Методики диагностики мотивации

Название Аннотация
Прямые методы
Анкеты, интервью, прямой вопрос Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее "кажущиеся мотивы", причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности
Личностные опросники
Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS) Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия
Проективные методы
Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея Шкалы - 4 темы: 1)то, что обследуемый реально совершает 2)то, к чему обследуемый стремится 3)то, что он испытывает в настоящий момент 4)то, каким ему представляется будущее В результате получают сведения об основных стремлениях, о потребностях обследуемого, о воздействиях, оказываемых на него, о конфликтах, возникающих с другими людьми, и способах их разрешения
     

Методики психодиагностики самосознания В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них самоотчеты, идеографические и проективные техники.

К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:

1. отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

2. чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;

3. поведенческих проявлений;

4. взаимоотношений с другими людьми.

Способ ответа широко варьируется от двух- до семи альтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.

Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется "Я-концепция". Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа.

Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с "нормой", а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики "Я -концепции".

Класс методик Достоинства Недостатки
Стандартизованные самоотчеты Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий "самопрезентации", кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений
Нестандартизованные самоотчеты Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранныхутверждений Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых
Идеографические методики Пространство самоописания на языке испытуемого Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности
Проективные методики Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания

Наши рекомендации