Анализ и интерпретация результатов
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских качеств. Лидер должен быть терпеливым, инициативным, самокритичным, требовательным к себе и другим, надежным, выносливым, восприимчивым к новому, стрессоустойчивым, оптимистичным, решительным, волевым, настойчивым, уметь преодолевать препятствия и разумно рисковать.
По результатам исследования организаторских способностей нами были получены следующие данные (таблица 1.1):
Таблица 1.1 Уровни организаторских способностей респондентов
уровень развития организаторских способностей | Респонденты | |||
девушки, чел. | девушки,% | юноши, чел. | Юноши,% | |
очень низкий | 0,00% | 0,00% | ||
низкий | 6,00% | 0,00% | ||
средний | 38,00% | 25,00% | ||
высокий | 31,00% | 37,50% | ||
высший | 25,00% | 37,50% |
Рисунок 1.1 – Уровень развития организаторских способностей респондентов
По данным исследования данной методикой выявилось следующее:
25% девушек и 44% юношей имеют высший уровень развития организаторских способностей. Данные люди испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в организаторской деятельности.
31% девушек и 37% юношей относятся к людям с высоким уровнем проявления организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
У 38% девушек и 19% юношей присутствует средний уровень проявления организаторских способностей. Для данных людей характерен проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.
6% девушек имеют низкий уровень развития организаторских спасобностей. Данные люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Проанализировав представленные результаты (рисунок 1), мы можем сделать вывод, что уровень развития организаторских способностей у юношей выше, чем у девушек.
Результаты исследования лидерских способностей:
Таблица 1.2. Уровни развития лидерских способностей респондентов
уровень развития лидерских способностей | Респонденты | |||
девушки, чел. | девушки, % | юноши, чел. | юноши, % | |
Слабо | 56,25% | 18,75% | ||
Средне | 43,75% | 62,50% | ||
Сильно | 0,00% | 18,75% |
Рисунок 1.2. – Уровень развития лидерских способностей респондентов
Аналитические данные исследования данной методикой заключаются в следующем:
56,25% девушек и 12,5% юношей имеют слабовыраженные лидерские способности. Такие люди испытывают трудности в установлении контактов, редко берут на себя ответственность и проявляют инициативу.
43,75% девушек и 50% юношей имеют средний уровень выраженности лидерских способностей. Они легко сходятся с людьми, но не обладают высокой степенью настойчивости.
Количество респондентов с сильно выраженными качествами лидера составило 37,5% среди которых оказались только юноши. Испытуемые характерезуются инициативностью, самокритичностью, надежностью, выносливостью, может работать даже в условиях перегрузок. Такие люди психически устойчивы и не дают увлечь себя нереальными предложениями.
Проанализировав рисунок 2 мы можем сделать вывод, что уровень развития лидерских способностей у юношей выше чем у девушек.
Таким образом, проанализировав полученные данные можно сказать, что юноши более склонны к лидерству по сравнению с девушками. Я. Джорстад, норвежский психотерапевт, на основании своей практики заключил, что лидерство не входит в систему жизненных ценностей многих женщин [8]. Отсюда мнение, что женщины-лидеры проигрывают лидерам-мужчинам в эффективности руководства. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполнении конкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме юноши чаще претендуют на лидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, при необходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют девушки. Так же очень важно понимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основном касаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной с карьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности (учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью или материальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерских качеств женщин.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских качеств. Лидер должен быть терпеливым, инициативным, самокритичным, требовательным к себе и другим, надежным, выносливым, восприимчивым к новому, стрессоустойчивым, оптимистичным, решительным, волевым, настойчивым, уметь преодолевать препятствия и разумно рисковать.
Количество респондентов с сильно выраженными качествами лидера составило 37,5% среди которых оказались только юноши. Уровень развития организаторских способностей у юношей выше, чем у девушек: 25% девушек и 44% юношей имеют высший уровень развития организаторских способностей. Низким уровнем обладают 6% девушек, среди юношей таковых не оказалось. Среди респондентов с сильно выраженными качествами лидера оказались только юноши.
Таким образом, проанализировав полученные данные можно сказать, что юноши более склонны к лидерству по сравнению с девушками., что можно объяснить разными ценностями юношей и девушек, но это не говорит о том, что девушка не может быть лидером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были рассмотрены гендерные особенности проявления лидерских способностей юношей на примере студентов. Вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества в юношеском возрасте обусловлены половой принадлежностью, был сделан на основании теоретического анализа и организации эмпирического исследования. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов – таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими.
Не всегда наличие определенных качеств личности может определять ее как лидера. Важнее отсутствие определенных «разъединителей» (низкая самооценка и отсутствие уважения к себе, чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям, недостаточное использование своего воображения, слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить, боязнь риска, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д.), которые мешают человеку быть лидером.
Проанализировав данные, полученные в ходе эксперимента, можно сказать, что юноши более склонны к лидерству по сравнению с девушками. Количество респондентов с сильно выраженными качествами лидера составило 37,5% среди которых оказались только юноши, большая же половина девушек (56,25%) обладает слабовыраженными лидерскими качествами. 25% девушек и 44% юношей имеют высший уровень развития организаторских способностей, 6% девушек имеют низкий уровень развития организаторских спасобностей, среди юношей таковых не нашлось Это можно объяснить разной расстановкой ценностей у юношей и девушек, но это не говорит о том, что девушка не может быть лидером.
Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению женщиной лидерской роли. Кроме того, стиль женского лидерства на данный момент более адекватно отвечает требованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.