Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
Стратегия (альтернатива) | Условия применения |
1. Ограниченный рост | Используется большинством организаций в зрелых отраслях, когда организации в основном удовлетворены своим положением. Является наиболее легким, удобным и наименее рискованным способом действий |
2. Рост (значительное ежегодное повышение уровня показателей предыдущего года) | Используется большинством организаций в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть обусловлен как внутренними источниками (расширение ассортимента товаров), так и внешними (слияние фирм, приобретение фирм) |
3. Сокращение | Реже всего выбирается альтернатива. В рамках этой альтернативы могут быть несколько вариантов: а) ликвидация б) отсечение лишнего (это могут быть отдельные подразделения, или виды деятельности фирмы) в) сокращение и переориентация (характерно для застойной экономики, когда фирмы, чтобы сохранить себя, уменьшают масштабы своей деятельности и ищут новые, более прибыльные фирмы деятельности, либо продукты) |
4. Сочетание | Используется крупными фирмами, активно действующими в нескольких отраслях, и представляет собой объединение любых из трех упомянутых выше стратегий: ограниченного роста, роста и сокращения. |
Стратегический план имеет смысл лишь тогда, когда руководство управляет этим процессом. Основными составляющими успешной реализации стратегии являются:
1. Поддержка стратегии производителями на всех уровнях управления организацией.
2. Увязка бюджетов со стратегией;
3. Разработка политики, процедур, правил поддерживающих стратегию;
4. Разработка систем поощрения поддерживающих стратегию;
5. Разработка организационной структуры адекватной стратегии;
6. Совершенствование организационной культуры для обеспечения ее соответствия стратегии;
7. Преодоление сопротивления изменениям.
Серьезной проверкой стратегического плана является его оценка, которая производится путем сравнения достигнутых результатов с установленными целями. Оценка должна производиться системно, непрерывно, на всех уровнях реализации стратегии. Результаты оценки должны использоваться для корректировки стратегии и/или методов ее реализации.
Контрольные вопросы
1. Вспомните, что означают следующие понятия: цель, задача, миссия, «дерево целей», управление по целям.
2. Что такое планирование?
3. Почему в современных организациях важно разрабатывать и использовать стратегию?
4. На основе каких факторов формируется стратегия?
5. Применима ли кривая жизненного цикла к такому продукту, как знания?
6. Какова связь между стратегическими и тактическими планами?
7. Чем отличается тактическое планирование от стратегического?
8. Какие препятствия активному тактическому планированию Вы можете назвать?