Тема 4. Психопрофилактическая работа практического психолога с персоналом ДОУ; с детьми; с семьей

Литература:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

2. Гуткина Н.И. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний// Руководство ПП: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1998.

5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовьте сообщение или доклад по следующим тематическим разделам.

Раздел: Психопрофилактическая работа практического психолога с персоналом ДОУ

1. Пути и средства предупреждения повышенной утомляемости и предотвращения психологической перегрузки педагога.

2. Психологический анализ занятия с точки зрения отношения «педагог-ребенок».

3. Психологический анализ публичного выступления педагога.

4. Профессионально-личностные проблемы педагога.

5. Психология педагогического коллектива.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Азбука общения// Семья и школа. 1989. №9-12; 1990. №1-4.

2. Парыгин В.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.

3. Учимся общаться с ребенком/ Под ред.В.А.Петровского. М., 1985.

4. Чиркова М.И. Методы общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Н.Новгород, 1995.

5. Хараш А.У. Системная структура публичного выступления// Вопросы психологии. 1978. №4.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

7. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1974.

Раздел: Психопрофилактическая работа практического психолога с семьей

1. Психологические механизмы влияния семьи на развитие ребенка.

2. Типы семейного воспитания. Поощрение и наказание.

3. Ценностные ориентации семьи и воспитание ребенка.

4. Многодетная семья.

5. Конфликты в семье, их профилактика.

6. Психологические проблемы воспитания приемных детей.

7. Психологические проблемы воспитания детей в неполной семье.

8. Влияние развода на психическое развитие ребенка в зависимости от возраста.

9. Воспитание ребенка матерью-одиночкой.

10. Воспитание ребенка одиноким отцом.

Литература:

1. Спиваковская А.С. Как быть родителями? М., 1988.

2. Буянов Н.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.

3. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

4. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М., 1987.

5. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М., 1990.

6. Популярная психология для родителей/ Род ред. А.А.Бодалева. М., 1988.

7. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. М.,1989.

8. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994.

9. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Задание 2: Проанализируйте возрастную динамику свободного общения детей (методика Т.А.Репиной «Одномоментные срезы структуры группы детского сада в свободном общении»).

Таблица 1

Группы Параметры общения, %   Средняя величина игрового объединения, число детей
Выражен-ность потребности в общении Экстен-сивность (широта круга сверстников)   Интен- сивность Избира-тельность
Младшие 68* 64,6** 13*** 66** 2,3
Средние 76,6 3,1
Старшие 23,5 3,35
Подготовительные 25,5 3,35
Среднее 20,9 75,5 3,2

Примечание: * - за 100% берется общее количество срезов; ** - за 100% берется общее число детей группы; *** - указывается среднее количество контактов на одного ребенка в 10 срезах.

Таблица 2

Группы Параметры общения, %   Средняя величина игрового объединения, число детей
Выражен-ность потребности в общении Экстен-сивность (широта круга сверстников)   Интен- Сивность Избира-тельность
Младшие 15,7 12,3 2,57 2,23
Средние 3,2
Старшие 3,3 3,4
Подготовительные 3,3 3,6
Среднее 83,5 83,5 3,09 3,11

Примечание: * - показатели девочек – в графе слева, показатели мальчиков – в графе справа, данные по выраженности потребности в общении, экстенсивности и избирательности представлены в %, по интенсивности - среднее количество контактов на одного ребенка в 10 срезах за 1 час наблюдений в свободной игре.

План ответа:

1) Как видно из таблицы №1, от младших возрастов к старшим увеличивается длительность времени, которое дети проводят в совместных играх. Увеличивается также интенсивность общения, особенно от младшего дошкольного к среднему. Это связано с резко возросшей на 5 году жизни потребностью в игре и общении со сверстником. Объединения, создаваемые по инициативе детей, становятся более крупными. Максимальное число старших детей в игровом объединении 8-12 человек. Увеличивается с возрастом и экстенсивность, и избирательность общения, особенно в старших группах, а в подготовительных несколько снижаются. Из всех параметров общения наиболее яркая возрастная динамика проявилась по первому и третьему параметрам.

2) На основании полученных данных для каждого ребенка можно определить и круги реального общения, в зависимости от числа контактов, установленных с тем или иным сверстником, а также в зависимости от длительности общения с ним в одном игровом объединении. По последнему показателю все самодеятельные игровые объединения были разделены на:

- устойчивые (1 круг общения), в которых ребенок играл не менее 40% времени;

- относительно устойчивые (2 круг общения), существовавшие от 40 до 20% времени;

- неустойчивые (3 круг общения), существовавшие менее 20% времени.

3) В общей структуре группы наибольшее число объединений неустойчивых. В младших группах они составляют 94%, в средних – 86%, в старших – 75%, в подготовительных – 67%. С возрастом увеличивается число устойчивых и относительно устойчивых игровых объединений. Так, в группах 7-го года жизни по сравнению с младшими группами почти в 7 раз расширяются 1 и 2 круги избирательного общения.

4) Полученные данные (таблица №2), характеризующие половую дифференциацию и половые различия детей 3-7 лет в свободном общении со сверстниками, обнаружили у них убедительно представленную консолидацию со сверстниками своего пола. Это проявилось в избирательности, широте круга общения и его интенсивности. Половые особенности проявились в том, что у девочек всех возрастных групп ярче выражена избирательность общения и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков во всех дошкольных возрастах, кроме младшего, больше величина игровых объединений.

Задание 3: Ответьте на вопрос, смогут ли родители, используя предложенную схему наблюдения, сделать выводы об особенностях своего отношения к ребенку.

Наши рекомендации