Очень редко 2 - редко 3 - иногда 4 - часто 5 - всегда

Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Школа №, город ___________________________ Класс ______________________

психологические умения и проявления
Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?
Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?
Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?
Охотно ли ты осваиваешь новые игры?
Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?
Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?
Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?
Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?
Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?
Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?
Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?
Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем?
Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?
Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?
Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?
Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?
Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол?

КЛЮЧ

№№ Виды культурно-психологического поведения Вопросы №№
I Самопонимание и самопознание 1, 7, 13
II Конструктивность общения 2, 8, 14
III Психическая саморегуляция 3, 9, 15
IY Наличие творчества 4, 10, 16
Y Самоорганизованность 5, 11, 17
YI Саморазвитие 6, 12, 18
VII Психологическая культура в целом 1 - 18

Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II, .... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.

Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.

2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель -уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)

УРОВЕНЬ Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла)   %
Высокий 3,61 - 4,50 65,01 - 87,50
Псевдо-высокий 4,51 - 5,00 87,51 - 100,0
Средний 2,91 - 3,60 47,51 - 65,00
Низкий 1,00 - 2,90 0,00 - 47,50

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:

балл 1,01,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7

% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,515 17,5 20 22,5 2527,5 30 32,5 35 37,540 42,5

балл 2,8 2,9 3,03,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6

% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,565 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90

балл 4,7 4,8 4,9 5,00

% 92,5 95 97,5 100,0

Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов

Группа I – Самопони-мание II - Констр. общения III – Саморе- гуляция IV – Твор- чество V - Самоорга-низован-ность VI – Самораз- витие VII – Психол. культура
Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Литература

1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ "Здоровье, развитие, личность". Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 - 336 с. С. 222-243

2. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997

3. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 - 384 с.

4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998

5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. Психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 - 360 с.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000

7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 - 176 с.

9. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 - 320 с.

10. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 - 96 с. (методика "Культурно-психологический потенциал")

11. Мотков О.И. Методика "Психологическая культура личности"/ Газ. "Школьный психолог", 1999, № 15, с. 8-9

12. http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 - 240 с.

14. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.

15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995

16. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986

17. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. Психологии, 1996, № 3. С. 28-34

Оценка псих. климата (В.С.Орешкин, В.В.Онуфриева)

  1. Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
  2. Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
  3. Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

«По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

Наши рекомендации