Второй блок. Структура судебного разбирательства

Судебное разбирательство – это основная стадия процесса, на которой решается вопрос о виновности или невиновности. Никакая другая стадия не вправе решать этот вопрос.

Для данной стадии процесса существуют общие начала, действующие вне зависимости от того, в какой форме и в каком составе проходит судебное разбирательство (единолично судьёй или коллегиально (три профессиональных судьи или профессиональный судья и присяжные), в обычном или особом порядке).

Основным началом является непосредственность.

Это означает, что судья или суд (если их трое или суд присяжных) должны самостоятельно (непосредственно) исследовать все доказательства по делу и ни одно из доказательств, собранных ранее, не имеет для суда обязательной силы.

Иными словами – всё, что сделал ранее следователь – это позиция самого следователя, а в суде – прокурора, а судья должен во всём лично убедиться.

Для этой цели участники процесса заново допрашиваются в судебном разбирательстве (в том числе и судьёй), письменные доказательства оглашаются.

Непосредственность является гарантией объективности судьи.

Вместе с тем в законе предусмотрены и исключительные случаи, допускающие оглашение показаний, данных ранее (например, в случае смерти свидетеля, в случае противоречия между показаниями в суде и на следствии…).

Устность означает (до революции говорили «судоговорение») – это устный порядок судопроизводства, подкреплённый его письменной фиксацией. Показания даются устно, документы читаются вслух…

Гласность судебного разбирательства.

Предполагает открыть судебного производства и возможность присутствия в процессе любого совершеннолетнего, дееспособного лица.

Случаи закрытого заседания содержатся в исчерпывающем перечне (государственная или служебная тайна, охраняемая законом тайна – тайна агентурной деятельности, оперативно-розыскной деятельности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы; касающиеся охраны тайны интимной жизни, тайны личной переписки; дела в отношении несовершеннолетних – не достигших 16 лет и в целом стараются всех несовершеннолетних в закрытом заседании…).

Процесс может быть закрыт не только целиком, но и в какой-то части.

Неизменность состава суда.

Означает, что дело должно быть начато и закончено рассмотрением тем судом, который принял его первоначально.

В случае замены кого-либо из судий либо судьи, рассматривающего дело, производство начинается сначала.

Столь категоричен суд только по отношению к судьям – если мы заменяем защитника, секретаря суда, переводчика… Им только даётся время для ознакомления с материалами дела.

Такая ситуация возникает, поскольку данное начало связано с непосредственностью деятельности судьи.

Через две недели у нас в группах начинаются деловые игры. В 610 аудитории, со всеми мантиями и со всем. Нам дают архивное дело – мы распределяем роли, на основе этого дела проводим игровой процесс, но мы можем высказывать своё мнение.

Сущность и назначение.

На этой стадии решается вопрос виновности, неявный вопрос для уголовного дела.

Материалы расследования следователя являются основой для вынесения приговора; эти материалы подлежат новой проверке и новой оценке в судебном разбирательстве. Обвинительное заключение – только одна из версий для суда. В судебном разбирательстве могут появляться новые доказательства. Суд самостоятелен в поисках истины по уголовному делу.

Однако суд ограничен в самостоятельности. Без ходатайства сторон суд может: назначить экспертизу и допросить эксперта.

(Статья 240 УПК РФ).

Протокол судебного заседания – единственный процессуальный документ, который формируется как доказательство в процессе судебного заседания. (Если показания у следователя и на судебном заседании разнятся, то доказательство – протокол).

Если доказательство не было исследовано в суде, оно считается неустановленным и не может быть положено в основу приговора.

По ч. 5 ст. 241 УПК РФ аудиозапись не является приложением к протоколу судебного заседания, не является доказательством. Если обнаружится несоответствие между плёнкой и протоколом, на плёнку нельзя ссылаться как на доказательство.

!!! Если в протоколе чего-то нет, то этого не было.

Стадия судебного разбирательства.

Судебное разбирательство как стадия состоит из определённых этапов:

1. Подготовительная часть.

2. Судебное следствие.

3. Прения.

4. Реплики.

5. Последнее слово подсудимого.

6. Постановление и провозглашение приговора.

Такая последовательность присуща обычному порядку производства (который мы и будем рассматривать). В особом порядке стадии судебного следствия нет как такового.

Для каждого этапа УПК предусматривает чёткую последовательность действий (не говоря уже о том, что сами этапу идут последовательно).

Подготовительная часть.

Подготовительная часть – это начало судебного разбирательства, задача которого установить явку сторон, наличие или отсутствие отводов, возможные ходатайства.

Этот этап начинается с объявления судьи о начале судебного разбирательства. Судья объявляет о том, какое дело будет слушаться и в отношении кого. Секретарь суда докладывает о явке лиц, вызванных в процесс (свидетели после их объявления покидают зал суда).

После чего судья сообщает данные о себе (то есть имя, фамилию, отчество, должность), а также данные о профессиональных участников процесса (секретаря, государственного обвинителя, защитника, адвоката потерпевшего). После чего судья интересуется, есть ли отводы составу суда.

Рассмотрение отводов производится в совещательной комнате (а если судья один, то совещается он там один – тихо сам с собой).

Если отводов не поступило или они поступили, но не рассмотрены – то судья обращается к личности подсудимого (ваше Ф.И.О., семейное положение, судимости, национальность, владение языком…). Главное выясняется – когда подсудимый получил копию обвинительного заключения. Если не прошло семь (7) суток с этого момента, то судья вернёт прокурору дело по 236 статье УПК.

Далее судья выясняет, владеет ли подсудимый русским языком и нуждается ли он в переводчике. Это является обязательным условием лишь в том случае, если для такой постановки вопроса есть основания.

Судья выясняет, есть ли у сторон ходатайства до начала судебного следствия, связанные с будущим рассмотрением дела (например, о вызове дополнительных свидетелей, о приобщении документов). Если ходатайства заявлены, то судья рассматривает их либо тут же, либо удаляясь в совещательную комнату. Трое суток максимальный срок для судьи для рассмотрения ходатайства.

После этого суд переходит к судебному следствию.

Судебное следствие.

Это та часть разбирательства, на которой исследуются доказательства, уже имеющиеся в деле, а также получаются новые доказательства.

Судебное следствие начинается с оглашения государственным обвинителем текста обвинительного заключения (не кратенько, а полный текст).

Судья выясняет у подсудимого, понятно ли ему, в чём его обвиняют, признаёт ли он себя виновным полностью или частично. Здесь просто позицию надо назвать – без комментариев (да, понятно, в чём обвиняют; виновным признаёт, не признаёт или признаёт частично).

Далее определяется порядок исследования доказательств.

По общему правилу сначала доказательства представляет обвинение, затем – защита, но в рамках представляемых доказательств последовательность может быть разная.

В то же время, по общему правилу, подсудимый допрашивается первым (есть и исключения из этого общего правила – если поступило ходатайство).

После допросов участников процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетелей…) вопросы им задаёт первой та сторона, которая представила свидетеля, потерпевшего и так далее. Подсудимому сначала вопросы задаёт защитник, представитель (если он есть) подсудимого, потом государственный обвинитель… Первой задаёт вопросы та сторона, которая представила доказательства, потом противоположная сторона, а затем суд. В то же время судья может задавать уточняющие вопросы.

После всех вопросов могут быть заданы дополнительные вопросы сторон с разрешения судьи.

Допускаются также повторные вопросы и повторные допросы.

Свидетель после дачи показаний может остаться, а может уйти, если судья, спросив у сторон, разрешит (если больше нет вопрос и можно отпустить).

Во время судебного следствия могут быть представлены новые доказательства (вызваны лица, не допрошенные ранее, представлены письменные материалы, вещественные доказательства и так далее). Кроме того, по ходатайству сторон или по собственной инициативе может провести следственные действия в рамках судебного разбирательства (назначение экспертизы, осмотр, освидетельствование и некоторые другие). Перечень этих действий указан в УПК.

При окончании судебного следствия судья обязан огласить материалы уголовного дела. Речь идёт о письменных материалах в форме справок, характеристик, протоколов действий невербального (не устного) характера (протоколы обыска, выемки, осмотра, акты ревизий разного рода…).

Закон предусматривает исключительные ситуации, при которых возможно оглашение в судебном заседании показаний, данных ранее на следствие:

· Это случаи, когда показания, данные в суде, существенно противоречат показаниям, данным на следствие (например, на следствие он говорит, что он вскрывал замок, а на суде – что было открыто; на следствие – что осознано удар нанёс, на суде – случайно).

· Это смерть участника процесса, дававшего показания (один из потерпевших или подсудимых…).

· Это случаи, когда физическая невозможность есть, которая препятствует даче показаний (тяжёлая болезнь, которая не предполагает выздоровления).

После всех этих действий судья интересуется у сторон – имеются ли у них дополнения к судебному следствию. В частности, желание допросить новых свидетелей, представить новые документы и так далее.

По окончании судебного следствия судья объявляет о его завершении и о переходе к судебным прениям.

Судебные прения.

Судебные прения – это выступления сторон с отстаиванием своей позиции по делу.

Стороны оценивают результаты судебного следствия и высказывают свою позицию по делу (то есть оценивают то, что было и высказываются в контексте того, что было).

Первой выступает сторона обвинения. Государственный обвинитель (не совсем правильно называть его прокурором) в своей речи обязан указан на причины и условия совершения преступления, дать характеристику деяния, оценить доказательства, предложить вид и меру наказания. Он также высказывается по заявленному гражданскому иску.

При этом у обвинителя существует право отказаться от обвинения полностью или в части. Такой отказ должен быть мотивирован (а не просто – «не хочу и вообще надоело»). Отказ от обвинения влечёт оправдательный приговор (без возможности сказать «Да вы охренели, тут же явно обвинительный должен быть»).

Потерпевший также имеет право выступать в прениях. Если у потерпевшего есть адвокат-представитель, то у него тоже есть право выступать в прениях.

У гражданского истца тоже есть право выступать в прениях.

После стороны обвинения выступает сторона защиты. Помимо оценки доказательств, исследованных по делу, защитник возражает доводам государственного обвинителя и в целом стороне обвинения.

Позиция защитника должна совпадать с позицией подзащитного (за исключением случаев явного самооговора – но лектор говорит, что это мёртвая норма, так как не совсем ясно, что это есть такое «явный самооговор»).

После выступлений участников судья выясняет у сторон желание выступить с репликой.

Реплика.

Реплика – это краткое возражение стороне или краткое уточнение своей позиции.

Реплика не должна превращаться в склоку между сторонами.

Последнее слово подсудимого.

После реплик подсудимому предоставляется право на последнее слово. Говорит подсудимый о том, о чём желает по делу. Российский уголовный закон уточняет – в последнем слове подсудимый высказывает своё отношение по делу и пожелания по наказанию (а не как в США – что угодно говорить).

Постановление и провозглашение приговора.

После этого суд удаляется в совещательную комнату.

Закон предусматривает тайну совещательной комнаты (туда нельзя входить, с судьёй нельзя беседовать…). Но нельзя доводить до абсолюта – столько дней, сколько ему нужно, он и обдумывает и составляет приговор, так как, в отличие от гражданского процесса, нужно весь приговор целиком, а не только резолютивную часть.

Если суд рассматривал дело в составе трёх судей, то судья-председательствующий высказывается последним. Решение по всем вопросам принимается большинством голосов, если кто-либо из судей не согласен – он может написать своё особое мнение, которое прилагается затем к приговору и хранится в запечатанном виде (распечатывает его только вышестоящий суд).

После возвращения председательствующий провозглашает приговор в полном объёме (то есть все три части), а присутствующие выслушивают приговор стоя (если только не разрешит судья сидя – кому-то тяжело больному, скажем…).

Наши рекомендации