Передача мяча на удар (пас)
После приёма подачи, после успешных защитных действий выполняется переда- ча на удар (пас) своему нападающему. Этот технический элемент как бы связы- вает действия партнёров – принимающего и бьющего, защитника и нападающего
- и является очень важным в плане организации атаки команды (после приёма подачи) и контратаки (после обработки удара противника).
Передача на удар может быть:
- просто техническим приёмом, когда в игре возникает вынужденная ситуа- ция:
- кто-то из игроков пасует кому-то из своих нападающих (плохой приём или случайный отскок после подачи или удара противника)
- связующий игрок сам принял удар противника или он не успевает к месту передачи и т.п.
- сложным технико-тактическим приёмом, который выполняется специали- зированным игроком команды - связующим, с целью организации ата- кующих действий своей команды по задуманному плану.
В исполнении передачи связующим игроком имеют место самые разнообразные варианты:
- пас I темпа («короткая», «взлёт» и др.)
- передача II темпа (при выполнении комбинаций с участием 2-3 нападающих)
- пас игроку, нападающему с задней линии («пайп», и др.)
- передача мяча в опорном положении и в прыжке
- пас одной рукой (как правило, в прыжке)
- с отвлекающими действиями (имитация удара – откидка, разворот к зоне 4 и последующая передача «за голову» в зону 2 и др.)
Описание всех этих возможных действий связующего игрока – предмет специ- ального изучения. В рамках данной статьи эта тема будет ограничена самыми общими и основными принципами технического исполнения передачи на удар связующим игроком после приёма подачи противника
А. ПЕРЕДАЧА В ОПОРНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.Исполнение передачи мяча
ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ
• связующий игрок занимает позицию, удобную для последующего переме- щения к месту передачи (выхода с задней линии)
• анализируя ситуацию – блок противника, результативность своих напа- дающих, счёт в партии, указание тренера – связующий принимает пред- варительное решение на вариант атаки
• связующий сигнализирует об этом своим нападающим; система подобной сигнализации (жестами и голосом) и обратная связь со стороны нападаю- щих должна быть заранее оговорена и строго выполняться в игре
ВЫХОД НА ПЕРЕДАЧУ
• связующий игрок рассчитывает траекторию полёта принятого мяча и пере- мещается в зону передачи с таким расчётом, чтобы мяч, как будто приле- тает ему в лицо
• это перемещение должно быть «по прямой» - по кратчайшему расстоянию (ранний выход к сетке с последующим перемещением к реальному месту передачи должен быть исключён)
• во время выхода на передачу игрок зрительно контролирует полёт мяча и может также оценивать действия своих нападающих и блока противника (периферическим зрением)
• исходная стойка:
- корпус немного наклонён, колени слегка согнуты
- руки вынесены вверх, локти разведены наружу, словно образуя ма- ленькие «крылья»
- кисти слегка напряжены и развёрнуты таким образом, что образуют
«ковш»
- пальцы естественно разведены, а указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник (большие пальцы направлены в нос свя- зующего, а не навстречу мячу!)
КОНТАКТ С МЯЧОМ
• окончательная точка контакта с мячом определяется:
- траекторией полёта мяча
- особенностями техники передачи самого связующего игрока
- тактическим решением в каждом конкретном случае
• пас выполняется последовательными движениями:
- разгибание ног
- выпрямление корпуса
- встречный вынос рук на мяч (разгибание локтей)
- направление мяча кистями и пальцами
• в момент контакта кисти как бы приобретают форму мяча («ковша»)
• касание мяча – весьма индивидуально и, как правило, осуществляется:
Или
- двумя верхними фалангами большого, указательного и среднего пальцев,
или (выполняя высокую и дальнюю передачу)
- внутренним периметром «ковша»:
- двумя верхними фалангами средних пальцев
- внутренней поверхностью и основанием указательных пальцев
- двумя верхними фалангами больших пальцев;
• безымянные пальцы и мизинцы, тоже касаясь мяча, выполняют вспомога- тельную роль – стабилизируют положение мяча в «ковше», но не направ- ляют его
• руки – кисти – пальцы как бы сопровождают мяч, придавая ему нужное направление и скорость; при вылете мяча из «ковша» кисти веером разво- рачиваются вверх-наружу
• скорость, высота и направление передачи определяются разгибанием лок- тей и активной работой кистей-пальцев
• необходим полный зрительный контроль за мячом
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИГРЫ
• после выполнения передачи связующий игрок должен сразу переключить- ся на выполнение других игровых действий:
- страховка своего нападающего
- блокирование нападающего игрока противника
2.Обучающее взаимодействие тренер – игрок(прямая и обратная связь)
тренерские ключи | указания тренера | самокоманды игрока |
1)* оценка игрой ситуа- ции * принятие предвари- тельного решения на вариант атаки * сигнализация со свои- ми нападающими | ПЕРВЫЙ ТЕМП! | НЕ УСЛОЖНЯТЬ! |
2) * своевременный вы- ход в зону передачи * окончательное реше- ние на вариант атаки * прямой зрительный контроль за мячом | ВЫХОД НА ПЕРЕДАЧУ – ПО ПРЯМОЙ! | ИГРАЮ «ПАЙП»! |
3) * разгибание ног и корпуса * формирование «ков- ша» * работа кистей и паль- цев * контроль за мячом через «ковш» | НА МЯЧ ЧЕРЕЗ «КОВШ»! | НА-А-А…! |
4) * продолжение игры: - страховка своего на- падающего - блокирование контра- таки противника - организация новой своей атаки | СТРАХОВАТЬ! | НЕ ВЫКЛЮЧАТЬСЯ! |
3.Мнения специалистов:
«Волейбол. Шаги к успеху. Практическое руководство для начинающих» Барбара. Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон
Стр.40: «Подготовка
8. Смотрите на мяч через «окошко», сформированное кистями рук»
«Волейбол» Ивойлов А.В.
Стр. 63: автор учебника, в прошлом связующий игрок, выделяет две микрофазы в исполнении передачи на удар:
- амортизация – от соприкосновения мяча с пальцами связующего до макси- мальной потери скорости прилетающего мяча (0.025-0,03 сек)
- сообщение мячу нового движения (0,25-0,3 сек)
«Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение»
“Coaching Volleyball successfully” William J. Neville
Стр.33: «Каждый игрок должен уметь хорошо пасовать, потому что каждый игрок может оказаться в случайной игровой ситуации, когда вынужден это делать» Стр.35: «Кисти формируют чашу, в которую должен упасть мяч. Большие пальцы на- правлены в глаза игрока. Остальные пальцы не напряжены и разведены, как будто игрок держит дорогую античную вазу» «Глаза смотрят на мяч через эту вазу» “Coaches Manual. CVA” J. Pierre Baudin
Стр. 4-2: «К моменту контакта пальцы разведены и согнуты по форме мяча. Боль- шие и указательные пальцы образуют треугольное по форме окно, через которое игрок смотрит за прилётом мяча».
Стр. 4-3: «Касание мяча осуществляется подушечками пальцев (исключая мизин- цы). Мяч не должен касаться ладоней и концов пальцев»
“Power Volleyball” Arie Selenger
Стр. 71: «Последовательность зрительного контроля за мячом:
- в исходной позиции связующий смотрит за подающим/бьющим игроками противника
- следит за траекторией принятого/поднятого в защите мяча
- хороший приём/ защита позволяет связующему, взглянув на мяч, посмо- треть на блок противника и на своих нападающих
- затем связующий вновь зрительно контролирует мяч и выполняет пере- дачу, видя блок периферическим зрением
От приёма подачи до передачи мяча на удар - приблизительно 1,5 сек. Этого вре- мени достаточно, чтобы следовать указанной последовательности зрительного контроля. Голосовая связь связуюший - нападающие улучшает взаимодействие партнёров и необходима в сложных игровых ситуациях».
“Volleyball Coach’s Survival Guide” Sue Gozansky
Стр.56: «Связующий игрок – сердце команды. Если тренер не может найти гото- вого и классного связующего игрока, он должен подготовить такого сам из игро- ков, находящихся в его команде»
4.Типичные ошибки:
- плохой выход в зону передачи (по времени, по месту)
- неправильная форма «ковша» - большие пальцы выставлены навстречу мячу
- высокая передача без разгибания работы ног и корпуса
- отсутствие должного зрительного контроля за мячом
- из сложного положения связующий пытается выполнить сложную комби- нацию
- мяч направляется слишком близко к сетке или, наоборот, отходит от неё
Б. ПЕРЕДАЧА В ПРЫЖКЕ
Основные принципы, сформулированные для паса в опорном положении, оста- ются в силе: позиция, оценка ситуации, выход на передачу, зрительный контроль за мячом в момент касания, продолжение игры.
Особенности:
- прилетающий к связующему мяч должен как бы падать ему на голову
- ноги и корпус не участвуют в передаче
- передача осуществляется активной работой рук (разгибание локтей) и главным образом - кистей и пальцев
- желательно, чтобы контакт с мячом происходил в оптимально высокой для связующего игрока точке
НАПАДАЮЩИЙ УДАР
Есть все основания характеризовать нападающий удар как самый важный, ре- шающий технический элемент игры – 60-65% выигранных командой очков при- носит нападение.
Подача, приём подачи, передача на удар, защитные действия происходят на «сво- ей территории» и в основном - между партнёрами по команде, а в плане техниче- ского исполнения это контакт игрок – мяч.
Нападающий удар можно (и нужно!) рассматривать как прямой контакт с про- тивником.
Это обстоятельство значительно усложняет выполнение нападающего удара с технической точки зрения – ведь блок противника не позволяет нанести удар так, как хотелось бы нападающему, и направить мяч в направлении, куда «прицелил- ся» бьющий игрок.
С другой стороны, эта же ситуация оказывает - каждый раз! – огромное психоло- гическое давление на нападающего игрока. Не говоря об ударах при критическом счёте 23:24, когда нападающий завершает действия своих партнёров– приём по- дачи, пас, блокирование, страховка, защита, и в момент удара, как бы ответстве- нен перед всей командой.
Мало того, при ударе с высокой передачи - «доигровке» - бьющий игрок оказы- вается один против шести игроков противника. Эта, можно сказать, психологиче- ская подоплёка нападающего удара должна всегда учитываться при обучении:
- не на силу – а правильно
- не в аут или сетку – а по заданному направлению
- не на «чистой» сетке – а как можно больше против блока
- не ненужный риск – а попытка обыграть блок и завязать игру
В большинстве современных команд нападающие игроки весьма специализиро- ваны по своим основным функциям:
- «крайние» или «доигровщики» - нападающие с высоких и сложных пере- дач против группового блока противника и выигрывающие основное коли- чество очков
- «центровые» или «первого темпа» - нападающие с коротких и скоростных передач
- «диагональные» - атакующие с задней линии и как бы компенсирующие положение своего связующего на передней линии.
1.Исполнение нападающего удара
Вообще говоря, техника исполнения нападающего удара относительно проста, потому что само движение естественно и встречается в обычной жизни (броса- ние в цель) и в спортивных играх (ручной мяч, бейсбол, лапта). Правда, в волей- боле это естественное
движение осложняется тем, что нападающий в момент удара находится в безо- порном положении и должен бить по движущемуся мячу, что значительно слож- нее, чем простой бросок.
Поскольку само ударное движение естественно, техническое исполнение напа- дающего удара (само движение) сугубо индивидуально:
- рост, высота прыжка, длина рук, правша-левша
- скорость движения бьющей руки, форма кисти при ударе
- и др.
Всё это совершенно необходимо учитывать при обучении и совершенствовании нападающего удара
В технико-тактическом плане существует много вариантов исполнения нападаю- щего удара. В статье разбирается самый простой - стандартный (но, может быть, самый распространённый) вариант исполнения удара
ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ
При приёме подачи противника нападающие занимают позиции, которые в каж- дой расстановке обусловлены тактической схемой. Желательно, чтобы нападаю- щие – игроки передней линии не участвовали в приёме подачи. Особенно это относится к игрокам первого темпа.
В процессе игры нападающие должны как можно быстрее:
- «открыться» и предложить себя для доигровки с высокой передачи (на- падающие в зонах 2 и 4 и «диагональщик» на задней линии); «открыться»
- это быстро отойти от сетки и занять удобную позицию для разбега на удар; желательно, чтобы, оценив игровую ситуацию, нападающие сигна- лизировали голосом свою готовность игроку передающему мяч на удар
- занять исходные позиции для проведения предусмотренной комбинации в случае простой перекидки мяча со стороны противника
РАЗБЕГ И ПРЫЖОК НА УДАР
• разбег – это 2-3 коротких шага («подкрадывание»), с помощью которых игрок окончательно определяет направление разбега и рассчитывает место и время прыжка, а затем – это 3-4 больших, энергичных с ускорением шага, которые обеспечивают своевременный выход в нужную точку прыжка
• последние два шага – «стопорящий» и «приставной» - это прекращение разбега и приседание перед прыжком. Как правило, для правшей «сто- порящий» шаг выполняется правой ногой, а «приставной» шаг – левой, которая является у правшей «толчковой» ногой. Если игрок в силу своих индивидуальных особенностей «стопорит» и «приставляет» ноги в другой последовательности, вряд ли есть смысл его переучивать
• При обучении важно учитывать следующие рекомендации:
- после «стопорящего» и «приставного» шагов ступни должны быть поч- ти параллельны и на небольшом расстоянии друг от друга (50-60 см.)
«разброс» ступней (одна впереди другой и т.п.) снижает эффект одно- временного взрывного усилия ног для последующего прыжка
- время отталкивания (после шага «приставной» ноги) должно быть ми- нимальным (порядка 0,20-0,25 сек.)
• руки выполняют две основные функции:
- помогают сохранить направление разбега и равновесие игрока
- помогают игроку максимально «вложиться» в прыжок; для этого при по- следнем шаге обе почти выпрямленные руки отводятся до предела назад, а затем - во время самого прыжка - маховым движением с уско- рением выносятся вверх
• прыжок должен быть вертикальным
• нападающий зрительно контролирует мяч, оценивая действия блока про- тивника периферическим зрением
ЗАМАХ И УДАР
• в воздухе корпус разворачивается вокруг вертикальной оси
• бьющая рука:
- естественно согнута в локте, кисть расслаблена
- локоть отведён назад-вверх как это возможно (удобно бьющему!)
• небьющая рука:
- почти выпрямлена и направлена вперёд-вверх (как будто в точку предстоящего удара)
(положение рук стрелка из лука может послужить хорошей имитацией положения рук при замахе нападающего игрока)
• ударное движение:
- начинается с вращения корпуса вокруг вертикально оси (разворота плеч)
- затем включается плечо бьющей руки
- быстро вперёд-вверх разгибается локоть, бьющая рука выпрямляется
- кисть наносит удар по мячу с максимальным ускорением
• корпус – плечо – локоть – кисть это как бы звенья одной кинематической системы, каждое последующее звено которой движется с большей скоро- стью (ускорением), чем предыдущее
• в момент удара – кисть жёсткая, пальцы сжаты и сложены в «лодочку» (есть и другие варианты формы кисти при ударе:
- «открытая» кисть – с разведёнными пальцами
- с отведённым в сторону большим пальцем)
• точка удара – как можно выше и оптимально удобно впереди бьющего
• место удара по мячу – по центру верхней поверхности
• сопровождение мяча бьющей кистью должно быть минимальным по вре- мени и по расстоянию
• с момента прыжка и вплоть до удара необходим полный зрительный кон- троль за мячом
тренерские ключи | указания тренера | самокоманды игрока | ||||
1) * занять исходную по- зицию - («открыться» для передачи) * оценить защиту про- тивника (блок и располо- жение игроков задней линии) * обменяться сигналами со связующим игроком | ОТКРОЙСЯ НА ПЕРЕ- ДАЧУ! | Я – ОТВЕЧАЮ! | ||||
2) * разбег и прыжок: - подкрадывание + раз- бег + стопор - вертикальный взрыв- прыжок * смотреть на мяч, блок чувствовать (видеть) пе- риферическим зрением * предварительное реше- ние – как бить | НЕ ЛЕЗЬ ПОД МЯЧ И «ВЗОРВИСЬ» ВЕРТИ- КАЛЬНО! | ПОВЕРХ! «МАЛЕНЬКО- ГО» | ||||
3) * замах («лук и стре- ла»): - локоть бьющей руки назад-вверх * удар: - окончательное решение – как бить - центральное зрение на мяч -удар - в оптимальной точке с максимальным ускорением движения бьющей руки и кисти | ОБЫГРЫВАЙ, А НЕ ЛО- МИСЬ! | НА ОПЕРЕЖЕНИЕ И….ПАХ! | ||||
4)* продолжение игры: - самостраховка - переход на блок и т.д | НЕ ОТКЛЮЧАТЬСЯ! | ИГРАЮ! | ||||
2.Мнения специалистов:
“Power Volleyball” Arie Selenger
Стр. 96: «Контакт с мячом осуществляется сначала основанием ладони, а затем пальцами.
Основание ладони обеспечивает силу удара, а пальцы определяют направление удара и придают мячу верхнее вращение»
Стр. 101: «Чем больше вертикальная скорость отталкивания при прыжке, тем выше прыжок. Чем меньше время отталкивания от площадки при прыжке, тем выше прыжок»
Стр. 113: «Опытные игроки во время разбега могут видеть периферическим зрением расположение блока противника. Непосредственно перед ударом жела- тельно снова периферическим зрением увидеть блок»
«Волейбол» Проф. А.В. Беляев, доц. М.В.Савин
Стр. 55 (2002) : «Собственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте од- новременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается; сопровождающее движение мини- мально»
“Volleyball coach’s Survival Guide” Sue Gozansky
Стр.94: «Плечо бьющей руки развёрнуто назад, а локоть высоко поднят. Высоко поднятый локоть обеспечивает удар в высшей точке»
Стр. 95: «Удар по мячу напоминает удар хлыста. Щёлкай энергично расслаблен- ной кистью, придавая мячу верхнее вращение»
«Методика обучения игре в волейбол»
В.Ю. Шнейдер, заслуженный тренер России
Стр.31: «14. Удар по мячу наносится в высшей точке напряжённой ладонью; кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведён в сторону»
3.Типичные ошибки:
- несвоевременный разбег
- бьющий – под мячом
- прыжок «в длину»
- удар согнутой рукой
- нет акцентированного удара кистью
- плохой зрительный контроль за мячом в момент удара
ПОДАЧА
Единственный технический элемент, исполнение которого полностью зависит от игрока, а не определяется игровой ситуацией и взаимодействием с партнёрами или противником.
В определённом смысле можно сказать, что подающий игрок владеет мячом – он сам выбирает место подачи, способ её выполнения и решает, куда направить мяч.
Это обстоятельство предъявляет самые высокие требования к техническому ис- полнению подачи.
В современном волейболе (особенно мужском) подача становится чуть ли не ре- шающим элементом игры. Один из наиболее авторитетных тренеров Даг Билл (США) на международном семинаре тренеров (2001 год) подчеркнул: «В совре- менном мужском волейболе подача стала наиболее важным элементом игры. Можно предположить, что в ближайшие годы её роль будет возрастать».
Похоже, что мнение американского тренера стало тенденцией современного во- лейбола, и многие тренеры делают на подачу чуть ли не основную ставку в игре своих команд.
По меньшей мере два обстоятельства дают основания усомниться в абсолютной правоте такого подхода к решающей роли подачи в игре:
- недопустимое количество ошибок при выполнении подачи (5-6 потерь за партию, то есть 20% своих ошибок!)
- при критическом счёте - 23:23; 25:26 и т.п., то есть в самый нужный момент игры, очень часто даже самые результативные подающие отказываются от своей «убойной» подачи и просто вводят мяч в игру
Одна из причин, по которым роль подачи так завышается тренерами, может быть, заключается в том, что руководимые ими команды не умеют защищаться, если противник хорошо принял подачу и организует атаку по своему плану.
«Пан или пропал» - такая тактическая «философия» подачи вряд ли приемлема. В статье предложены два наиболее распространённых способа выполнения подачи - «планирующая» и в прыжке.
А. ПЛАНИРУЮЩАЯ ПОДАЧА
1.Исполнение подачи
До свистка судьи
• подающий игрок – единственное и главное действующее лицо в момент подготовки и исполнения самой подачи; он – в центре внимания зрителей, ТВ; этим обусловлено большое психологическое давление на игрока
• необходимо отрешиться от только что закончившегося игрового эпизода, забыть о счёте в партии и полностью сконцентрироваться на выполнении подачи:
- спокойно, без спешки выйти на место подачи
- принять решение – как и куда подавать (возможна подсказка тренера)
- получить мяч и занять исходную позицию:
высокая, не напряжённая стойка, ступня передней ноги и положе- ние корпуса определяют направление полёта мяча
оценка расположения игроков противника
• можно рекомендовать использовать одного из своих блокирующих (при подаче с близкого от линии подачи расстояния) или какого-либо ориентира в зале - табло, рекламный щит, колонна (при подаче издалека) - в качестве
«прицела», облегчающего направление мяча в нужную зону.
После свистка судьи
• у подающего 8 секунд на выполнение подачи; подача будет наиболее эф- фективна, если удар по мячу выполнять на 4 – 5-ой секундах; для этого рекомендуется:
- 2-3 раза ударить мяч об пол или
- 2-3 раза глубоко вдохнуть или
- сосчитать про себя «21, 22, 23, 24» (это 4 секунды)
- окончательно решить, куда направить подачу
• подброс мяча и замах:
- мяч надо подбрасывать каждый раз в одну и ту же точку
> на небольшую высоту
> вперёд по направлению удара
> без вращения
- с момента подброса необходим полный зрительный контроль за мячом
- одновременно с подбросом мяча происходит замах на удар:
> разворачивается корпус
> плечо и локоть бьющей руки отводятся назад
- картинка «лук-стрела» имитирует замах
• удар по мячу:
- естественное бьющее движение руки (небольшой шаг передней ногой помогает «вложиться» в удар с большей силой)
- удар осуществляется основанием ладони без сопровождения мяча
- кисть в момент удара жёстко закреплена в запястье (это достигается максимальным разведением пальцев бьющей руки; имитационная кар- тинка – удар ладонью по воде, чтобы было больше брызг)
- удар наносится строго по центру мяча
- необходим полный зрительный контроль за мячом – видеть точку удара!
После исполнения подачи
• после выполнения удара подающий игрок должен немедленно занять свою зону на задней линии.
2.Обучающее взаимодействие тренер – игрок(прямая и обратная связь)
тренерские ключи | указания тренера | самокоманды игрока |
1) до свистка судьи * без спешки занять ис- ходное позицию * концентрация вни- мания на исполнении подачи * решение – как и куда подавать | НЕ СПЕШИТЬ! | ДАЮ СВОЮ |
2) после свистка судьи * окончательное реше- ние – как и куда пода- вать * на 4-5 секунде подброс мяча по направлению подачи и замах * удар: - по центру мяча осно- ванием ладони - кисть жестко закреплена - зрительный контроль за мячом | ТОЧНО ПО ЦЕНТРУ! | В «МИКАСУ» И… ПАХ! |
3) после выполнения подачи * немедленное и бы- строе перемещение в свою зону на задней линии | В ЗАЩИТУ! | МЕСТО! |
3.Мнения специалистов:
“Volleyball Coach’s Survival Guide” Sue Gozansky
Стр. 73: «Чем проще и естественнеё исполнение подачи, тем лучше. Стабильная техника гарантирует выполнение подачи в стрессовых игровых ситуациях.
При критическом счёте «контролируемая» подача предпочтительна больше, чем подачи с риском допустить ошибку».
Стр. 77: «Контакт:
- бей по центру мяча основанием ладони
- держи кисть закреплённой и плоской
- кисть и предплечье работают как одно целое
- направление удара – через мяч в цель
- бьющая рука полностью не выпрямляется».
“Power Volleyball” Arie Selenger
Стр. 24: «Я рекомендую, чтобы каждый игрок мастерски владел только одним способом подачи, который лучшим образом соответствует его физическим каче- ствам»
Стр. 25: «Планирующая подача наиболее эффективна, когда выполняется с 6-8 метров от задней линии площадки».
Стр. 33: «планирующая подача в прыжке может стать самым эффективным спо- собом подачи».
Типичные ошибки
- плохой зрительный контроль за мячом
- удар не по центру мяча
- кистевой акцент при ударе, что придает мячу вращательное движение
Б. ПОДАЧА В ПРЫЖКЕ
1.Исполнение подачи в прыжке
Техника исполнения подачи в прыжке практически повторяет технику нападаю- щего удара.
Можно добавить:
• мяч должен подбрасываться в одну и ту же точку:
- высоко – вперёд, желательно на 1 - 1,5 метра в игровую площадку
- по линии разбега и направления удара
- индивидуально - одной или двумя руками, с вращением или без него
• удар – в высшей точке; направление удара – по линии разбега
• акцентированный удар кистью с приданием мячу верхнего или бокового вращения
• в момент удара – полный зрительный контроль за мячом
2.Обучающее взаимодействие тренер-игрок
Сугубо индивидуальное исполнение подачи в прыжке и большое разнообразие в действиях подающего:
- исходная позиция
- способ подброса мяча (высота, одной или двумя руками, с вращением или без)
- сам удар по мячу – прямой, резаный, с кистевым акцентом
- характер подачи – силовая, укороченная, планирующая весьма ослож- няют возможность привести пример какого-либо стандартного обуча- ющего взаимодействия тренер-игрок. Поэтому целесообразно, чтобы тренерские ключи – указания тренера – само-команды игрока были определены для тренером для каждого исполнителя персонально.
3.Мнения специалистов:
Есть основания утверждать, что теоретические и практические аспекты подачи в прыжке - обучение, тренировочная работа, использование в игре – наиболее серьёзно разработаны американскими тренерами.
Мнения двух из них – Билла Невилла и Дага Билла, безусловно, могут представ- лять интерес для российских тренеров.
Билл Невилл – тренер сборной США в 1981-84 гг.
- технический директор USA VB 1987-88 гг.
- автор нескольких фундаментальных учебников по волейболу
- комиссар образовательной системы американских тренеров.
ОБУЧЕНИЕ ПОДАЧЕ В ПРЫЖКЕ РУКОВОДЯШИЕ ПРИНЦИПЫ:
1. Успех силовой подачи в прыжке в первую очередь зависит от скорости по- лёта мяча
2. Подающий контролирует свою исходную позицию, скорость и направление подачи
3. Игроки должны понимать, какая цель ставится перед подачей
4. Каждый игрок должен иметь «контрольный лист» своей подачи
«Контрольный лист» - это:
1. Полная концентрация. Спокойное и глубокое дыхание.
2. Определение цели
3. Мысленное представление полёта мяча и результата подачи
4. Подача
ТРЕНЕРСКИЕ КЛЮЧИ:
1. Постоянный подброс – постоянная подача
2. Удар в верхней точке впереди бьющего плеча
3. Бьющая рука не напряжена
4. Удар кистью с максимальной скоростью (как щелчок кисточки кнута)
ПОДГОТОВКА И РАЗБЕГ (для правшей):
1. Мяч в правой руке вытянутой вперёд перед правым плечом
2. Подающий переносит вес тела и/или делает небольшой шаг правой ногой, несколько опуская мяч перед подбросом
3. Следующий шаг – «шагающий» шаг левой ногой, координированныйс под- бросом мяча
4. Третий шаг – правой ногой – длинный, быстрый, похожий на стопорящий шаг при нападающем ударе. Руки расслаблены и отводятся вниз-назад для последующего замаха
5 Последний шаг (левой ногой) – короткий; стопа ставится рядом с правой стопой, несколько «внутрь», чтобы начать разворот корпуса
6 Правая рука бьёт мяч в наиболее высокой точке и впереди игрока с макси- мальным ускорением (как щелчок кисточки кнута). В момент удара – ско- рость движения кисти максимальная, что придаёт мячу плоскую траекто- рию. Длительное сопровождение мяча кистью приводит к ударам в сетку.
7 Кистевое движение на мяче в момент удара может сделать его траекторию
«по кривой»
Даг Билл– игрок, тренер, один из наиболее компетентных специалистов современного волейбола, руководитель программ подготовки сборных команд США, в настоящее время – директор USA VB