Перечень контрольных вопросов для самооценки студента. ´Вопросы для самопроверки
´Вопросы для самопроверки
1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
2. Какие функции выполняет внимание?
3. Расскажите о физиологических основах внимания.
4. В чём различие непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания?
5. Какие выделяют свойства внимания?
´ Задания для самостоятельной работы.
Подготовьте презентацию по вопросу: «Свойства внимания и их диагностика».
?Решите задачи:
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
А. Внимание — это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.
Б. Благодаря вниманию, ... объектов становится более ясным, отчетливым.
В. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врождённый признак … внимания
Г. Внимание человека определяется структурой его …, отражает её протекание и служит механизмом её контроля.
Д. У человека важнейшим фактором управления подкорковыми центрами и, следовательно, важнейшим фактором произвольного внимания становятся … раздражители.
2. Какие свойства внимания обнаруживаются в следующих примерах?
1. Изумительная трудоспособность Н. Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера.
2. Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он отметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.
Ответьте, почему...
1) ... световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?
2) ... летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?
3) ... находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?
5) ... во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?
6) ... чайник, которого вы ждете, никак не закипает?
4. Какие виды внимания рассматриваются в приведённых примерах?
1. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.
2. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего по соседним путям скорого поезда и после того, как тот прошел, некоторое время сохраняют бдительность.
3. Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний.
4. Аспирант, просматривающий в научной библиотеке каталог, мгновенно «отлавливает» книги с «ключевыми» для его исследования словами.
5. Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь аудитории.
Тема 8. Воображение
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, терминологический диктант | ||
подготовка презентации | Презентация | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель: сформировать у студентов понятие о воображении, его видах и приемах создания образов, дать представление о роли воображения в практической деятельности.
Ключевые понятия:воображение, активное и пассивное воображение, преднамеренное и непреднамеренное воображение, воспроизводящее и творческое воображение, мечта, грёзы, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация.
План:
1. Понятие о воображении, его физиологические механизмы.
2. Виды воображения.
3. Приёмы создания новых образов.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 288–298.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина.- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 222–230.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. –С. 414-425.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – С. 3–33.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2010. – 656 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. – С. 295–307. (Серия «Мастера психологии»).