Тема 4. Психология личности. Общее и индивидуальное в человеке

Понятие личности в психологической науке. Человек –
индивид – личность – индивидуальность. Соотношение
социального и биологического в человеке.

Психологическая структура личности.

Общее и индивидуальное в человеке.

Ключевые понятия

Личность, индивид, индивидуальность, интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная подструктуры личности, темперамент, характер, способности и задатки, направленность личности.

Контрольные вопросы

· Понятие о личности и ее определение.

· Структура личности в психологии.

· Соотношение объема и содержания понятий «индивид-индивидуальность-личность».

· Назовите основные теории личности.

· Что представляет собой направленность личности?

· Каковы особенности личности, определяемые темпераментом человека?

· Что такое характер человека?

· Дайте определение способностей человека.

· Раскройте соотношение и связь задатков человека и его
способностей.

· Общее и индивидуальное в человеке.

· «Я - концепция» в психологии личности.

Проблемные вопросы

1. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определить своё отношение к спору.

К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной ориентацией обладают одинаковыми умственными способностями». Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?».

2. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами из истории, науки, литературы, политики.

3. По мысли выдающегося философа И.Канта, «сказать о человеке, просто что у него есть характер, – значит не только сказать о нём очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление». Прокомментируйте данное высказывание.

4. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами из истории, литературы, политики.

5. А.Н. Леонтьев охарактеризовал проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», и расценивал её в целом как «нерешённую, ускользающую от научно-психологического анализа». Прокомментируйте высказывание отечественного психолога.

6. Какова роль «Я-концепции» в жизни и профессиональной деятельности современного специалиста? Ответ аргументируйте.

Тема 5 . Современные психологические теории личности

Зарубежные психологические теории: общая характеристика, представители, основные идеи.

Отечественные психологические теории: общая характеристика, представители, основные идеи.

Ключевые понятия

Психоанализ, защитные механизмы, индивидуальная психология, аналитическая психология, гуманистический психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, теории культурно-исторического развития, деятельностный подход.

Контрольные вопросы

· Представьте основные зарубежные психологические направления.

· Классификация современных теорий личности в отечественной психологии.

· Общая характеристика и основные тезисы классического психоанализа З.Фрейда.

· Каковы основные тезисы индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.-Г.Юнга, гуманистического психоанализа Э.Фромма?

· Бихевиоризм и необихевиоризм: основные научные тезисы и общая характеристика.

· Гуманистическая психология А.Маслоу.

· Общая характеристика и основные тезисы теории культурно-исторического развития Л.С.Выготского.

· Основные тезисы теории А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.

Проблемные вопросы

Составьте обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям:

· наследственность – социум;

· рациональность – иррациональность;

· изменяемость – неизменность

· субъективность – объективность;

· целостность – делимость;

· познаваемость – непознаваемость;

· внутренняя – внешняя обусловленность.

В анализе используйте тезисы З.Фрейда, Дж.Уотсона, А.Маслоу, Л.С.Выготского.

Наши рекомендации