Психологическое консультирование

Одним из основных элементов в системе психологической помо­щи детям с нарушениями в развитии является психологическое кон­сультирование.

Консультация (от латинского слова consultatio) означает совет спе­циалиста по какому-либо вопросу. Психологическое консультирова­ние — это один из видов профессиональной деятельности, направлен­ной на оказание психологической помощи человеку.

К сожалению, некоторые авторы не различают понятия «психоло­гическое консультирование» и «психотерапия», «консультирование» и «психологическая диагностика» и пр. Психологическое консульти­рование представляет собой один из способов психологической по­мощи клиенту, имеющий рекомендательную направленность, в то вре­мя как психотерапия и психологическая коррекция — это виды психологической помощи, которые носят характер психологического воздействия и имеют корригирующую направленность.

Психологическое консультирование — это сложный динамический процесс, содержание которого зависит от субъекта консультирования (ребенок, взрослый, здоровый, больной и пр.), от поставленной цели консультирования, от теоретической базы, которую использует пси­холог в своей работе (психодинамическое, поведенческое, когнитив­ное направления и пр.).

Психологическое консультирование представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков (И. И. Мамайчук, 2001):

1) Гностический блок;

2) Конструктивный блок;

3) Организационный блок;

4) Оценочный блок.

Выделенные нами блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.

Задачи гностического блока консультирования детей и подростков с нарушениями в развитии многогранны и зависят от проблем кон­сультируемых.

Знакомство с родителями и ребенком в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Она непродолжитель­на по времени — как правило, на консультацию родителей с ребенком отводится от 45 до 90 минут.

Во время этой встречи психолог выслушивает жалобы родителя, а также составляет первое впечатление о нем и о ребенке на основе их поведения и характера общения между собой и с самим психологом. Информация из этих двух источников формирует основные диагнос­тические данные в рамках первичной психологической диагностики.

На первых этапах консультирования психолог должен обратить внимание на мотивацию обращения родителей к консультанту. Тра­диционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей (Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989):

1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:

а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении проблемы своего ребенка и полно­стью доверяет психологу;

б) неадекватная деловая ориентация, которая отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности консультанта-психолога.

2. Потребительская ориентация, когда родители стремятся перело­жить все свои проблемы на консультанта-психолога и ориентированы на быстрое их решение.

3. Игровая ориентация, когда родители обращаются к консультан­ту не с целью решения своих проблем, а с целью установления определенных отношений с консультантом, желая проверить его компетент­ность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. Именно они часто оказываются на приеме у молодых специ­алистов или, наоборот, высоких профессионалов. Например, матери­ально обеспеченные родители считают для себя обязательным прокон­сультироваться у крупного светилы, чтобы потом рассказать об этом друзьям и знакомым.

Нередко родители обращаются к психологу уже с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к психологу с просьбой оценки интеллекта ре­бенка: «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по массо­вой программе». Каждый из таких случаев требует кропотливого ана­лиза, позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к специалисту.

Важное значение в эффективности консультативного процесса играет психологический анализ жалоб родителей. Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к консультанту-пси­хологу у родителей детей с задержкой психического развития наблю­даются следующие варианты жалоб:

1) жалобы на отставание в психическом развитии ребенка;

2) жалобы на особенности поведения ребенка;

3) жалобы на плохую успеваемость в школе;

4) жалобы на эмоциональное развитие ребенка (страхи, тревож­ность);

5) жалобы на индивидуальные психические особенности (замкну­тый, лживый, сверхобщительный и пр.);

6) жалобы на предвзятое отношение учителей к ребенку.

Содержательный анализ родительских жалоб показывает, что нередко они являются необоснованными Их можно разделить на две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные жалобы.

Частично необоснованные жалобы, как правило, обусловлены пси­хологической безграмотностью родителей. Например, родители жа­луются на плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отно­шением учителя к нему. У ребенка действительно наблюдается школьная неуспеваемость, но она обусловлена не «плохим отношени­ем педагогов к нему», а задержкой в психическом развитии.

В случае абсолютно необоснованных жалоб часто возникает воп­рос о психологических особенностях самих родителей, когда их сето­вания на ребенка могут быть своеобразной проекцией своих личност­ных проблем. Например, родитель жалуется, что ребенок агрессивен, но в процессе консультирования это не подтверждается, что может ставить вопрос для психолога об отражении в жалобе неадекватного родительского отношения к ребенку.

По направленности можно выделить два вида жалоб: направлен­ные на конкретный субъект, например жалобы на ребенка, на свекровь, на учителей и т. п., и содержательные жалобы — на нарушение разви­тия, на поведение ребенка, на особенности его межличностных кон­тактов и пр.

На первых этапах консультирования психолог может сталкиваться со скрытым содержанием жалоб. Это нередко обусловлено неподго­товленностью родителя к беседе с психологом, волнением, частичным недоверием к специалисту.

В связи с этим очень важным является умение психолога правильно задавать вопросы с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное.

Правильно поставленный психологом вопрос способствует форми­рованию положительного отношения родителей к специалисту, росту доверия к нему. Например, мать шестилетней Наташи жалуется пси­хологу, что девочка скрытная, застенчивая, причем мать обращает вни­мание психолога на то, что Наташа очень похожа по характеру на сво­его отца, ее бывшего мужа, который ушел из семьи и является успешным бизнесменом. Мать как бы оправдывается, подчеркивая тем самым, что проблема у девочки несущественная. Психолог, выслушав жалобу матери, задает несколько вопросов: «Посещает ли девочка дет­ский сад?», «Каковы ее успехи в занятиях?», «Каковы отношения с воспитателем и детьми?» После этих вопросов мать доверительно на­чинает рассказывать о проблемах успеваемости у девочки, об особен­ностях ее памяти и внимания, о тяжелых родах, о том, что у девочки на первом году жизни был поставлен диагноз энцефалопатии.

Эффективность в получении информации при первой встречи в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные вы­сказывания в ходе общения с родителями и родителей с ребенком. На­пример, такие, как «он надоел мне со своим компьютером», «вылитая свекровь или бывший муж», «если бы у меня не было ребенка, я бы сейчас процветала» и пр., не должны ускользать от внимания психо­лога. В процессе жалоб родителя на ребенка перед консультантом сто­ит задача правильного анализа не только вербальной информации (жа­лоб), но и невербальных, выразительных средств: позы, мимики, жестов, темпа речи, модуляции голоса и пр. Умение психолога наблю­дать за невербальными компонентами поведения в значительной сте­пени повышает эффективность первичной психодиагностики.

Итак, для первичного психологического заключения (первичной психологической диагностики) необходимы следующие действия пси­холога:

1) определение содержания и структуры жалобы;

2) выявление явного и скрытого содержания жалобы;

3) анализ подтекста жалоб.

Неотъемлемой составляющей гностического блока в процессе кон­сультирования является психологическая диагностика детей. Несо­мненно, что психологическая диагностика начинается уже в процессе первой встречи с психологом, когда родителями излагаются основные жалобы и причины обращения к психологу. Однако мы выделяем психологическую диагностику как самостоятельный вид психологической помощи. Поэтому в процессе консультирования психолог может пред­ложить ребенку некоторые психологические методики. Однако на пер­вой встрече консультативного процесса рекомендуется использовать первичную психологическую диагностику, которая не включает в себя трудоемкое выполнение обязательных тестов, направленных на ана­лиз отдельных психических функций.

Одним из решающих факторов, сопутствующих эффективности консультирования на данном этапе, является установление консуль­тативного контакта. Формирование такого контакта начинается с пер­вой встречи психолога с ребенком и его родителями. Основой форми­рования эффективного контакта являются сформулированные К. Роджерсом (Rogers, 1951) принципы клиент-центрированной тера­пии. И у ребенка, если позволяет его возраст, и у родителей должно возникнуть чувство, что они выслушаны и поняты. В процессе кон­сультативного контакта нужно установить обоюдное доверие между психологом и клиентами, и, как справедливо отмечает Роджерс, пси­хологу необходимы такие личностные качества, как искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.

В исследованиях Джордж и Кристиани выделено шесть основных па­раметров, определяющих эффективность консультативного контакта: эмоциональность; интенсивность; динамичность; конфиденциальность; направленность на поддержку и добросовестность. Специфика консуль­тативного контакта в значительной степени зависит также от теоретиче­ской ориентации консультанта-психолога (George, Cristiani, 1990).

Итак, основная задача первой встречи психолога с ребенком и его родителями — это установление консультативного контакта и диагно­стическая ориентировка (первичная психодиагностика).

Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с ро­дителями, требует соответствующего обобщения. В целях практиче­ского удобства обобщение можно проводить в виде выделения веду­щих психологических синдромов, включающих специфические характеристики содержания жалоб, особенностей их подтекста, а так­же ряда дополнительных неспецифических поведенческих проявле­ний. Следует подчеркнуть, что психологические синдромы представ­ляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.

Психологическая диагностика детей в процессе консультирования проводится в следующих направлениях:

1. Анализ степени обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.

2.Оценка состояния психического развития ребенка, выявление и классификация дефекта развития, его природы в случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы.

3. Формулирование на основании решения первых двух задач даль­нейших диагностических целей (относительно личностных характе­ристик родителей, их взаимоотношений с ребенком, отношений в се­мье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определение направлений консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.

Необоснованность жалоб родителей может определяться следую­щими факторами: психологическая неграмотность родителей, иска­жение родительских отношений, психопатология родителей. В случа­ях необоснованных жалоб психологическое консультирование должно быть направлено на решение проблем родителей.

Например, бабушка десятилетней Иры жалуется на то, что девочка «учится не в полную силу своих способностей, ленива, иногда грубит, отказывается выполнять поручения». Девочка учится в престижной гим­назии, куда поступила после подготовительного класса и в результате чего потеряла один год. Успеваемость у девочки хорошая, средняя оцен­ка — 4 балла, но бабушку это не устраивает и она считает, что девочка могла бы учиться на «отлично». В беседе с бабушкой выявляется, что она и мать девочки имеют высшее образования и очень хотят, чтобы девочка «успешно училась и поступила в институт». В доверительной беседе с бабушкой открываются новые подробности, что девочка про­живает в семье матери и ее сожителя, с которым у бабушки не сложи­лись отношения. Он не имеет высшего образования, ленив, мало зара­батывает. Таким образом, обращение бабушки к психологу было связано не с проблемами ребенка, а с ее личными трудностями, а именно — на­рушением взаимоотношений с сожителем матери.

Основной задачей конструктивного блока психологического кон­сультирования является проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов консультирования с учетом интеллектуаль­ного и психического потенциала ребенка.

В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если ряд проблем остаются неразрешимыми. В связи с этим психолог может прервать консультативный процесс и провести с ре­бенком специальную психодиагностику. Следует особо подчеркнуть нецелесообразность применения стандартных психологических тес­тов целиком, включая в исследование все входящие в них шкалы и суб­тесты, особенно на начальных этапах консультирования. Сбор избы­точной информации затрудняет консультативный контакт с ребенком и родителями, а психодиагностическое исследование, которое пред­ставляет собой трудоемкий и длительный процесс, может вызвать не­гативное отношение у ребенка к психологу.

Основной целью организационного блока психологического консуль­тирования детей с задержкой психического развития является после­довательная реализация составленной на предыдущем этапе програм­мы решения выявленных проблем.

Это достигается с помощью решения следующих конкретных задач:

• активизация каждого участника консультативного процесса;

• обучение участников консультирования (детей и родителей) умению объективизировать и адекватно осознавать имеющие­ся психологические проблемы и принимать альтернативные
решения в достижении поставленной цели;

• установление оптимальных доверительных взаимоотношений между всеми участниками консультативного процесса (роди­тель — психолог — ребенок).

Важным условием для реализации этих задач является положитель­ный настрой родителей и детей на процесс консультирования и само­го психолога. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые негативно и даже враждебно настроены на про­цесс консультирования. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными, но нередко оно связано с отношением их родителей к необходимости консультации у психолога. Чаще всего некоторые родители имеют неадекватные представления о задачах психологического консультирования и при направлении ребенка на консультацию к психологу врачом или учителем переживают, что их ребенок «не такой, как все», «странный», «неудачник» или даже «психически неполноценный». Нередко родители путают психолога с пси­хиатром, и в этом случае имеющийся негативный опыт общения с пси­хиатром отрицательно сказывается на консультативном контакте с психологом.

Например, мать Тани — девочки, страдающей умственной отсталостью, — категорически отказывалась проконсультироваться у психолога, утверждая, что ей не хочется лишний раз услышать, что ее дочь неполно­ценная. В свое время девочка была проконсультирована врачом-психиатром, который в резкой форме заявил матери, что ребенок умственно отсталый и никогда не будет таким, как все «нормальные» дети.

Такие установки возникают чаще всего у родителей, имеющих де­тей с тяжелыми формами нарушений в психическом развитии. Перед психологом стоит важная задача понять причины подобного отноше­ния и смягчить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с тя­желой болезнью ребенка. Этого можно достигнуть следующими ме­роприятиями:

а) организацией знакомства родителей детей с тяжелыми психи­ческими и физическими проблемами друг с другом с целью вза­имной поддержки;

б) активным вовлечением родителей в психодиагностический про­цесс. Опыт нашей работы показывает, что родитель, включаясь в процесс психодиагностики, способен более адекватно оцени­вать потенциальные возможности ребенка по сравнению с тем, когда оценку ребенка осуществляет только психолог.

Однако нередко сам психолог может спровоцировать враждебность у ребенка длительным бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и пр. Психолог должен помнить, что враждебность ре­бенка носит защитный характер и за агрессивностью и подозритель­ностью ребенка могут скрываться недоверие и тревожность.

Например, учительница первого класса в присутствии всех детей категоричным тоном заявила, что Леша плохо учится и ему обязатель­но надо сходить к психологу. Дети стали подсмеиваться над мальчи­ком, называть его «психом». Ребенок очень обиделся на учителя. На консультации у психолога в присутствии родителей мальчик проявлял негативизм, отказывался отвечать на вопросы, замыкался. Психологу ничего не было известно о переживаниях мальчика, о его отношениях с учителем и детьми. Кроме того, перед консультацией мальчик видел, как психолог долго разговаривала с учительницей, улыбалась, шути­ла. Чтобы разобраться в истинной причине враждебности ребенка, психолог организовала сюжетную игру, где ребенок выполнял роль учителя, а психолог — роль ребенка. Мальчик охотно включился в игру, в директивном тоне делал замечания, говорил: «Вас всех надо к психо­логу», «Вы все психи» и пр. Эта игра помогла психологу выявить причину негативного отношения ребенка к консультанту, а ребенку — ра­зобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность, адекватно отразить свои чувства и переживания.

Между тем гораздо чаще в процессе консультирования встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большин­ство таких родителей не готовы к идентификации своих проблем, и психолог должен помочь родителям вербализовать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования, со­здают эмоциональные и когнитивные барьеры между консультантом и консультируемым.

Анализ особенностей психического развития ребенка в сопостав­лении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить осно­вания для выводов, рекомендаций, формулирования психокоррекционных программ.

Как уже отмечалось выше, способы и формы консультативной рабо­ты напрямую зависят от проблем клиентов и поставленных ими задач.

В конце консультации — оценочный блок — психолог предоставля­ет родителям соответствующую информацию о ребенке. Он высказы­вает свое мнение о ребенке, отвечает на вопросы родителей и осве­домляет их о разных аспектах обсуждаемых проблем.

В процессе консультирования детей с проблемами в развитии мы нередко сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ре­бенку, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Как правило, единичных консультаций в этом случае вовсе недостаточно, и ребенок вместе с родителями включаются в психокоррекционную работу.

Целью оценочного блока является обобщение достигнутых резуль­татов в процессе консультирования и обсуждение совместно с родите­лями дальнейших планов работы с ребенком. При оценке интеллекту­альных особенностей ребенка психолог должен очень убедительно рассказать родителям о сильных и слабых сторонах познавательной деятельности ребенка, желательно продемонстрировать продукты его деятельности (результаты выполнения тестовых заданий, рисунки и пр.). Не следует использовать категоричные обобщающие оценочные суждения, например такие, как: «Ваш ребенок отстает в психическом развитии», «Он не сможет учиться в массовой школе», «У него тяже­лая степень ЗПР» и пр.). Подобные высказывания психолога создают эмоциональный дискомфорт у родителей, формируют негативные ус­тановки конкретно в отношении психолога и психологической служб и целом. Если у ребенка выявляется тяжелая форма задержки психи­ческого развития, то лучше не говорить об этом родителям, а дать им возможность убедится в этом самим. В таких случаях активное вовле­чение родителей в психодиагностический процесс, о котором мы уже упоминали выше, кажется нам наиболее оправданным. Это может оказаться актуальным и в тех ситуациях, когда родители не понимают цели психологического консультирования и обращаются к психологу с просьбой выписать лекарство, лечить ребенка и пр.

Психологическое консультирование — это первая ступень в систе­ме психологической помощи детям с проблемами в развитии.

Представленная модель отражает динамику консультативного про­цесса, однако реальный процесс консультирования значительно об­ширнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. Выделенные нами блоки условны, так как в практической работе их взаимосвязь оказывается значительно сложнее, чем в представленной схеме.

В процессе консультирования детей с задержкой психического развития и их родителей очень важным фактором является не только профессиональная компетенция психолога-консультанта, но и его позитивные личностные качества, такие как общительность, сензитивность, эмоциональная устойчивость, гармоничная структура личности и, конечно, любовь к детям, искреннее желание помочь ро­дителям и ребенку справиться с имеющимися проблемами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Наши рекомендации