внимания психолога. В процессе жалоб родителя на ребенка перед консультантом стоит задача правильного анализа не только вербальной информации (жалоб), но и невербальных, выразительных средств: позы, мимики, жестов, темпа речи, модуляции голоса и пр. Умение психолога наблюдать за невербальными компонентами поведения в значительной степени повышает эффективность первичной психодиагностики.
Итак, для первичного психологического заключения (первичной психологической диагностики) необходимы следующие действия психолога:
1) определение содержания и структуры жалобы;
2) выявление явного и скрытого содержания жалобы;
3) анализ подтекста жалоб.
Неотъемлемой составляющей гностического блока в процессе консультирования является психологическая диагностика детей. Несомненно, что психологическая диагностика начинается уже в процессе первой встречи с психологом, когда родителями излагаются основные жалобы и причины обращения к психологу. Однако мы выделяем психологическую диагностику как самостоятельный вид психологической помощи. Поэтому в процессе консультирования психолог может предложить ребенку некоторые психологические методики. Однако на первой встрече консультативного процесса рекомендуется использовать первичную психологическую диагностику, которая не включает в себя трудоемкое выполнение обязательных тестов, направленных на анализ отдельных психических функций.
Одним из решающих факторов, сопутствующих эффективности консультирования на данном этапе, является установление консультативного контакта. Формирование такого контакта начинается с первой встречи психолога с ребенком и его родителями. Основой формирования эффективного контакта являются сформулированные К. Роджерсом (Rogers, 1951) принципы клиент-центрированной терапии. И у ребенка, если позволяет его возраст, и у родителей должно возникнуть чувство, что они выслушаны и поняты. В процессе консультативного контакта нужно установить обоюдное доверие между психологом и клиентами, и, как справедливо отмечает Роджерс, психологу необходимы такие личностные качества, как искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.
В исследованиях Джордж и Кристиани выделено шесть основных параметров, определяющих эффективность консультативного контакта: эмоциональность; интенсивность; динамичность; конфиденциальность; направленность на поддержку и добросовестность. Специфика консультативного контакта в значительной степени зависит также от теоретической ориентации консультанта-психолога (George, Cristiani, 1990).
Итак, основная задача первой встречи психолога с ребенком и его родителями — это установление консультативного контакта и диагностическая ориентировка (первичная психодиагностика).
Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих специфические характеристики содержания жалоб, особенностей их подтекста, а также ряда дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Следует подчеркнуть, что психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.
Психологическая диагностика детей в процессе консультирования проводится в следующих направлениях:
1. Анализ степени обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.
2.Оценка состояния психического развития ребенка, выявление и классификация дефекта развития, его природы в случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы.
3. Формулирование на основании решения первых двух задач дальнейших диагностических целей (относительно личностных характеристик родителей, их взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определение направлений консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.
Необоснованность жалоб родителей может определяться следующими факторами: психологическая неграмотность родителей, искажение родительских отношений, психопатология родителей. В случаях необоснованных жалоб психологическое консультирование должно быть направлено на решение проблем родителей.
Например, бабушка десятилетней Иры жалуется на то, что девочка «учится не в полную силу своих способностей, ленива, иногда грубит, отказывается выполнять поручения». Девочка учится в престижной гимназии, куда поступила после подготовительного класса и в результате чего потеряла один год. Успеваемость у девочки хорошая, средняя оценка — 4 балла, но бабушку это не устраивает и она считает, что девочка могла бы учиться на «отлично». В беседе с бабушкой выявляется, что она и мать девочки имеют высшее образования и очень хотят, чтобы девочка «успешно училась и поступила в институт». В доверительной беседе с бабушкой открываются новые подробности, что девочка проживает в семье матери и ее сожителя, с которым у бабушки не сложились отношения. Он не имеет высшего образования, ленив, мало зарабатывает. Таким образом, обращение бабушки к психологу было связано не с проблемами ребенка, а с ее личными трудностями, а именно — нарушением взаимоотношений с сожителем матери.
Основной задачей конструктивного блока психологического консультирования является проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов консультирования с учетом интеллектуального и психического потенциала ребенка.
В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если ряд проблем остаются неразрешимыми. В связи с этим психолог может прервать консультативный процесс и провести с ребенком специальную психодиагностику. Следует особо подчеркнуть нецелесообразность применения стандартных психологических тестов целиком, включая в исследование все входящие в них шкалы и субтесты, особенно на начальных этапах консультирования. Сбор избыточной информации затрудняет консультативный контакт с ребенком и родителями, а психодиагностическое исследование, которое представляет собой трудоемкий и длительный процесс, может вызвать негативное отношение у ребенка к психологу.
Основной целью организационного блока психологического консультирования детей с задержкой психического развития является последовательная реализация составленной на предыдущем этапе программы решения выявленных проблем.
Это достигается с помощью решения следующих конкретных задач:
• активизация каждого участника консультативного процесса;
• обучение участников консультирования (детей и родителей) умению объективизировать и адекватно осознавать имеющиеся психологические проблемы и принимать альтернативные
решения в достижении поставленной цели;
• установление оптимальных доверительных взаимоотношений между всеми участниками консультативного процесса (родитель — психолог — ребенок).
Важным условием для реализации этих задач является положительный настрой родителей и детей на процесс консультирования и самого психолога. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые негативно и даже враждебно настроены на процесс консультирования. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными, но нередко оно связано с отношением их родителей к необходимости консультации у психолога. Чаще всего некоторые родители имеют неадекватные представления о задачах психологического консультирования и при направлении ребенка на консультацию к психологу врачом или учителем переживают, что их ребенок «не такой, как все», «странный», «неудачник» или даже «психически неполноценный». Нередко родители путают психолога с психиатром, и в этом случае имеющийся негативный опыт общения с психиатром отрицательно сказывается на консультативном контакте с психологом.
Например, мать Тани — девочки, страдающей умственной отсталостью, — категорически отказывалась проконсультироваться у психолога, утверждая, что ей не хочется лишний раз услышать, что ее дочь неполноценная. В свое время девочка была проконсультирована врачом-психиатром, который в резкой форме заявил матери, что ребенок умственно отсталый и никогда не будет таким, как все «нормальные» дети.
Такие установки возникают чаще всего у родителей, имеющих детей с тяжелыми формами нарушений в психическом развитии. Перед психологом стоит важная задача понять причины подобного отношения и смягчить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с тяжелой болезнью ребенка. Этого можно достигнуть следующими мероприятиями:
а) организацией знакомства родителей детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами друг с другом с целью взаимной поддержки;
б) активным вовлечением родителей в психодиагностический процесс. Опыт нашей работы показывает, что родитель, включаясь в процесс психодиагностики, способен более адекватно оценивать потенциальные возможности ребенка по сравнению с тем, когда оценку ребенка осуществляет только психолог.
Однако нередко сам психолог может спровоцировать враждебность у ребенка длительным бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и пр. Психолог должен помнить, что враждебность ребенка носит защитный характер и за агрессивностью и подозрительностью ребенка могут скрываться недоверие и тревожность.
Например, учительница первого класса в присутствии всех детей категоричным тоном заявила, что Леша плохо учится и ему обязательно надо сходить к психологу. Дети стали подсмеиваться над мальчиком, называть его «психом». Ребенок очень обиделся на учителя. На консультации у психолога в присутствии родителей мальчик проявлял негативизм, отказывался отвечать на вопросы, замыкался. Психологу ничего не было известно о переживаниях мальчика, о его отношениях с учителем и детьми. Кроме того, перед консультацией мальчик видел, как психолог долго разговаривала с учительницей, улыбалась, шутила. Чтобы разобраться в истинной причине враждебности ребенка, психолог организовала сюжетную игру, где ребенок выполнял роль учителя, а психолог — роль ребенка. Мальчик охотно включился в игру, в директивном тоне делал замечания, говорил: «Вас всех надо к психологу», «Вы все психи» и пр. Эта игра помогла психологу выявить причину негативного отношения ребенка к консультанту, а ребенку — разобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность, адекватно отразить свои чувства и переживания.
Между тем гораздо чаще в процессе консультирования встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большинство таких родителей не готовы к идентификации своих проблем, и психолог должен помочь родителям вербализовать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования, создают эмоциональные и когнитивные барьеры между консультантом и консультируемым.
Анализ особенностей психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования психокоррекционных программ.
Как уже отмечалось выше, способы и формы консультативной работы напрямую зависят от проблем клиентов и поставленных ими задач.
В конце консультации — оценочный блок — психолог предоставляет родителям соответствующую информацию о ребенке. Он высказывает свое мнение о ребенке, отвечает на вопросы родителей и осведомляет их о разных аспектах обсуждаемых проблем.
В процессе консультирования детей с проблемами в развитии мы нередко сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ребенку, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Как правило, единичных консультаций в этом случае вовсе недостаточно, и ребенок вместе с родителями включаются в психокоррекционную работу.
Целью оценочного блока является обобщение достигнутых результатов в процессе консультирования и обсуждение совместно с родителями дальнейших планов работы с ребенком. При оценке интеллектуальных особенностей ребенка психолог должен очень убедительно рассказать родителям о сильных и слабых сторонах познавательной деятельности ребенка, желательно продемонстрировать продукты его деятельности (результаты выполнения тестовых заданий, рисунки и пр.). Не следует использовать категоричные обобщающие оценочные суждения, например такие, как: «Ваш ребенок отстает в психическом развитии», «Он не сможет учиться в массовой школе», «У него тяжелая степень ЗПР» и пр.). Подобные высказывания психолога создают эмоциональный дискомфорт у родителей, формируют негативные установки конкретно в отношении психолога и психологической служб и целом. Если у ребенка выявляется тяжелая форма задержки психического развития, то лучше не говорить об этом родителям, а дать им возможность убедится в этом самим. В таких случаях активное вовлечение родителей в психодиагностический процесс, о котором мы уже упоминали выше, кажется нам наиболее оправданным. Это может оказаться актуальным и в тех ситуациях, когда родители не понимают цели психологического консультирования и обращаются к психологу с просьбой выписать лекарство, лечить ребенка и пр.
Психологическое консультирование — это первая ступень в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии.
Представленная модель отражает динамику консультативного процесса, однако реальный процесс консультирования значительно обширнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. Выделенные нами блоки условны, так как в практической работе их взаимосвязь оказывается значительно сложнее, чем в представленной схеме.
В процессе консультирования детей с задержкой психического развития и их родителей очень важным фактором является не только профессиональная компетенция психолога-консультанта, но и его позитивные личностные качества, такие как общительность, сензитивность, эмоциональная устойчивость, гармоничная структура личности и, конечно, любовь к детям, искреннее желание помочь родителям и ребенку справиться с имеющимися проблемами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ