Вещь, объект и предмет. В чем различия
Поскольку слово «вещь» в словоупотреблении европейской метафизики именует все, что вообще и каким бы то ни было образом есть, постольку значение имени существительного «вещь» меняется сообразно истолкованию того, что есть, т. е. сущего. Вещь анализируется нами в качестве продукта дизайна. Не только материальная, но и социальная среда вокруг нас сегодня становится объектом дизайна, внедряющегося во все без исключения сферы человеческого бытия. Тотальный дизайн превращает в вещь все, к чему прикасается Традиционно вещная среда подвергается философскому рассмотрению с точки зрения антропологического подхода: человек как творец и потребитель вещей.
Каждая реальная вещь включает в себя три составляющих: идею, материал и саму вещь в своей явленности. Идея у Платона реализуется как причина вещи, материал становится средством, а вещь - лишь материальным воплощением их взаимодействия.
Вещь отражает и воплощает как уровень индивидуальных способностей, вкусов, знаний, мировоззренческих установок и т.п., так и уровень развития культуры и цивилизации, техники и технологии, методов и навыков, отношении культуры к природе; вещь может выступать носителем культурных символов и ценностей. Всякая вещь есть форма, которая рождается на пересечении временных потоков культуры и в этом смысле лишена сиюминутности. Одну ось составляет своеобразная культурная «вертикаль», уходящая вглубь времени, к ее «прообразу», первоформе, выступающей инвариантом всех последующих решений. Вещи в культуре создают механизм реального наследования опыта в процессе социализации. В отличие от искусства, переживание образов которого научает «опыту чувств» (А. Натев), пользование вещами формирует тело, поведенческие навыки, память движений.
Что такое объект? В привычном смысле слова объектом является всё, что имеет в нашем мире материальные качества. Как правило, объект имеет неорганическую природу и чаще всего сделан людьми. Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.
Основные категории объекта дизайна
Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Другими словами Объект дизайна есть не только материально - физическая, утилитарно организованная реальность требований жизни, формализованная в изделиях и комплексах графического, промышленного и средового характра. Но — и это специфика дизайн - деятельности — и художественно - образная конструкция, воплощенная в двух ипостасях дизайнерского образа — визуальной организации предмета или комплекса и его идейно - содержательной структуре, уходящей корнями в представления о нужности, целесообразности, рациональности и общественной значимости дизайнерской продукции.
Вещество природы становится предметом, попадая под воздействие человека. Именно эта, активно – деятельная, преобразующая сторона отношения человека к чему – либо им создаваемому подчеркивается в понятии «предмет»: предмет возникает в процессе преобразования мира и для дальнейшего преобразования. Он предстоит человеку, являясь чем – то качественно отличным и одновременно возникая благодаря присутствию и усилиям последнего. Предмет несет информацию о своём создателе и играет ту или иную роль в процессе жизни человека. Подчеркивая этот аспект мы и будем обозначать его как вещь.
В зависимости от характера деятельности человека предмет может быть как материальным, так и идеальным (предмет познания), тогда как идеальные образования не называются вещами. Разводить слишком далеко, противопоставлять друг другу предмет и вещь нецелесообразно. В зависимости от подчеркиваемого смысла – качественного своеобразия или связи со своим создателем, одна и та же целостность может называться предметом или вещью, тем более становление вещи как вещи начинается с процесса опредмечивания, преобразования вещества природы посредствам человека. В ходе этого процесса знания, навыки, потребности, ценностные ориентиры человека как индивида и как родового существа фиксируются в природном субстрате, придавая ему новое качество – предмета культуры. Вещь открывается для нас как нечто сугубо материальное, несводимое к совокупности своих технологических характеристик и функциональных качеств, связанное с человеческим существованием, с жизнью человека в культуре»
Конструкция и структура.
Конструкция - 1. внутреннее устройство чего-либо, состоящего из нескольких частей.
2. механизм или сооружение, как правило, сложного устройства или непонятного назначения.
3. строит. структурная часть здания или сооружения.
Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — термин, в произведениях искусства обозначающий построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.
Структура- 1. внутреннее устройство, компоненты объекта вместе с их взаимосвязями
2. большая формально организованная группа людей
3. совокупность связей между частями объекта
4. (в материаловедении) неоднородный материал, обладающий сложным строением
Структу́ра (от лат. structūra — «строение») совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внутренних и внешних изменениях.
4.
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки.
Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие[2][3]:
формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
высокий уровень развития торговли;
формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
развитие науки.
Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века.
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост городского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе.
5 . Стилизация - 1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля. // Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения.
2. Произведение, по форме представляющее собою подражание какому-л. стилю.
Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного длякакого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определеннойсоциальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслениемхудожественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.2) Визобразительных искусствах и преимущественно в декоративном искусстве,дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условныхприемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращаетобъект изображения в мотив узора.
Стилизация в дизайне осуществляется несколькими путями:
а) буквальное копирование визуальной формы культурного образца;
б) прямой перенос некоторых визуальных признаков внешнего строения с культурных образцов на проектируемую вещь (орнаментальные детали, декоративные или конструктивные элементы);
в) перенос характерных визуально наблюдаемых структурных признаков морфологии (в частности, методом пропорционирования).
Приемы первой группы представляют собой вырождающийся путь стилизации, когда она превращается из средства гармонизации отношения «вещь-культура» (при условии остающегося несовпадения вещи и культурного образца) в конформизм, прячущий подлинное лицо вещи.
Приемы группы «б» обычно применяются в традиционных объектах дизайна (мебель, посуда, одежда, интерьер, светильники, сумки и т.д.), а также в тех областях дизайна, которые уже приобретают свои тенденции (транспорт, некоторые изделия массового потребления). Сюда же можно отнести приемы стилизации природных форм в промышленных изделиях.
Приемы группы «в» наиболее типичны для дизайна. Прямого переноса форм здесь нет, стилизация строится на переносе формальных структурных отношений с одних предметов на другие. Станок, конечно непохож на греческую вазу, но связь между их формальными структурами можно проследить. Нет буквального сходства между образцами стиля барокко и некоторыми современными изделиями, но ассоциативное тождество отношений легко устанавливается.
В некоторых случаях связь между объектом и культурным образцом может строиться и на буквальном тождестве отношений – геометрических, цветовых, тектонических. Так, в дизайне особенной популярностью пользовалась группа приемов стилизации, построенная на пропорциональных схемах (канонах), использовавшихся в архитектуре и искусстве еще со времен античности и ассоциирующихся в нашем сознании с высокой классикой.
6. Готфрид Земпер
Немецкий архитектор, теоретик и историк искусства Готфрид Земпер (1803—1879) задавался теми же вопросами, что и Уильям Моррис. Чтобы разрешить конфликт между искусством и техникой, он становятся на путь культивирования чистой конструкции. Особенно ошибочно было предположение, что ренессанс, «свободный от декоративных излишеств барокко и рококо», был «последним подлинным конструктивным стилем», в котором как раз и нуждалась эпоха.
Самые знаменитые сооружения, спроектированные Земпером - Королевский театр (1832—1841), Дрезденская картинная галеря (1847—1855), павильоны Первой Всемирной выставки (1851) в Лондоне. Хотя архитектурным проектам Земпера присущ эклектизм, он больше склонялся к ясному и выразительному стилю античной классики, преображенной итальянским Ренессансом и барокко.
В книге «Наука, промышленность и искусство» (1851) Земпер развивал мысль, что нет принципиальных различий между архитектурой и прикладным искусством, так как обе области деятельности имеют в основе единые законы прекрасного, или стиля. Анализируя вопросы эстетического и художественного порядка в изделиях машинного производства с позиций теории стиля, он написал многотомный труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», первый том в 1860, второй — 1863, третий том автор сжег.
В противовес философскому идеализму своего времени Земпер подчеркивал стилеобразующее значение материалов и техники. Он рассматривал форму как производное от ряда объективных факторов: практическое содержание (назначение, функции), материал и способы его обработки, вкусы потребителей, традиции, религиозные и политические установления, личность художника-творца. Не был противником машинного производства, а искал новую «эстетику» в изделиях этого производства. Его учение во многом предопределило идеи теории функционализма.
Также Земпер уделял большое внимание роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой проблеме работы «Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних» (1834) и «О полихромии» (1851).
7 . АРХЕТИП (греч.) — прообраз, первоначало, образец. В аналитической психологии К.Г.Юнга архетипы - устойчивые формы коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно является тем самым основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.
Архетипы - априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания — "архетипические образы" — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях и т.д., когда сознательная обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное ("нуминозное"). Архетипические образы наделены огромной психической энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания.
Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.
С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религиозные учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от архетипов коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. Символы и церковные догматы придают форму внутреннему опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредственный опыт архетипических образов.
Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится "компенсировать" односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, если символическая передача невозможна, то архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.
Архетипы не даны нам ни во внешнем, ни во внутреннем опыте — в этом смысле они гипотетичны.
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание культурных архетипов составляет типическое в культуре, и в этом отношении они объективны и трансперсональны. Культурные архетипы раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Культурные архетипы явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации.
Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы). Универсальные культурные архетипы — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, "золотого века" и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч. существования. В культуре культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.
8 . Рефле́ксия
(от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1]
В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).
9. Аксиоло́гия — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.
Аксиологические теории
Натуралистический психологизм - Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.
Трансцендентализм - они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.
Персоналистический онтологизм - Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности
Культурно-исторический релятивизм - Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Социологизм -Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.
Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.
Роботы и киборги
Ро́бот (чеш. robot, от robota — подневольный труд или rob — раб) — автоматическое устройство, предназначенное для осуществления производственных и других операций, обычно выполняемых человеком (иногда животным). Использование роботов позволяет облегчить или вовсе заменить человеческий труд на производстве, в строительстве, при рутинной работе, при работе с тяжёлыми грузами, вредными материалами, а также в других тяжёлых или небезопасных для человека условиях
Робот может выглядеть как угодно. В настоящее время в промышленном производстве широко применяются различные роботы, внешний вид которых (по причинам технического и экономического характера) далёк от «человеческого».
Робот может управляться оператором, либо работать по заранее составленной программе.Слово «робот» было придумано чешским писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом и впервые использовано в пьесе Чапека «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы», 1920). До появления промышленных роботов считалось, что роботы должны выглядеть подобно людям.Существует несколько моделей роботов, широко известных из средств массовой информации: робот-андроид ASIMO, робот-собака AIBO, робот-пылесос Roomba, C3PO и R2-D2 из Звёздных войн, T-800 и Т-1000 из серии фильмов Терминатор, Робокоп из фильма «Робот-полицейский», Вертер из фильма Гостья из будущего, Робот Бендер из мультсериала Футурама и другие.
Ки́борг (сокращение от англ. cybernetic organism — кибернетический организм) в медицине — биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты.Термин введён Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 году, в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли.
Практика
Повсеместно применяются кохлеарные имплантаты, позволяющие восстановить слух пациентам с выраженной или тяжёлой потерей слуха сенсоневральной этиологии.
Специалисты из Института реабилитации инвалидов в Чикаго успешно имплантировали бионическую руку женщине , потерявшей свою руку в дорожной аварии. До этого подобные манипуляторы были успешно имплантированы пяти мужчинам
.Весной 2011 года хирурги провели уникальную операцию: искусственное сердце нового типа полностью заменило собой настоящее,
11. Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Лежит в основе научно-технической революции, придавая принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизируя общественное производство. Результат творческой деятельности.
Изобретение — решение технической задачи, относящееся к материальному объекту — продукту, или процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств — способу.
Конструирование - это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия. Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты.
Слово «конструкция» часто употребляется в значении «структура», «устройство»…
12. Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции.
Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.[1]
Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.
Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве. Также для доказательств используется метод математической индукции.
Дедуктивные рассуждения ведут от общего к частному. Мы можем выдумать теорию о некоторой интересной теме. Затем сузить ее до более специфичной гипотезы такой, которую уже можно проверить. Можно сузить еще сильнее, до такого размера, для которого уже собраны данные для проверки гипотезы. В конечном счете, мы сможем проверить гипотезу при помощи конкретных данных, подтвердив (или опровергнув) первоначальную теорию.
Рассуждения методом индукции работают иным способом. Мы начинаем с конкретных наблюдений и измерений, выделяем модели и закономерности, формулируем некоторые тенденции, которые можно использовать и, наконец, вырабатываем некое общее заключение или теорию.
Синтез и анализ.
Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Термин происходит от др.-греч. соединение, складывание, связывание. Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части. Возможен синтез решений.
Анализ (др.-греч. разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
В дополнение к синтезу, метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре объекта исследования, а также выделить из общей массы фактов те, которые непосредственно относятся к рассматриваемому вопросу.
Анализ - это отношение между предметами, если говорить совсем просто. Синтез - это обратный анализу процесс.
Диалектические законы (по Гегелю):
1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импульс развития?
2. Закон перехода количества в качество – на вопрос: как происходит развитие, каков механизм возникновения новых качеств?
4. Закон отрицания отрицания – на вопрос: какова форма поступательного развития прогрессивно направленных изменений?