Методические рекомендации по развитию речи учащихся 9-11 классов *Развитие устной речи учащихся 9-11 классов
Обогащению лексического запаса учащихся и активизации его использования в речевой практике, как известно, способствует словарная работа на уроках литературы. И учителю не следует от нее отказываться в старших классах, тем более, что по программе ученики 9-11 классов должны усвоить немало эстетических и литературоведческих терминов. Введение их в словарный запас будет положительно влиять на развитие их устной речи.
Успешному осуществлению работы по развитию речи школьников способствует ориентация учителя на обучение различных монологических высказываний. И если в 5-8 классах учитель работал над развитием умений и навыков построения репродуктивных высказываний (это пересказы разного рода), а также частично художественно творческих (это составление сказок, рассказов, загадок, рассказов об определенных событиях), то в 9-1 1 классах учитель главное внимание развитию умений и навыков построения продуктивных (это доклады, сообщения) и публицистических (слово о писателе, репортаж) высказываний.
Одним из самых распространенных видов речевой деятельности учащихся старших классов на уроках литературы являются доклады и сообщения на литературные темы. Они помогают учащимся самостоятельно углубленно усваивать литературу как искусство слова, развивают их устную речь.
Подготовка докладов и сообщений входит в перечень основных умений учащихся. Эти умения носят сложный, синтетический характер. К ним принадлежат: выяснение главной темы и идеи доклада или сообщения, выбор структуры в зависимости от поставленной цели; разработка плана, рациональный отбор материала из первоисточников и их оценка; составление собственного текста доклада или сообщения с использованием усвоенных материалов; способность давать ответы на вопросы после выступления, перестраивать структуру доклада в зависимости от хода обсуждения вопросов.
Готовя учащихся к выступлению с докладом, учителю необходимо объяснить старшеклассникам, что публичная речь, в том числе и доклад, состоит из вступления (цель которого – заинтересовать слушателей, овладеть их вниманием, наладить взаимопонимание и доверие, подготовить аудиторию к восприятию; основной части, состоящей из собственно изложения материала и аргументов (цель основной части выступления – дать информацию, обосновать свою точку зрения, убедить аудиторию) и выводов (цель этой части – обобщить то, о чем шла речь, сделать выводы , усилить интерес к предмету сообщения и закрепить впечатление от речи).
В совершенствовании диалогической речи значительная роль принадлежит беседам и дискуссиям, в ходе которых оказывается усвоения учащимися прочитанного, осмысление художественных особенностей произведения, понимание творчества писателя в целом. Вместе с тем в процессе фронтальной беседы или дискуссии ученики формулируют вопросы и ответы, постоянно овладевают навыками диалогической речи. Готовясь к дискуссии в классе, учитель может высказать свои рекомендации по подготовке к ней. Так, можно предложить старшеклассникам ознакомиться с правилами дискуссии, например:
· Готовься к обсуждению проблемы заранее.
· Продумай свою точку зрения и найди аргументы к ней.
· Не бойся высказывать свое мнение, но и не навязывай его другим.
· Умей выслушать и понять собеседника.
· Подумай над тем, что объединяет ваши точки зрения и чем они отличаются. Можете ли вы прийти к общему мнению?
· Свободно и непринужденно высказывай свои мысли, но при этом уважай точку зрения другого.
· Выводы старайся сделать сам.
· Не принимай ничего на веру.
· К окончательному выводу приходи только после поиска.
· Не переживай, если вы не пришли к единому мнению. Помни, что каждый человек – индивидуальность и имеет право на собственную точку зрения.
Так, заблаговременно подготовленный и удачно проведенный диспут развивает диалогическую речь учащихся, нацеливает на перечитывание произведения, помогает учащимся самостоятельно и углубленно осваивать литературу как искусство слова.