Работа с ресурсами Internet
Инструкция: выйти на сайт: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46621 «Система федеральных образовательных порталов. Социально-гуманитарное и политологическое образование», ознакомиться с имеющейся информацией и выполнить следующие задания:
1. Составить конспект по теме «История конфликтологии» (1 учебный раздел. Методология, история и теоретические основания конфликтологии).
2. Подготовить сообщение по теме: «Развитие конфликтологии в России» (1 учебный раздел. Методология, история и теоретические основания конфликтологии).
3. Подготовить доклад по теме: «Объект конфликта как некая ценность (духовная или материальная)» (2 учебный раздел. Общая теория конфликта).
4. Выполните самостоятельную работу по теме: «Динамика конфликта». (2 учебный раздел. Общая теория конфликта).
Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:
а) Что является сигналами конфликта, по мнению таких авторов, как Х. Корнелиус, Ш. Фейр?
б) Что, по мнению Г. Бейтсона, представляет собой симметричный схизмогенез как механизм эскалации?
в) Каким образом можно объяснить эскалацию с точки зрения этологической теории агрессии К. Лоренца?
5. Подготовьте сообщения по следующим темам:
(2 учебный раздел. Общая теория конфликта)
а) Классовые и национально-этнические конфликты.
б) Экологические конфликты.
в) Глобальные, региональные и локальные конфликты.
6. Подготовьте обзор теорий, объясняющих механизм внутриличностного конфликта (3 учебный раздел. Конфликты в организации).
7. Подготовьте сообщения по следующим темам:
(3 учебный раздел. Конфликты в организации).
а) Невротический конфликт и его возможные последствия.
б) Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.
в) Практика психологической помощи при остром интрапсихическом конфликте.
г) Факторы и механизм разрешения личностного конфликта.
8. Выполните письменную работу по теме: «Специфика поведения личности в конфликте (на примере поведения близкого друга)». (3 учебный раздел. Конфликты в организации).
9. Заполните таблицу «Типичные конфликтогены в поведении руководителя как субъекта конфликта». (3 учебный раздел. Конфликты в организации).
10. Подготовьте сообщение по теме: «Роль стереотипа ритуальной агрессивности (В. Лефевр) в современной культуре» (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
11. Заполните таблицу «Стадии управления конфликтом» (прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение). (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
12. Подготовить доклад по теме: «Переговорный процесс как форма регулирования конфликта». (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
13. Заполнить таблицы: «Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами» и «Этапы медиативной процедуры». (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
14. Подготовить сообщение по теме: «Технология выработки интегративного решения - генератор альтернатив (Х.Корнелиус, Ш.Фейр)» (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
Материальное обеспечение дисциплины
1. На факультете:
а) компьютерные классы;
б) мультимедиапроектор.
2. В кабинетах психологии:
а) учебно-методический фонд литературы;
б) банк диагностических методик;
в) электронный текст (тезисы) лекций;
г) презентации.
ГЛОССАРИЙ
Авторитет- общепризнанное значение, влияние; человек или группа, пользующиеся общим признанием.
Агрессивисты - они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
Агрессия –индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.
Агрессия- повеление в конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. может проявляться как в словесном оскорблении, гак и в физическом насилии.
Адаптация- приспособление строения и функций организма к условиям среды.
Администрация- должностные лица, руководящий персонал какого-либо учреждения или предприятия.
Акцентуация характера есть определенное направление характера, чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида.
Альтруизм- бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.
Амбивалентность- двойственность переживания, выражающаяся н том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например, симпатию и антипатию.
Антагонизм- непримиримое противоречие.
Антагонист- сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Антипатия- чувство неприязни, недоброжелательности.
Антисемитизм- форма национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Апатия- состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением интересов,
Арбитр- третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта.
Арбитраж- способ разрешения споров, состоящий в обращении к арбитру.
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Аффилиация – самоприсоединение к группе.
Базовые характеристики - это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей.
Большие социальные группы - такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения.
Вечные пессимисты - всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать "нет", поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.
Включение - близкий к рационализации способ психологической защиты, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора.
Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами.
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Внутриличностныи конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.
Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок.
Восприятие – это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Всезнайки - считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом "превосходстве" знали и другие. Они могут действовать как "бульдозер", расталкивающий всех на своем пути со своими "знаниями". Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.
Вытеснение - наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации.
Гипертимностъ(гипертимический тип) - отличается постоянным повышенным настроением, оптимистичность, чрезвычайной контактностью в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт ( пространственные границы); по продолжительности конфликта ( временные границы).
Демократия является своеобразным антиподом тоталитарного режима. Она (в идеале) характеризуется контролем гражданского общества над политической властью.
Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Директивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели.
Дистимность(дистимический тип) – противоположен гипертимному типу. Характеризуется пессимистичным настроением, серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.
Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Жалобщики - у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.
Завершение конфликта – устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Завершение конфликта - это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в перемене ценностей субъектами противоборства.
Замещение - замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.
Застревание(застревающий тип) - основная черта этого типа - склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, мстительность, ревность).
Защитно-агрессивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.
Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.
Изоляция, или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов.
Инновации (или нововведения) - это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.
Институализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.
Институциализация конфликта - выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;
Интроверты - стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.
Инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Истинные причины - в качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию.
Источники конфликтов – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на повеление людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.
Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом переживании. Это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, путем соблюдения ритуалов.
Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информации о ситуации и предмете взаимодействия.
Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс — это уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией.
Консенсус (от лат. consedo) - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В научной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов
Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов и суждений.
Конфликт- предельный случай обострения противоречия (Философская энциклопедия)
Конфликт - столкновение противоположных тенденций, интересов. Конфликт может быть силовым и не силовым. Методы силового конфликта: бойкот, террор, война.
Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины К. В ее составе - совокупность объективных и субъективных условий, при которых реально возможно противоборство. Выражением КС является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
Конфликтогены - это источники конфликтов: люди, отношения, события, состояние дел.
Конфликтология - отрасль междисциплинарных знаний о структуре и динамике социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречий.
Конфликты с внешней средой - это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
Латентные причины - более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон.
Легитимация конфликта - официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;
Ложные альтруисты - якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.
Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).
Максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
Малая социальная группа - это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья.
Манипулирование конфликтом - стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды, сохраняя при этом причины конфликта.
Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Меланхолик- человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики? замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.
Метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности.
Метод фасилитации или фасилитаторство - метод разрешения конфликта с участием третьей стороны, оказывающей содействие процессу выработки соглашения и занимающей нейтральную позицию на переговорах в процедурах альтернативного разрешения конфликтов.
Методологией, под которой понимаются учение о методах познания, система принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения знания.
Мифология технического общества(Т-мифология) – условно истинные высказывания рекламы о предметном окружении.
Молчуны - спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.
Мотивность (эмотивный тип) - это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.
Напористость - реализация собственных интересов, стремление к достижению собственных целей; участники - противники, цель - победа или поражение. Сторонники данной стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение
Невинные лгуны - заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что - нет;
Неврозы (от греч. neuron - нерв) - это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу.
Нехватка ресурсов - к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.
Объектконфликта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется
Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты.
Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.
Организационные конфликтогены связаны с неэффективной организацией рабочих циклов, распределения работ и делегирования полномочий: слабая организация работы, например, когда одни перегружены ею, а другие ищут возможности для приложения собственных ресурсов, отсутствие контроля или возможностей контроля, неэффективный стиль управления.
Организационные причины - несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности.
Организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций, обязанностей, ресурсов, прав и ответственности, а также наиболее оптимальное их перераспределение в случае возникновения противоречий в интересах.
Организационный конфликт - это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.
Открытые причины - в открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами .
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.
Отрицательные эмоции - это своеобразные разведчики разума, первый эшелон обороны нашего организма. Их задача - мгновенно оценивать угрожающую ситуацию и побуждать нас к действию, задолго до того, как разум ее обстоятельно проанализирует.
Парадигма – традиция в науке, заложенная обычно конкретной научной работой, объединяющая когнитивный и социальный уровень исследования, имеющая протяженность во времени и пространстве и являющаяся коллективной собственностью.
Партнерство - ориентация на учет интересов и потребностей партнера; стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны».
Педантичность (педантичный тип) - высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий.
Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.
Персональные конфликтогены возникают на уровне рабочих мест и чаще всего сводятся к личности, а иногда - к группе.
Поведенческие причины - задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, «несправедливое» поведение.
Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий.
Подавление конфликта подразумевает прекращение конфликта посредством тотального навязывания условий прекращения конфликта как одной конфликтующей стороной другой стороне, так и нейтральной (не участвующей) стороной к конфликтующим сторонам.
Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту.
Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.
Политика - деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти
Политический - применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами за счет мобилизации административных, дипломатических, многопартийных и пр. ресурсов.
Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.
Попустительским можно назвать решение, при котором он перекладывает ответственность за решение на самих работников:
Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами.
Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
Посредники (медиаторы) - третья сторона в конфликте и его косвенные участники.
Правовой - создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности.
Предмет конфликта - те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.
Предотвращение конфликта- сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников К. или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить К., надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона К. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в К. обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность высказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не привязанного к точке зрения ни одной стороны.
Предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений объектов.
Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет в вынужденной и превентивной форме.
Предупреждение конфликта- это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Причина конфликта - это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Проекция - бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо.
Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.
Производственные конфликтогены детерминированы заданным производственным алгоритмом - срывы по работе, потеря позиций в конкуренции, закрытие или частичное сокращение данного вида деятельности и прочее.
Производственные конфликты - это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.
Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.
Профилактика конфликта - это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации.
Психологическая установка представляет собой положительное отношение к какому-либо человеку или объекту. Негативная психологическая установка – прямая противоположность.
Психологический - применение психологических технологий, адекватных восприятию и ментальности субъектов хозяйственной активности, обеспечение реабилитационных процедур по устранению психологических барьеров.
Разгневанный ребенок («взрывной человек»). Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль.
Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Разрешение конфликта - процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как произошел инцидент.
Рационализация - разумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.
Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Регулирование конфликта - представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений.
Религиозный человек - это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей.
Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Сангвиник - в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность. В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.
Сверхпокладистые - они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.
Силовой — эффективное применение силовых методов воздействия на конфликтогены, без нарушения экономических, правовых, психологических и прочих основ ведения хозяйственной деятельности.
Скрытные - держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;
Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением одержать победу над соперником.
Социальный конфликт (А.В. Дмитриев) Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Социальный человек - полностью обращен к чужой жизни и «чувствует себя в другом». Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике полностью, исключаются. Для него социальная установка является организующим принципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направленности - любовь, определяющая все индивидуальное бытие.
Средние социальные группы - относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности.
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.
Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках.
Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы.
Стиль руководства - это способы принятия руководителем управленческих решений с ориентацией на интересы организации (работы) и коллектива (работника).
Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата.
Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.
Сторона конфликта - новое единство, объединенное из распавшихся частей прежнего единства вокруг вновь возникающих интересов, способное действовать в конфликте как самостоятельное целое.
Стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;
Стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Стресс (от англ, stress - давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия.
Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.
Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.
Субъектом социального конфликта выступает та личность, организация или группа, которые способны создавать конфликтную ситуацию, то есть прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях.
Сущность конфликта - это межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Теоретический человек - имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логику. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами.
Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия.
Тоталитаризм (от лат. totalis - полный, целый) - это политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем за гражданами со стороны государства, полным подчинением личности и гражданского общества политической власти.
Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).
Тревожность (тревожно-боязливый тип) - основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе.
Трудовые конфликты - это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).
Управление конфликтами - это регулирование конфликтной ситуации посредством влияния на объект, субъект, участников и другие элементы, так или иначе связанные с данной конфликтной ситуацией.
Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Управление конфликтом - есть целенаправленное воздействие на процесс К., обеспечивающее решение социально значимых задач.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.
Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.
Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника
Участники конфликта – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Флегматик - сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.
Фрустрация (от лат. frustratio - расстройство, разрушение планов) - психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи.
Функция конфликта - влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Холерик - сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает не надолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.
Цели - субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;
Ценностные причины - различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости.
Циклитимность(циклотимический тип) - характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий.
Экзальтированность(аффективно-экзальтированный тип) - лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.
Экономический - применение экономических регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам, обеспечение максимальной экономической самостоятельности и безопасности субъектов хозяйственной деятельности, декларация и реальное внедрение хозяйственной идеологии с целью поддержки и регулирования хозяйственной культуры на федеральном, региональном и корпоративном уровнях, а также установление четких экономических правил ведения бизнеса.
Экономический человек - он необязательно связан с производством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.
Экстраверты - люди, требующие постоянной стимуляции, "подпитки" от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.
Эмоционально стабильные люди - им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.
Эмоциональнонеустойчивыелюди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.
Эстетический человек - это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которую они и воспринимают реальную действительность. Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.
Этнокультурный - согласование различных социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом этноисторических факторов.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет конфликтологии. Понятие «конфликт»; отношение к конфликту как к социальному явлению.
2. Место конфликтологии в современной науке и практике. Основные цели и задачи конфликтологии.
3. Исследование конфликта в различных областях знания. Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов.
4. История возникновения и развития конфликтологии.
5. Этапы становление конфликтологии, Концептуальные источники исследований в конфликтологии.
6. Основные подходы к изучению и описанию конфликтов.
7. Особенности социально-психологического направления в конфликтологии.
8. Методы изучения конфликтов.
9. Конфликтофобия: определение, условия и причины возникновения; основные пути преодоления.
10. Источники и причины конфликтов
11. Функции конфликтов.
12. Влияние конфликтов на участников и социальное окружение.
13. Типология конфликтов: критерии классификации, основные виды.
14. Структура конфликта.
15. Динамика развития конфликта: основные периоды и этапы, их характеристика.
16. Понятие и типология внутриличностных конфликтов.
17. Генезис и последствия внутриличнстных конфликтов.
18. Способы решения внутриличностных конфликтов.
19. Психологическая защита – как механизм преодоления внутриличностного конфликта.
20. Управление внутриличностными конфликтами.
21. Определение и характеристика межличностных конфликтов.
22. Типология межличностных конфликтов.
23. Причины межличностных конфликтов и варианты их исхода.
24. Типы «конфликтных» людей и принципы общения с ними.
25. Предупреждение и решение межличностных конфликтов.
26. Методы управления конфликтами: виды и общая характеристика.
27. Основные стили поведения в конфликтной ситуации: основа классификации и характеристика.
28. Виды групповых конфликтов и причины их возникновения.
29. Характеристика конфликтов типа «личность- группа».
30. Организационные и трудовые конфликты в образовании: типы и характеристика.
31. Супружеские и семейные конфликты: причины возникновения, классификация, функции и последствия.
32. Основные способы урегулирования и решения семейных конфликтов.
33. Диагностика социальных конфликтов.
34. Социально-экономические и социально-трудовые конфликты: причины, особенности и формы проявления; урегулирование и пути решения.
35. Причины возникновения и типы политических конфликтов. Способы урегулирования и разрешения политических конфликтов.
36. Межэтнические конфликты: причины, классификация, основные пути решения.
37. Природа, типология и динамика конфликтов в педагогическом процессе.
38. Технологии урегулирования и разрешения педагогических конфликтов.
39. Классификация методов разрешения конфликтов.
40. Согласительные процедуры как метод урегулирования и разрешения конфликтов.
41. Посредничество как способ урегулирования конфликтов и разрешения проблемных ситуаций.
42. Переговоры как метод управления конфликтами. Стадии переговорного процесса.
43. Стили общения при ведении переговоров.
44. Психологические механизмы переговоров. Правила ведения переговоров.
45. Профилактика и прогнозирование конфликтов: определение и общая характеристика.
46. Основные условия и направления работы по предупреждению конфликтов.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)