Обработка данных. Высказывания Ответ, баллы Верно По-разному Неверно 1
Высказывания | Ответ, баллы | |||
Верно | По-разному | Неверно | ||
1. Для меня легче спросить дорогу у прохожего, чем искать ее на схеме | ||||
2. Люблю выбирать и покупать цветы | ||||
3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести практическую пользу | ||||
4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять | ||||
5. Меня раздражает неряшливый почерк или небрежно выполненная работа | ||||
6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь | ||||
7. Думаю, нет такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку | ||||
8. Считаю, что если у человека есть доброта и такт, значит, есть самое главное | ||||
9. Мне нравится подшутить над тем, кто кажется не очень умным | ||||
10. Люблю лыжные прогулки (или заплывы летом) на достаточно длинную дистанцию | ||||
11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом | ||||
12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды | ||||
13. Думаю, что, если с людьми обходиться мягко, они теряют чувство ответственности | ||||
14. В пище мне нравятся изысканность и разнообразие | ||||
15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует | ||||
16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм |
Что делать порознь:
A. На отдельном листке выпишите в столбик номера высказываний от 1 до 16. Проставьте против каждого номера набранный Вамибалл.
Б. Подчеркните четные номера на Вашем листке и отдельно подсчитайте свою сумму баллов по четным высказываниям.
B. Отдельно подсчитайте свою сумму баллов по нечетнымвысказываниям.
Что делать вместе:
A. Сопоставьте свою сумму с аналогичной суммой невесты или супруги (жениха или супруга). Запишите разность между этими числамив виде значения М.
Б. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих. Запишите разность между ними в виде значения К.
B. Загляните в таблицу ответов и обсудите полученные результаты.
Таблица интерпретаций f
Значение М | Значение К | Интерпретация |
От 0 до 5 | а) От 0 до 5 б) От 6 до 10 в) 11 и выше | Вы — гармоничная пара и схожи характерами Вы — гармоничная пара и дополняете друг друга по характеру Вы — гармоничная пара, но между вами неизбежны выяснения отношений из-за различий н характерах |
От 6 да 10 | а) От 0 до 5 б) От 6 до 10 в) 11 и выше | У вас возможны определенные фудности во взаимоотношениях, но они легко преодолимы Трудности преодолимы, но лишь со временем Трудности могут принять затяжной характер |
11 и выше | а) От 0 до 5 б) От 6 до 10 в) 11 и выше | Вы — разные люди, но умеете быстро приходить к согласию Вы — трудная пара, но внушает надежду ваша взаимодополняемость во взглядах и интересах Вы — трудная пара |
Ц итируетсяпо: Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М.: Просвещение, 1991.
Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет)
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к различным сторонам семейной жизни (семейной роли).
В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и отношения к ребенку. Отношение к семейной роли описывается с помощью семи признаков:
· ограниченность интересов женщины рамками семьи и заботамиисключительно о семье;
· ощущение самопожертвования в роли матери;
· семейные конфликты;
· неудовлетворенность ролью хозяйки дома;
· «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи;
· доминирование женщины;
· зависимость / несамостоятельность женщины.
Отношение к ребенку рассматривается как выраженность эмоциональной неустойчивости, то есть вспыльчивость, раздражительность матери.
Каждый признак измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Методика состоит из 40 суждений, которые расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа:
А — полностью согласен;
ч а — скорее согласен, чем не согласен;
j б — скорее не согласен, чем согласен; |'х
в — полностью не согласен.
Текст методики
1. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.
2. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают дляних очень много.
3. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
4. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
5. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство,что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
6. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучшесправлялись с детьми.
7. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми все происходило бы менее организованно.
8. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первыегоды воспитания ребенка.
9. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие
матери.
10. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка
11. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свойправа.
12.Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в немсильный характер.
13. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что еевоспитательные возможности меньше умений и способностей (могла*бы, но...).
14. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
15. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблемы, то это лучше и для детей, и для мужа.
16. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.
17. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
18. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
19. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
20. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.
21. Молодые матери страдают по поводу своего заключения домабольше, чем по какой-нибудь причине.
22. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению кдетям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
23. Планировать должна только мать, так как только она знает, какположено вести хозяйство.
24. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
25. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащимместом является дом.
26. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей материза труд, вложенный в них.
27. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзярешить путем спокойного обсуждения.
28. Большинство детей должны воспитываться более строго, чемэто происходит на самом деле.
29. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, какправило, нет свободного времени для любимых занятий.
30. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.
31. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
32. Большинство женщин нуждаются в большом количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.
33. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.
34. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
35. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами всупружестве ссорятся.
36. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
37. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, чтомногие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.
38. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.
39. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, чтобудет вынуждена руководить семейными делами.
40. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.