Глава 2 Социальное развитие семьи в России и зарубежных странах
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1 Семья, как сложная многофункциональная система………………...3
1.1 Понятие семьи…………………………………………………………….3
1.2 Структура и функции семьи……………………………………………...6
Глава 2 Социальное развитие семьи в России и зарубежных странах……...10
2.1 Социальное развитие семьи в России……………………………………..10
2.2 Социальное развитие семьи в зарубежных странах……………………...14
Глава 3 Исследование на тему: «Восприятие семьи в XXI веке»…………...17
3.1 Методологический раздел………………………………………………….17
3.2 Процедурно-методический раздел………………………………………...20
3.3 Аналитический раздел……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………….31
Введение
Семья – один из главных институтов общества, и выступает посредником между индивидуумом и обществом в самых различных сферах его жизнедеятельности: социально-экономической, социально-нравственной, социокультурной, духовно – нравственной и пр. Семья – один из главных факторов социализации молодого поколения и адаптации индивида к постоянно меняющемуся обществу, между тем, семья неразрывно связана с обществом и развивается вместе с ним.
Цель курсовой работы – рассмотреть социальное развитие семьи в России и зарубежных странах.
Для достижения данной цели был поставлен следующий комплекс задач:
1. Раскрыть понятие семьи;
2. Определить основные функции семьи;
3. Изучить социальное развитие семьи в России;
4. Рассмотреть социальное развитие семьи в зарубежных странах
5. Провести исследование на тему: «Восприятие семьи в XIX веке»
Объект исследования: социальное развитие семьи.
Предметом исследования является социальное развитие семьи в России и зарубежных странах.
Глава 1 Семья как сложная многофункциональная система
Понятие семьи
Семья является предметом изучения социологии и этнологии, демографии и психологии, педагогики и юриспруденции и других наук. Жизненный цикл семьи и взаимоотношения ее членов являются предметом исследования фамилистики, которая разрабатывает теоретические и методические основы формулирования и осуществления семейной политики.[1,7]
Ученые – представители разных наук (социологии, психологии, социальные педагоги, специалисты социальной работы), занимающиеся изучением семьи, определяют это понятие с разных позиций, среди которых можно выделить несколько подходов.
Семья как социальный институт (социологический подход) - проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:
1) вступление в первый брак - образование семьи;
2) начало деторождения - рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной средой для здорового роста и всестороннего развития ребенка, формирования его личности, а так же для благополучия и всех ее взрослых членов. Именно поэтому благополучие семьи является основой стабильности и прогресса общества и каждого человека. Жизнь семьи тесно связана с жизнью всего общества и каждого человека. Поэтому проблемы, осложняющие положение всего населения страны влияют на ситуацию в семье, а трудности, которые испытывает семья накладывают свой отпечаток на самочувствие отдельных людей и населения в целом.[1,8]
Семья как малая социальная группа (социально-психологический и социально-педагогический подходы) – люди, связанные брачными и/или родственными отношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание, ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. Другими словами, семья – совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства (родственники), порождения (родители – дети), свойства (муж - жена).
Семья как система межличностных отношений (психологический подход) – это социальная система, наиболее приспособленная для того, что бы влиять на индивида. (В.Н. Гуров). Рассматривая семью с этой точки зрения, необходимо не забывать о психологическом климате семьи.
Психологический климат семьи – устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности всех членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям.
Психологический климат неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов. Благоприятный психологический климат в семье приводит к тому, что на первый план для каждого члена семьи выходят общие духовные ценности. Семья с благоприятным психологическим климатом способна переносить житейские трудности, самостоятельно решать возникающие проблемы. На взаимоотношения в семье так же оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально – психологические особенности супругов.
Таким образом, семья – это сложное, социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленное существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Понятие семьи тесно связано с обществом, государством, и развивается вместе с ними. Семья – это система, имеющая определенную структуру, и выполняет целый ряд разнообразных функций.
Структура и функции семьи
Как стало известно, семья – это сложная многофункциональная система, имеющая сложную структуру. Структура семьи – состав семьи и ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений. Это способ обеспечения ее единства и функционирования ее как социального института. Современные типы семейных структур выделяют в зависимости от характера супружества, родительства и родства. Существует множество типов семейных структур:
1.Моногамное супружество: моногамия – единобрачие.
2.Полигамное супружество: полигиния – многоженство; полиандрия – многомужество.
3.Эндогамное супружество – супружество внутри данной родственной группы.
4.Экзогамное супружество – запрет внутриродовых браков.
5.Фратернальная полиандрия – брак нескольких братьев с одной женой.
6.Сороральная полиандрия – брак нескольких сестер с одним мужем.
Выделяют различные типы семейных структур по критерию власти:
1.Патриархальная семья – семья, во главе которой стоит мужчина
2.Матриархальная семья – семья, во главе которой стоит женщина.
3.Эгалитарная семья – в семье равенство мужчины и женщины.
По критерию социального положения супруга семьи бывают:
1.Гомогенными - супруги из одной социальной страты
2.Гетерогенные – различные по данному признаку.
По критерию наличия семейных ядер выделяют следующие типы семей:
1.Нуклеарная – семья одноядерная, состоит из родителей и детей, при этом нуклеарная семья может быть полной или неполной, то есть состоять из одного родителя с детьми.
2.Если в семье несколько семейных ядер (прародители, родители, братья, сестры, их дети) она носит название – расширенная.
Итак, структура семьи классифицируется по составу, функциональным особенностям, критерию власти и другим признакам. Семейная структура представляет собой совокупность элементов и взаимосвязей между ними. Структурные элементы семьи позволяют семье обеспечивать ее жизнедеятельность и выполнять определенные функции.[2]
Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Количество функций, выполняемых семьей, определяется тем, сколько видов потребностей она удовлетворяет. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
1.Репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.
2.Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе нормам. Общественное значение этой функции – формирование социально-компетентной зрелой личности; индивидуальное значение – подготовка детей к будущим семейным ролям. Эта функция неразрывно связана с функцией воспитания.
3.Воспитательная функция - В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
4.Экономическая и хозяйственно бытовая – это материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Материальное обеспечение зависит от дохода в семье, характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания личностных и общественных интересов семьи
5.Эмоциональная функция. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.
6.Социально статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения , характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.[3]
7.Сексуальная (гедонистическая) – удовлетворение общей биологической половой потребности.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, как будет развиваться семья.
Глава 2 Социальное развитие семьи в России и зарубежных странах