Введение. Декан факультета «Практическая психология», зав
С.Т.ДЖАНЕРЬЯН
Эмоции.воля
(учебное пособие)
Ростов-на-Дону
2008
Рецензенты:
Декан факультета «Практическая психология», зав. кафедрой «Общая психология» ЮРГИ, доцент, к.пс.н.
Синченко Т.Ю.
Зам. декана по учебной работе факультета психологии ЮФУ, доцент кафедры «Психология личности», к.пс.н.
Габдулина Л.И.
Джанерьян С.Т.
Эмоции. Воля: учебное пособие. - Ростов-/Д, 2008. – 123 м.с.
Аннотация
Учебное пособие посвящено теоретическим вопросам изучения эмоций и воли человека. Основное внимание уделено в нем анализу эмоциональной регуляции, эмоциональному переживанию, строению эмоциональной сферы и ее проявлениям, связей эмоциональных явлений с когнитивными процессами. Рассмотрены дискуссионные на современном этапе вопросы психологии воли, специфика конкретных проявлений воли. Материал пособия представлен в форме целевых учебных модулей, включающих проектные задания, тесты рубежного контроля, соответствующую литературу.
Учебное пособие рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей психологических факультетов высших учебных заведений.
Оглавление
Введение
[0.0.2] Общие положения.
[1] Раздел 1. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ
[1.1] Модуль 1. Основные направления изучения роли, детерминант, строения эмоциональных явлений
[1.1.1] 1.1 Эмоции как регулятивные явления
[1.1.2] 1. 2 Эмоции как переживания
[1.1.3] 1.3 Развитие представлений о сущности эмоций
[1.1.4] Проектные задания
[1.1.5] Тест рубежного контроля
[1.1.6] Литература
[1.2] Модуль 2. Связь эмоций с когнитивными процессами
[1.2.1] 2.1 Связь эмоций с сенсорно-перцептивными процессами
[1.2.2] 2.2 Особенности эмоциональной памяти
[1.2.3] 2.3 Эмоции и воображение
[1.2.4] 2.4 Интеллектуальные чувства
[1.2.5] Проектные задания
[1.2.6] Тест рубежного контроля
[1.2.7] Литература
[1.3] Модуль 3. Эмоциональные процессы и состояния
[1.3.1] 3.1 Классификации эмоций.
[1.3.2] 3.1 Психологическая характеристика аффекта
[1.3.3] 3.2 Эмоциональные явления как состояния
[1.3.4] Проектные задания
[1.3.5] Тест рубежного контроля
[1.3.6] Литература
[1.4] Модуль 4. Психологическая характеристика чувств
[1.4.1] 4.1 Сравнительный анализ эмоций и чувств
[1.4.2] 4.2 Свойства чувств
[1.4.3] Проектные задания
[1.4.4] Тест рубежного контроля
[1.4.5] Литература
[2] РАЗДЕЛ 2. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЛИ
[2.1] Модуль 5. Дискуссионные вопросы психологии воли
[2.1.1] Проектные задания
[2.1.2] Тест рубежного контроля
[2.1.3] Литература
[2.2] Модуль 6. Теории воли в научной психологии
[2.2.1] 6.1 Аффективные или эмоционалистические теории воли
[2.2.2] 6.2 Теория воли Джемса У.
[2.2.3] 6.3 Теории воли в современной отечественной психологии
[2.2.4] Проектные задания
[2.2.5] Тест рубежного контроля
[2.2.6] Литература
[2.3] Модуль 7 Волевая регуляция поведения и деятельности человека
[2.3.1] 7.1 Произвольная и волевая регуляция поведения и деятельности
[2.3.2] 7.2 Функции воли
[2.3.3] Проектные задания
[2.3.4] Тест рубежного контроля
[2.3.5] Литература
[2.4] Модуль 8. Конкретные проявления воли
[2.4.0.1] Цель модуля: 1) обобщить дифференцирующие признаки (условия возникновения, характеристики, виды) волевого процесса, волевого состояния, волевого усилия, волевого действия; 2)раскрыть строение, характеристики, критерии классификаций волевых качеств как конкретных проявлений воли.
[2.4.1] 8.1 Волевые процессы, состояния, действия, усилия
[2.4.2] 8.2 Структура, характеристики и классификации волевых качеств
[2.4.3] Проектные задания
[2.4.4] Тест рубежного контроля
[2.4.5] Литература
В настоящем пособии ставится цель систематизации и обобщения основных закономерностей функционирования эмоциональных явлений и воли человека.
В разделе, посвященном психологии эмоций, эмоциональные явления рассматриваются как регулятивные явления; как переживания; как ведущая, но не единственная форма существования смысла. В теориях эмоций представлены диаметрально противоположные вгляды на природу эмоций, но при этом каждая из теорий "работает" в психотерапевтической практике. Весьма сложным представляется вопрос о многочисленных классификациях эмоций: отдельные исследователи скептически относятся к существующим классификациям, что, впрочем, не мешает им сразу же предлагать свою собственную классификацию. При изучении классификации эмоций читатель придет к выводу о необходимости создания классификации классификаций эмоций. Овладевая спецификой различных эмоциональных состояний, придется удивиться, что, например, настроение, кажущееся таким простым и понятным, характеризуется в исследовательском плане как "мистическое" (Е.П. Ильин). Содержание психологических характеристик аффекта делает понятным необходимость его диагностики в юридической практике. Связь эмоций с когнитивными процессами объясняет многие достижения и неудачи на трудном пути восприятия, запоминания любых текстов, лиц, предметов: знания этих связей будут особенно полезны в предстоящую сессию.
В разделе, посвященном психологии воли, можно узнать о главных теоретических разногласиях, приведших В.А. Иванникова к весьма неутешительным выводам о судьбе психологии воли. Изучая функции воли придется распрощаться с представлением о воле как о чем-то героическом, желательном. А вот знания закономерностей функционирования конкретных проявлений воли должны повысить ее общую привлекательность и укрепить стремление к ее воспитанию.
В каждый из модулей настоящего учебного пособия включены проектные задания, затем тесты рубежного контроля и, наконец, правильные ответы. Хочется надеется, что читатели сохранят при освоении материала именно указанную последовательность.
Общие положения.
Цель учебного пособия:в рамках различных психологических подходов к изучению эмоций и воли человека раскрыть строение, характеристики, функции, основные проявления эмоциональных явлений и воли человека.
Задачи пособия:
- рассмотреть эмоциональные явления как регуляторы поведения человека, как переживания, как ведущую форму существования личностного смысла;
- объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством раскрытия их сложного строения;
- рассмотреть связь эмоций с когнитивными процессами, охарактеризовать конкретные эмоциональные процессы и состояния;
- раскрыть дискуссионные вопросы психологии воли, представленные в различных психологических теориях о природе, сущности и механизмах воли;
- раскрыть место и специфику воли в общей структуре уровней психической регуляции поведения и деятельности человека;
- рассмотреть конкретные проявления (процессы, состояния, усилия, действия, качества) воли.
Как регулятивные явления эмоции выступают в качестве специфической формы непроизвольной регуляции, интегрирующей различные поведенческие проявления (вегетативные, психофизиологические, моторные и т.п.) для удовлетворения потребности. Рассмотренные как переживания, эмоции пристрастно "отражают" мир с точки зрения предоставляемых им возможностей для удовлетворения потребностей. Оценивая значимость любого объекта, явления реальности, эмоции выступают ведущей, но не единственной формой существования личностного смысла. Имея сложное двухкомпонентное строение, эмоции обнаруживают и двойственную детерминацию. Последняя связана как с иерархическим строением когнитивных процессов, соответствующим образом отражающих причину эмоций, так и с иерархией потребностей, соответствующих разным уровням активности человека - биологический индивид, социальный индивид, личность (Модуль 1).
Сложность строения эмоциональных явлений определяет своеобразие эмоционального сопровождения различных когнитивных процессов наличие самостоятельных эмоциональных феноменов: аффективного тона ощущений; перцептивной защиты; эмоциональной памяти; эмоциональных впечатлений, причудливо объединяющих разномодальные образы; наличием интеллектуальных чувств, эмоционального интеллекта. Будучи связанными с когнитивными процессами, эмоциональные явления выступают то как обусловленные спецификой когнитивных процессов, то как обусловливающие эту специфику (Модуль 2).
Многообразие эмоций в сочетании с многообразием исследовательских подходов к их объяснению порождает поиск различных критериев классификаций эмоций. На наш взгляд, в большинстве случаев эти критерии приводят к созданию или описательных, или функциональных, или генетических классификаций или к классификациям, сочетающим то и другое. Будучи разноуровневыми, эмоциональные явления различаются по содержанию стоящих за ними потребностей, по устойчивости, динамике протекания, обратимости производимых ими эффектов. Это предполагает их изучение как процессов, состояний, устойчивых особенностей человека (Модуль 3).
Чувства – монополия только человека. Их свойства неотделимы от свойств эмоциональных явлений, но высокий ранг чувств в эмоциональной сфере человека (положение обязывает) обусловливает специфику проявления этих свойств (Модуль 4).
В психологии воли уживаются противоречивые точки зрения, продуцирующие сомнения исследователей не только относительно ее традиционно изучаемых признаков, но и ее самостоятельного существования как психической реальности. Положение усугубляется трудностями методического характера и противоречивостью результатов экспериментального исследования воли, что и приводит ученых к пессимистическим выводам по поводу судьбы психологии воли (Модуль 5).
В современной отечественной психологии воля изучается в рамках регуляционного, мотивационного подходов и подхода выбора (Модуль 6). Различия между указанными подходами проявляются в трактовках воли, в предлагаемых моделях ее изучения, в описаниях ее функций, диагностических признаков, интрапсихических техник, главных сфер проявления, завершения ее действия, во взглядах на ее воспитание (Модуль 7).
Изучение конкретных проявлений воли: волевых процессов, волевых состояний, волевых действий, волевых усилий, волевых качеств – предполагает определение условий их актуализации, обозначение их характеристик и признаков, классификацию различных форм волевой активности (Модуль 8). На сегодняшний день больше "повезло" волевым действиям, которые, в первую очередь, являются объектом исследовательского интереса. Однако, если мы действительно думаем, что воля служит личности и ее жизнестроительству, мы должны систематизировать наши знания о ней не столько для "порядка", сколько для развития психологии воли и превращения этой психологической области в действенный, практический инструмент оказания помощи людям. Ведь до сих пор еще бывает, что хочется все бросить, но жизнь так хороша, что воля к ней все пересиливает.
Модульная форма учебного пособия предполагает наличие проектных заданий и тестов рубежного контроля. Критериями оценки усвоения учебного модулявыступают полный ответ на два (по выбору преподавателя) из проектных заданий. Для студента критериями самооценивания (если не подглядывать сразу же в правильные ответы) выступают следующие: 50-60% правильных ответов на задания теста рубежного контроля соответствуют 3 баллам; 70-80% правильных ответов – 4 баллам; 90-100% правильных ответов – 5 баллам.
Раздел 1. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ