Тема 1.3. Функции менеджмента
Студент должен
звать: основные составляющие цикла менеджмента, их характеристику.
уметь: составлять структуру управления, определять цель организации, составлять план контроля.
Методические указания
Содержание управления раскрывается в его функциях, возникающих в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности. Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. Но, несмотря на многообразие, они подразделяются на общие и конкретные.
Общими функциями являются прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью общих функций управления является их взаимное проникновение друг в друга. Например, планирование организуется, координируется, стимулируется, контролируется. Организация планируется, координируется, стимулируется, контролируется и т. д.
Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников, применению передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм.
Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.
Функция организации охватывает, главным образом, исполнительскую и оперативную деятельность. Её цели — формирование управляющей и управляемой подсистемы, установление конкретных параметров, режимов работы подразделений предприятия, отношений между людьми.
Функция организации охватывает всю систему управления. Её особенностью по сравнению с другими функциями является то, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность действия всех других функций.
Посредством организации соединяются люди и подразделения в единый производственный механизм. Однако это соединение не случайно, а подчинено законам управления и задаче производства. Благодаря действию функции организации устанавливается и взаимодействие между объектом и субъектом управления.
Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов. Она основывается на глубоком экономическом анализе существующего положения дел, научном расчете, всестороннем изучении поведения работника и управленческого процесса.
Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия. Существует два пути реализации этой функции: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Через административно-организационное управление определяется структура, устанавливаются взаимосвязи, распределяются функции между подразделениями, делегируются полномочия и определяется ответственность между работниками аппарата управления.
Оперативное управление заключается в постоянном сравнении достигнутых результатов с показателями текущих планов.
Сущность функции координации и регулирования заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма.
При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цели координации и регулирования - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Огромное значение для достижения целей организации имеет функция мотивации. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и Других к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей организации.
Функция контроля. Управление следует рассматривать как непрерывный процесс целенаправленных действий, потому что цели не всегда достигаются в предусмотренном виде, люди не всегда или не так выполняют поручения, изменение окружающей среды ведет к изменению внутренних переменных.
Определение степени достижения цели осуществляется при помощи контроля, который представляет собой процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий. Поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей. Контроль - одна из функций управления. Как функция контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, это элемент каждой функции управления (организации, координации, планирования), а с другой стороны - это самостоятельная функция управления.
Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль дает возможность определять, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.
В широком смысле планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческих решений, направленных на достижение - желаемого результата, которая предусматривает следующее:
1.Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности.
2.Пути средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
3.Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач.
Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
4.Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства - важнейшее условие его эффективности.
5.Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается диалектическая связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворению потребностей общества.
Стратегическое управление - это стратегическое планирование с обратной связью.
Стратегия разрабатывается и формируется высшим руководством, но её реализация предполагает участие всех уровней управления.
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, необходимый для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.
Общий стратегический план представляет собой программу, которая направляет деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, а конфликтные и социальные обстановки вынуждают его корректировать.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов.
Рис. 1. Процесс стратегического планирования
Миссия организации - понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее, в общем, сферу её деятельности.
Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты:
1.Круг удовлетворения потребностей
2.Характеристику продукции предприятия и её конкретных преимуществ.
3.Перспективу роста бизнеса.
Цели устанавливаются на основе миссии. Цель придает осмысленность любым действиям.
Миссия должна поддерживаться её социальной значимостью. Прибыль не может быть провозглашена главной целью организации, это внутренняя проблема организации, хотя и очень важная.
Оценка и анализ внешней среды проводятся по таким факторам как: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, социальные, международные факторы.
Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации проводят по следующим элементам: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.
Анализ стратегических альтернатив. Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы.
Стратегия ограниченного роста - при ней характерно установление целей от достигнутого. Данная стратегия используется в зрелых отраслях, когда организация в основном удовлетворена своим положением.
Стратегия роста - осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.
Стратегия сокращения - при ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
Стратегия сочетания - сочетание всех трех упомянутых стратегий.
Каждая из выше упомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество альтернативных вариантов.
Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического планирования. Эта работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Результатом функционирования систем стратегического планирования является совокупность плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределения ресурсов.
В современной организации должны разрабатываться в основном четыре группы взаимосвязанных планов:
а)Основные направления деятельности - это стратегия на обозримое будущее - 10-15 лет;
б)тактические планы - это те, которые регламентируют текущую деятельность организации;
в)планы развития организации на срок от 1 года до 5 лет - это перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии;
г)программы и планы - проекты, носящие целевой характер: раз работка новой продукции и технологии, снижение затрат на производство, экономия энергоресурсов, проникновение на новые рынки и др.
Тактическими планами называют планы текущей деятельности или планы прибыли. Они ориентированы на мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары и услуги производятся и поступают на существующие рынки. Планы текущей деятельности подкрепляются планами для каждой функциональной зоны: сбыт, финансы, производство, закупки и т. д.
- Тактические планы служат основными инструментами реализации стратегических планов и с этой точки зрения имеют некоторые отличия от последних:
а)тактические планы разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами и являются их продолжением;
б)при разработке тактических планов реализуется принцип «Кто должен выполнять планы, тот их разрабатывает». Если стратегические планы и решения по ним принимает высшее руководство организации, то тактические планы разрабатываются на уровне руководителей среднего звена;
в) тактические планы, как правило, рассчитаны на более короткий период времени, чем стратегические, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно принятие мер по выявленным отклонениям.
Практическое занятие 2. Выбор миссии и целей организации на примере конкретного предприятия.
Методические указания
Выбор миссии и целей является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Они служат ориентацией для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации.
С понятия миссии фирмы начинается разговор о, любой организационной культуре. Миссия является той обобщающей идеей, на которую равняются все структурные составляющие оргкультуры.
Миссия организации формирует её главное предназначение в обществе, ту основную существенную причину, которая раскрывает, смысл функционирования организации и в которой проявляется её мировоззрение, философия и специфика. Это та определенная идея, которая, с одной стороны, делает организацию частицей мирового хозяйства, имеющей свое важное предназначение, а с другой стороны - это та индивидуальная причина, по которой существует именно эта, а не другая организация.
Сложилось убеждение, что декларирование получения прибыли как главной сферы интересов бизнеса считается вульгарным и постыдным, и Крупнейшие корпорации сумели выйти в лидеры только благодаря тому, что стремились к высоким целям.
Поэтому каждая уважающая себя компания, провозглашая ту или иную общечеловеческую гуманную миссию, никогда не упоминает в ней слово «прибыль».
Миссия выполняет две важнейшие функции - внешнюю и внутреннюю.
Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности; ресурсах, которыми располагает; имидже, который формирует;
нравственности, которой придерживается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и потребителями.
Внутренняя функция миссии должна способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предприятия и целей работника, идентификации сотрудников с организацией, формированию благоприятного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственности целей при выработке стратегии и тактики предприятия.
Для того, чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований:
1.Она должна отвечать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства населения.
2.Восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому
она должна быть сформулирована предельно ясно для легкого понимания всеми субъектами, взаимодействующими с организацией, и всеми членами организации.
3.Формулировка миссии должна быть таковой, чтобы исключить возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
4.Рыночный успех миссии будет определяться тем, насколько миссия отвечает национальным особенностям и психологическому духу нации, национальным идеям, ожиданиям людей.
5.Если формулировка миссии подразумевает указание принципов или путей её осуществления, они также должны быть социально перспективными, законопослушными и взаимовыгодными.
6.Указывать отличительные особенности и стратегические преимущества именно данной компании, особенности философии, ценностей, этических принципов.
7.Миссия должна вдохновлять, мотивировать, гуманизировать работника и его труд.
Классификация миссий организации в зависимости от их содержания и назначение может быть следующей:
1.Миссия - «общечеловеческое предназначение» служить человеку, объединять людей, делать их жизнь ч лучше, удобнее, комфортнее, заботиться о процветании общества.
2.Миссия - главная стратегическая цель: быть лучшими в мире, завоевать рынок, создать высшие ценности для наших клиентов и персонала, иметь лучшие результаты.
3.Миссия - «национальная идея», «народный автомобиль», в каждом доме - компьютер, каждой семье — отдельная квартира, каждому -сотовый телефон.
4.Миссия — «рекламная акция»: мы выпускаем лучшие изделия, главное - забота о потребителе, наши клиенты уверены в будущем, эти ка бизнеса и т. п.
Миссия находится на вершине организационного программирования
| ||||||||||||||
2. Цель 3. Стратегия 4. Функции (что?) | ||||||||||||||
5. Закрепление функций за организационными звеньями (кто? что?) | ||||||||||||||
6. Положение об организационной структуре (кто? что?) | ||||||||||||||
7. Положение о подразделении (кто? что?) | ||||||||||||||
8. Положение о функциональных обязанностях (кто? что?) | ||||||||||||||
9. Должностная инструкция (кто? что? какими средствами? Какие права и ответственность?) | ||||||||||||||
10. Профессиограмма (кто может?) | ||||||||||||||
Рис. 2.
Не существует каких-либо стандартов по разработке миссии, равно как и требований по её содержанию.
Мотивация (стимулирование) - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В основе мотивации лежат, прежде всего, потребности. Потребность - это физическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности подразделяются на первичные и вторичные. Основной вывод теории управления состоит в том, что если человек не мотивирован, эффективно он работать не будет. Существует достаточно много различных теорий мотивации. В частности, выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.
Из содержательных теорий мотивации заслуживают внимания теории А. Маслоу (1940-е годы), Д.М. Клелланда (1950-е годы), Ф. Герц-Берга (1950-е годы).
Согласно теории Маслоу человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.
Рис. 3. Иерархия потребностей по Маслоу
Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими. Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.
Д. Мак Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха. Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста предприятия и даже общества в целом.
3. Связь между теориями А. Маслоу и Д.М. Клелланда
Потребности, мотивирующие людей | |
По А. Маслоу | По Д.М. Клелланду |
самовыражения | успеха |
признания, уважения | власти |
причастности, принадлежности | причастности |
безопасности | |
физиологические |
Ф. Герцберг с сотрудниками разработал свою теорию в 1950-е годы. Согласно этой теории на деятельность людей оказывают влияние две группы факторов: гигиенические и мотивирующие. Для того чтобы использовать эту теорию, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов, и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
4. Две группы факторов, влияющих на поведение людей
Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) | 1. Заработок 2. Условия труда 3. Отношения с другими работниками 4. Информированность о делах на предприятии | Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда |
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) | 1. Признание одобрение руководством результатов работы 2. Возможность продвижения по службе 3. Высокая степень самостоятельности и ответственности 4. Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа | Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда |
Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выработанного типа поведения.
Теория ожиданий. Предложена В. Врумом в 1964 году. Он считал, что стимул к эффективному качественному труду зависит от сочетания трех факторов - ожиданий человека.
Стимул (мотив) - побудительная причина, заинтересованность в чем-либо.
Вознаграждение - компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.
СТИМУЛ = | Ожидание того, что усилия приведут к желаемому результату | Х | Ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение | Х | Ожидание того, что вознаграждение будет иметь ценность |
Чем больше вера человека в то, что все эти ожидания оправдываются, тем более сильным будет стимул к деятельности. Применение данной теории в менеджменте:
1.Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать для этого все необходимые условия.
2.Устанавливать непосредственную связь между результатами труда и вознаграждением подчиненных.
3.Изучать потребности подчиненных, чтобы знать, какие вознаграждения имеют для них ценность.
4.Необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу.
5.Менеджер должен сформировать высокий, но реалистичный уровень ожидаемых от подчиненных результатов.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если, по мнению работников, имеет место несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Он начинает снижать интенсивность и продуктивность своей работы. Менеджеру необходимо мотивировать сотрудника, снять напряжение и устранить дисбаланс.
Чтобы устранить несправедливость менеджер должен:
1.Установить размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности и результативности труда.
2.Разъяснить сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своего вознаграждения.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости.
Согласно модели Л. Портера и Э. Лоулера достигнутые результаты зависят не только от удовлетворенности ожиданий и справедливости вознаграждения, но и от способностей и характера работника, а также сознания им своей роли в трудовом процессе/Один из наиболее важных вьюодов этой теории - результативный труд ведет к удовлетворению.
Понятие делегирования. Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых её сотрудников на выполнение задач.
Линейное полномочие - это полномочие, которое передается непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровня управления организацией.
Штабные полномочия - это создание множества типов административных штабов.
Штабной аппарат: консультативный, обслуживающий, личный. Разновидности аппаратных полномочий: рекомендательные, обязательные, параллельные, функциональные, линейные.
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды.
Основные принципы делегирования:
1.Передавайте свои полномочия не из ^соображений престижа, а исключительно для пользы дела.
2.Используйте делегирование как средство усиления уверенности подчиненных в своих собственных силах.
3.Будьте готовы поддержать своих кандидатов.
4.Передавайте функции и полномочия непосредственно, чтобы избежать эффекта испорченного телефона.
5.Критикуйте осторожно. При совершении ошибок в выполнении делегирующих функций разбирайте объективно существо ошибки, а неличные недостатки и просчеты подчиненного.
6.Передав подчиненному определенные полномочия, не вмешивайтесь в его распоряжения-до тех пор, пока не увидите возможности серьезных осложнений.
7.Принимайте на себя ответственность за все решения, которые ваши подчиненные сделали в соответствии с переданными им полномочиями.
Правила работы с группой. Основы успеха любой современной коллективной деятельности - отношение сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной ответственности и взаимозависимости выделяются:
1. Свобода и открытость информационного облика.
2.Взаимная поддержка действий, убеждения в их оправданности.
3.Доверие, дружелюбие в отношении сторон.
Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонение от плановых заданий, нормативов, стандартов).
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки и анализа.
Основные задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и её результатах (функция - учет);
-оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов, плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
-анализ причин отклонений дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
-прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
В процессе контроля выделяются три этапа.
1.Выработка стандартов и критериев.
Этот этап непосредственно связан с функцией планирования. Здесь устанавливаются стандарты и критерии оценки деятельности объекта управления, которые определяются как планирование.
2.Сопоставление фактических результатов с ожидаемыми (плановыми).
На этом этапе сопоставляются фактически достигнутые результаты функционирования объекта управления с установленными стандартами.
3.Принятие корректирующих мер.
На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений, выбирается один из трех вариантов поведения:
-ничего не предпринимать;
-устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы;
пересмотреть стандарты.