Методики диагностики мотивации
Название | Аннотация | |
Прямые методы | ||
Анкеты, интервью, прямой вопрос | Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее "кажущиеся мотивы", причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности | |
Личностные опросники | ||
Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS) | Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия | |
Проективные методы | ||
Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея | Шкалы - 4 темы: 1)то, что обследуемый реально совершает 2)то, к чему обследуемый стремится 3)то, что он испытывает в настоящий момент 4)то, каким ему представляется будущее В результате получают сведения об основных стремлениях, о потребностях обследуемого, о воздействиях, оказываемых на него, о конфликтах, возникающих с другими людьми, и способах их разрешения | |
Методики психодиагностики самосознания В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них самоотчеты, идеографические и проективные техники.
К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:
1. отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;
2. чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;
3. поведенческих проявлений;
4. взаимоотношений с другими людьми.
Способ ответа широко варьируется от двух- до семи альтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.
Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется "Я-концепция". Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа.
Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с "нормой", а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики "Я -концепции".
Класс методик | Достоинства | Недостатки |
Стандартизованные самоотчеты | Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход | Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий "самопрезентации", кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений |
Нестандартизованные самоотчеты | Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранныхутверждений | Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых |
Идеографические методики | Пространство самоописания на языке испытуемого | Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности |
Проективные методики | Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации | Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания |