Очень редко 2 - редко 3 - иногда 4 - часто 5 - всегда
Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________
Дата рождения___________________________ Пол__________________________
Школа №, город ___________________________ Класс ______________________
№ | психологические умения и проявления | |||||
Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки? | ||||||
Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо? | ||||||
Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия? | ||||||
Охотно ли ты осваиваешь новые игры? | ||||||
Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел? | ||||||
Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев? | ||||||
Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав? | ||||||
Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками? | ||||||
Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях? | ||||||
Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно? | ||||||
Всегда ли ты выполняешь свои обещания? | ||||||
Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий? | ||||||
Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем? | ||||||
Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие? | ||||||
Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение? | ||||||
Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности? | ||||||
Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения? | ||||||
Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол? |
КЛЮЧ
№№ | Виды культурно-психологического поведения | Вопросы №№ |
I | Самопонимание и самопознание | 1, 7, 13 |
II | Конструктивность общения | 2, 8, 14 |
III | Психическая саморегуляция | 3, 9, 15 |
IY | Наличие творчества | 4, 10, 16 |
Y | Самоорганизованность | 5, 11, 17 |
YI | Саморазвитие | 6, 12, 18 |
VII | Психологическая культура в целом | 1 - 18 |
Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II, .... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.
Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.
2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель -уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)
УРОВЕНЬ | Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла) | % |
Высокий | 3,61 - 4,50 | 65,01 - 87,50 |
Псевдо-высокий | 4,51 - 5,00 | 87,51 - 100,0 |
Средний | 2,91 - 3,60 | 47,51 - 65,00 |
Низкий | 1,00 - 2,90 | 0,00 - 47,50 |
Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:
балл 1,01,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,515 17,5 20 22,5 2527,5 30 32,5 35 37,540 42,5
балл 2,8 2,9 3,03,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6
% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,565 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90
балл 4,7 4,8 4,9 5,00
% 92,5 95 97,5 100,0
Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов
Группа | I – Самопони-мание | II - Констр. общения | III – Саморе- гуляция | IV – Твор- чество | V - Самоорга-низован-ность | VI – Самораз- витие | VII – Психол. культура | |||||||
Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | |
Литература
1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ "Здоровье, развитие, личность". Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 - 336 с. С. 222-243
2. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997
3. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 - 384 с.
4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998
5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. Психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 - 360 с.
6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 - 176 с.
9. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 - 320 с.
10. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 - 96 с. (методика "Культурно-психологический потенциал")
11. Мотков О.И. Методика "Психологическая культура личности"/ Газ. "Школьный психолог", 1999, № 15, с. 8-9
12. http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 - 240 с.
14. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.
15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995
16. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986
17. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. Психологии, 1996, № 3. С. 28-34
Оценка псих. климата (В.С.Орешкин, В.В.Онуфриева)
- Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
- Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
- Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
«По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».