Психогенетические исследования интеллекта
В ранних исследованиях источников индивидуальных различий в интеллектуальных способностях человека основной акцент ставился на вопрос наследуемости. Этой проблеме были посвящены тысячи экспериментальных работ [Равич-Щербо, 1974; Роль среды.., 1988]. Вопрос о генетических и средовых детерминантах общих и специальных способностей представляет большой интерес не только для психогенетики, но и для психологии способностей, возрастной психологии, ряда других психологических дисциплин.
В настоящее время специалисты в области психогенетики познавательных способностей [Baker et al., 1992] констатируют, что результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50-60%-ном уровне наследуемости фактора общих способностей, хотя в ряде работ (выполненных на взрослых близнецовых выборках) получены более высокие показатели. При этом отмечается, что основной интерес на современном этапе развития проблемы представляет детальный анализ взаимодействия генетических и средовых факторов и влияния эффектов этого взаимодействия на формирование общих и специальных способностей.
Тонкий анализ структуры фенотипи-ческой дисперсии в процессе формирования способностей стал возможным бла-
Память |
годаря начавшемуся в 70-е гг. сбору лон-гитюдных данных на достаточно крупных выборках (преимущественно в США). Колорадское исследование приемных детей (Colorado Adoption Project) считается одним из наиболее представительных. Этот проект, начатый в 1975 г., является уникальным лонгитюдным психогенетическим исследованием как по составу выборки (приемные дети, близнецы и сибсы), так и по структуре показателей. Набор показателей специальных познавательных способностей, используемый в Колорадском проекте, полностью совпадает с методами, которые применяются в Гавайском семейном исследовании, и включает в себя четыре вида способностей: вербальные, пространственные, мнемические и перцептивную скорость. Каждый вид способностей диагностировался четырьмя тестами. При генетическом анализе специальных способностей авторы проекта [Cardon et al., 1992] использовали иерархическую модель способностей, в соответствии с которой тестовые баллы рассматривались как базовые показатели, входящие в четыре фактора первого порядка. Эти факторы в свою очередь объединяются в фактор общих способностей (рис. 5.3).
Вербальные способности | Пространственные способности | Перцептивная скорость | |||||||||||||
Тест1 | Тест 2 | Тест1 | Тест 2 | Тест1 | Тест 2 | Тест1 | Тест 2 | ||||||||
Рис. 5.3.Иерархическая модель специальных
способностей, использованная
в Колорадском проекте
В рамках этой модели постулировалось два источника дисперсии факторов первого порядка (специальных способностей): общим для всех является фактор второго порядка (IQ); кроме того, для каждого вида способностей существует специфический источник дисперсии, не коррелирующий с IQ.