Структура и функции доверительного общения
Для анализа структуры и функций процесса межличностного общения необходимо учитывать его пространственно-временные координаты, которые позволяют определить, является ли это общение контактным или же оно опосредовано разнообразными техническими средствами, отсрочено по времени и разведено пространством. Временные координаты определяют уровень развития и интенсивность процесса: разворачивается ли этот процесс во времени, сопровождается ли он образованием, развитием и усложнением отношений общающихся людей, или же это относительно простой, единовременный акт общения, непременно включающий взаимодействие людей, – то, что Б. Ф. Ломов называет отдельным контактом, периодом общения (Ломов, 1984).
Длительный процесс межличностного доверительного общения идет по пути многочисленных планируемых и непланируемых контактов, накопления субъективно значимой, эмоционально окрашенной информации о другом человеке, выстраивания и стабилизации отношений.
С точки зрения процесса формирования доверительных отношений, установления близкой и оптимальной психологической дистанции в этих отношениях можно предложить следующую постадийную развертку этого процесса (основанную на проведенном в 1987-90 годах исследовании).
Как выяснилось в ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991, см. гл. «Факторы успешного общения»), каждый более высокий уровень успешности общения предполагает наличие определенных личностных и коммуникативных свойств, способствующих формированию доверительности в отношениях, сближению и переходу к более успешному личностному и коммуникативному взаимодействию. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением вполне определенных личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверительному общению. Первоначально это более общие, нередко биологически и психофизиологически обусловленные, свойства – такие как аутистичность, шизоидность и др. Они затрудняют не только неформальные контакты, но и деловое общение, сводя его к узкофункциональному и целевому взаимодействию. На дальнейших стадиях развертывания неформального общения препятствиями к развитию доверительности и психологическому сближению служат другие свойства личности.
Попробуйте проанализировать становление неформальных контактов в условиях, которые располагают к быстрому их развертыванию, – например, в доме отдыха, туристической поездке и т. д. Как они обычно развиваются (рис. 15.1)?
Рис. 15.1.Доверительное общение: стадии перехода
Таким образом, доверительное общение застенчивых, невротизированных, жестко авторитарных людей, хотя и будет иметь внешние признаки доверия и доверительности, открытости, редко достигает подлинного психологического контакта вследствие фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа.
Спокойные и дружелюбные, малоагрессивные и неконфликтные, эти люди, несмотря на хорошую коммуникативную совместимость, могут чувствовать себя одинокими, непонятыми, ненужными, испытывать глубокую неудовлетворенность сложившимися отношениями в близком кругу. Как показывают результаты эксперимента, вследствие этих переживаний, обостренной чувствительности к нюансам человеческих отношений, они могут быть менее успешными в доверительном общении, чем те, кто не испытывает этих чувств.
Истинная психологическая близость недоступна тем, кто привык манипулировать другими людьми, или чрезмерно поглощен собственными переживаниями, сосредоточен только на своих интересах, эгоцентричен по своей природе.