Профессиограмма торгового представителя
Пример общей профессиограммы менеджера по персоналу
Пол –м/ж
Возраст – 25-55 лет
Образование – высшее профильное, либо психологическое, либо юридическое + дополнительные курсы
Опыт работы - опыт кадровой и руководящей работы не менее 2 лет.
Содержание труда:
- организация работы с персоналом;
- работа с кандидатами, проведение собеседования, принятие решения годен кандидат или нет;
- обеспечение укомплектования организации работниками необходимых профессий;
- определение потребности в персонале;
- организация обучения персонала (проведение тренингов, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации);
- доведение информации по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до сотрудников организации;
- участие в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижении в должности, наложения административных взысканий, увольнения сотрудников предприятия;
- составление и оформление трудовых договоров;
- ведение личных дел работников и другой кадровой документации;
- руководство подчинёнными ему работниками;
- наблюдение за рынком труда, информирование руководства о сложившейся ситуации с кадрами, средней заработной плате;
- создание кадрового резерва, создание системы мотивации труда
Менеджер по персоналу должен:
Знать
- основы технологии производства, экономики и планирования труда, НОТ и управления производством;
- задачи, стоящие перед организацией, перспективы ее развития;
- принципы кадровой политики, формы и методы планирования и организации работы с кадрами;
- основы хозяйственного и трудового законодательства;
- основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, основы производственной педагогики;
- основы организации делопроизводства
Владеть
- методами организации и управления кадрами, социально-психологическими процессами на производстве;
- методами оценки личностных и деловых качеств работников и результатов коллективной работы;
- вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами;
- методами организации воспитательной работы в коллективе;
- способами мобилизующего воздействия на коллектив;
- методами и техникой публичных выступлений
Иметь ясное представление
- о методах исследования и анализа социально-психологических процессов на производстве;
- о применении техники и методов управления кадрами.
Профессионально важные качества
- высокие моральные качества;
- выраженную направленность на работу с людьми;
- развитые познавательные, организаторские, коммуникативные способности.
- исполнительность, инициативность, эмпатийность, ответственность.
Состояние здоровья
Хорошее общее состояние здоровье, отсутствие психосоматических заболеваний.
На примере профессии бухгалтера дадим примерную схему профессиограммы, которую может создать сотрудник кадровой службы для эффективного отбора и обучения персонала (Табл. 2.6).
Компоненты профессиограммы | Содержание компонентов профессиограммы |
1. Содержание труда: | Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств. |
2. Профессионально важные качества работника | |
2.1 Психофизиологические параметры: | Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти. |
2.2 Личностные качества: | Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность. |
2.3 Интеллектуальные качества | Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям |
3. Знания, умения, навыки | Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора). |
4. Условия работы | В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер. |
5. Медицинские противопоказания: | Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность). |
6.Требования к профессиональной подготовке | Требования к предварительной профессиональной подготовке: хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров. |
7.Занимаемый сегмент на рынке труда | |
7.1 Родственные профессии | Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении. |
7.2 Диапазон должностей | Бухгалтер – руководитель подразделения - главный бухгалтер |
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности | бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов. |
7.4 Востребованность профессии на рынке труда | Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета. |
ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Содержание и основные операции (действия)
Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.
Условия и характер труда
Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.
Критерии эффективности:
1. Объем продаж
2. Отсутствие жалоб клиентов
3. Минимизация клиентов-должников
4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе
Знания
Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.
Умения и навыки
Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.
Интересы и склонности
Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.