Невербальная сторона публичного выступления
Магию и привлекательность голоса сложно переоценить. Начинающие ораторы часто пренебрегают голосовыми характеристиками: тембром, громкостью, не знают, как управлять своими резонаторами. Сведущие мастера публичных выступлений не только знают все о своем голосе, но неустанно его совершенствуют. Мало кто знает один из секретов актерского мастерства: даже актеры с огромнейшим стажем работы в театре занимаются голосом ежедневно.
Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.
Голос производит впечатление на окружающих, передает состояние, дополняет, замещает и предвосхищает вербальное сообщение. По характеру речевого звучания аудитория «судит» о темпераменте и эмоциональном состоянии говорящего. Официальная обстановка требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т.е. внятного произношения в среднем темпе. Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает уверенность, создает необходимый эмоциональный тон выступления. Таких эффектов можно добиться при правильно речевом (фонационном дыхании). Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, а руки и плечи, шея, органы артикуляции свободны, не напряжены. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса. Все части речевого процесса участвует в создании акустических характеристик темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения.
Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным.
Оптимальное условие легкого восприятия – средний темп – примерно 100-120 слов в минуту, который время от времени меняется. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.
Громкость– интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения.
Для поддержания внимания и напряжения психического состояния слушателей на высоком уровне применяется периодическая смена тональности фраз.
Чаще всего выделяют следующие виды интонации:
· восходящая
· нисходящая
· ускоряющаяся
· замедляющаяся
Чередование и делает речь изящной и обаятельной.
По высоте голос м.б. высоким, средним и низким.
Высота должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивность ударного слога, называется логическим ударением.
Тембр – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». Тембр также должен быть разнообразным. (Считается, что русская речь – минорность, высокие плаксивые ноты, капризно-просительное звучание).
Паузы. Ясность и четкость произношения предполагает хорошую дикцию, которая включает в себя не только умение владеть голосом, но и держать паузу, разнообразить ритмическую организацию речи.
При резком смысловом переходе, при подчеркивании важности предыдущей или последующей фразы, а также при придании ей большей эмоциональности применяется гросспауза – молчание от пяти до десяти секунд. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслям. При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы.
Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 7).
Таблица 7. Критерии оценки речи оратора
Составляющие техники речи | Критерии оценки речи оратора | ||
положительные | отрицательные | ||
Дикция | четкое произнесение звуков и слов | невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов | |
Темп | 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости | 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления | |
Интонация | мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы | мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы | |
Голос | 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос | 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.) | |
Организация пространства выступления
Существует довольно большое разнообразие форм организации пространства выступления. Рассмотрим самые основные.
Учебные классы (ряды). Использование аудитории с расположенными рядами слушателей ассоциируется с традиционными формами обучения. Внимание участников в данном случае целиком направлено на выступающего, т.е. меняется коммуникативная структура группы: связи каждого с каждым опосредуется докладчиком. Эта форма организации пространства приводит к появлению традиционных зон активности и противостояния (первые ряды, галерка и т.п.). В этом случае необходимо специально наблюдать за «выявлением» пассивных участников.
Подкова. Участники рассаживаются неполным кругом с открытой стороной, откуда демонстрируют наглядный материал. Подкова задает возможность диалога по поводу предмета (схемы). Сильная сторона подковы состоит в том, что она снимает момент противостояния группы и докладчика. Инструктор и группа вместе переориентируют свое внимание на третий предмет. Распространенная ошибка выступающих – невыгодный выбор ориентации: например, вставать спиной к аудитории и лицом к собственным наглядным материалам и читать по ним.
Круг (стол для совещаний). Круг устраняет большинство различий, обеспечивая всем одинаковые места. поэтому он очень выгоден для активизации аудитории. Основной принцип – круг должен быть плотным и исключать разрывы. Разомкнутость пространства (пустые места)создает дискомфорт и ощущение «утекания энергии».
Кластер (работа в подгруппах). Участников делят на подгруппы (пары, тройки), размещенные за отдельными столами. Работа в них чередуется с выступлениями представителей. Необходимо соблюсти баланс в выборе дистанции между подгруппами. Чем ближе одна из них находится к другим, тем больше динамическая и содержательная интерференция, чем дальше, тем сильнее внутригрупповые процессы. Основная сложность заключается в провоцировании разговоров во время выступления, может произойти распад большой группы.
Аквариум. Используется в случае публичной полемики или дебатов. Активные участники вступают в коммуникацию по заданному вопросу в присутствии аудитории. Остальные наблюдают за коммуникацией выделенной пары или группы докладчиков, после чего имеет возможность задать вопросы. Работа в режиме аквариума экономна во времени и вместе с тем позволяет создать разделяемый опыт. Важно обеспечить всем наблюдателям хорошую видимость и слышимость, чтобы избежать их выпадение.
Не всегда возможна эффективная организация пространства. Желательно знать заранее место, что позволяет учитывать его сильные и слабые стороны. Оптимально регулярно менять пространственную организацию и дистанции. Этот инструмент управления динамикой и темпом, фиксации перехода от одной темы к другой, обеспечения активности участников.
Публичное выступление – это стрессовая ситуация для докладчика (преподавателя).
Волнение и страх на первых выступлениях практически неизбежны.
Как справедливо отмечал хорошо известный всем Станиславский: «Не боится только дурак!», подчеркивая этим, что любому человеку понятен данный вид страха. Вместе с тем не стоит забывать о том, что одной из функций страха является адаптационная функция. Именно благодаря ему, нам удается мобилизоваться перед важным жизненным событием, поэтому не рекомендуется пить валерианку и другие успокоительные средства, которые вызывают торможение.
Существуют некоторые психологические приемы. Рассмотрим некоторые из них.
- хорошая подготовка помогает быть более уверенным в своих силах и мыслях;
- грамотно написанный конспект;
- визуализация, которая заключается в представлении будущего выступления в позитивном ключе и заставляет продумать, «просчитать» все возможные нюансы;
- проработка в мыслях плана выступления: сначала я скажу это, потом расскажу об этом и т. д. Важно при этом не пользоваться своими записями;
- техники саморегуляции, направленные на снятие мышечного напряжения. При состояниях тревожного ожидания, эмоциональной напряженности, при предоперационных волнениях, неврозе страха, фобиях А. Свядощ (1997) рекомендует вызывать мышечную релаксацию и проводить систематическое самовнушение типа: «Я спокоен», «Всегда спокоен». Т.о., по мнению этого автора, удавалось достаточно эффективно предупредить, смягчить или устранить тревогу. В стрессовой ситуации Свядощ рекомендовал вызвать изолированное расслабление мышц плечевого пояса, сделать глубокий вдох и перейти на спокойное, ровное дыхание, что позволяет снизить страх публичных выступлений, волнения на экзамене;
- привыкание, часто повторяющиеся ситуации публичного выступления, т. е. опыт;
- демонстрация на невербальном уровне уверенного, спокойного поведения ведет к большей уверенности и снятию мышечного и эмоционального напряжения.
Одна из центральных проблем – как оптимально расположить руки
Без особой необходимости нежелательно держать в руках какой-либо предмет (воспринимается как точка фиксации и напряжения).
Задача выступающего – демонстрация свободную ненапряженную жестикуляцию. Жесты, помогающие оратору держаться непринужденны, описаны в таблице 8.
Таблица 8. Базовые жесты
Жест | Функции восприятия |
Купол. Мягко соединенные пальцы рук. пальцы не слишком расставлены. Купол может выполнять на любом уровне (от поясницы до головы). Оптимальным выполнение купола на высоте от талии до уровня плеч, это соответствует направлению взгляда социального контакта | Купол дает опору рукам, позволяет сосредоточиться и создает хорошую исходную точку для описательной жестикуляции |
Открытые ладони. Выступающий показывает открытые ладони. Противоположность им – «точка фиксации», когда выступающий держится за что-либо или показывает только одну ладонь, сжимая другую в кулак или держась за какую – либо опору («держит себя в руках). При жесте «открытые ладони» руки показываются аудитории ладонями вверх, иначе жест меняет смысловую нагрузку | Жест «открытые ладони» символизирует открытость. Выступающий подчеркивает, что он ничего не прячет |
К сердцу. В этом жесте важно подносить руки именно на уровень сердца (а не, например, солнечного сплетения или желудка, так как это меняет смысл жеста) | Выступающий подчеркивает свое позитивное отношение в эмоционально насыщенные моменты речи |
Другая важнейшая проблема – как усилить доверие к своему сообщению с помощью невербальных средств.
Поведение, воспринимаемое аудиторией в качестве признаков искренности и лжи (по Комаровой А. В).
Таблица 9. Признаки лжи
Признаки | Вербальные | Невербальные |
Диагностика лжи | · отсутствие конкретных деталей в сообщении; · неспецифичность информации; · уход от точных ответов на вопросы, оправдания. | Зажатое тело (мало жестов, телодвижений), точка фиксации, рассогласование правой и левой половин тела (несимметричность жестов правой и левой рук при жестикуляции), смущение, заторможенность реакций, частые паузы. |
Достоверность сообщений | · Наличие в сообщении множества конкретных деталей (названий и т. д.); · сообщение довольно динамично; · нет ухода от темы | Отсутствие точки фиксации, большее количество жестов, большая эмоциональная включенность, уверенность, более открытые жесты, контакт глаз с аудиторией (горизонтальные движения глаз) |