Тема: Психология младенчества и раннего детского возраста
1. Младенчество: кризис новорожденности, безусловные и условные рефлексы, основные новообразования.
2. Ранний возраст: кризис первого года жизни, психологические особенности ребенка 1-3 лет.
Безусловные рефлексы:
n направленные на удаление от раздражителя или
n направленные на контакт с раздражителем /поворот к солнцу/,
n ориентировочно-пищевые,
n атавистические рефлексы /цеплятельный рефлекс/,
направлены на выживание и не могут составить психологическую основу жизни ребенка.
К концу первого месяца жизни проявляются первые условные рефлексы.
Важное событие в жизни ребенка слуховое и зрительное сосредоточение /3-4 неделя/.
У детей развитие зрения и слуха происходит быстрее чем развитие движений.
Первая социальная реакция - «комплекс оживления» /конец 1 мес./ - общение с приходящим взрослым.
Критерии конца новоржденности:
n психологический - «комплекс оживления»
n физиологический -
n медицинский - приобретение первоначального веса.
4 мес. - сидит с поддержкой,
8 мес. - сидит,
10 мес. - ползает, ходит с поддержкой,
12 мес. - ходит.
Восприятие:
n способен различать объекты по форме, сложности, цвету, /исследования Ирвина Рока/
n первое понимание слов - пассивная речь, понятная самым близким.
Основные новообразования младенчества:
n ходьба /пространственное и психологическое отделение ребенка от взрослого/,
n появление первого слова /носит характер указательного жеста - «дай»/.
Кризис первого года жизни:
переход от младенчества к раннему детству.
Переход от полной слитости ребенка со взрослым к полной самостоятельности, важно организовать партнерские взаимоотношения с ребенком, становление личности происходит в момент общения.
/трансактный анализ, предлагает 4 типа жизненного поведения:
Я хороший - ты хороший,
я хороший - ты плохой,
я плохой - ты плохой,
я плохой - ты хороший./
Период раннего детства /1-3 года/.
Основные достижения раннего возраста:
n развитие предметной деятельности,
n развитие соотносящих и орудийных действий, /соотносящие действия - приведение двух или несколько предметов в пространственное соотношение; орудийные действия - один предмет воздействует на другой/,
n виды деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование,
n овладение речью,
n к 3 годам должен говорить,
n тенденции развития речи:
n 2 год жизни - пассивная речь, воспринимает и понимает, но не говорит,
n вопросы кто это?, что это?,
n появление феномена однословного предложения /гулять!/,
n открытие связи слов и предложений между собой,
n развитие значений детских слов, переход от многозначности к первым функциональным обобщениям.
Ребенок 3 года жизни может усвоить представления о 5-6 формах /круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник/, 8 цветах.
Мышление ребенка.
Наглядно-действенное мышление /сенсо-моторный интеллект - Пиаже/ мышление осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, направленное на выявление связей между предметами и действиями.
Более высокий уровень -
Наглядно-образное мышление / - Пиаже/ мышление на основе действий с образами предметов, явлений.
Знаково-символическая функция сознания - возможность использовать один предмет в качестве другого.
Развитие социальных отношений:
n более развито общение со взрослыми, чем со сверстниками /необходимо учить детей дружить, общаться,
n появление феномена «Я сам», возникновение самосознания /примерно в 2 года узнавание в зеркале/, осознавание своих психологических качеств,
n усвоение своего имени, идентификация себя с родом, нацией,
n половая идентификация.
Тема: Психическое развитие детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет).
1. психологический кризис 7 лет.
2. учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьного возраста.
3. основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
4. одаренные дети.
Произвольность - один из компонентов готовности к школе.
Кризис 7 лет:
n период рождения социального «Я», изменение социального статуса,
Структура учебной деятельности (по Эльконину):
n мотивационный компонент (ради чего осуществляется учебная деятельность):
n внешние мотивы, не связаны со знаниями, которые усваиваются, ради спокойствия родителей, бабушек,
n внутренние мотивы, учеба ради учебы, учебная деятельность на основе интереса к получаемым знаниям,
n по содержанию мотивы современных младших школьников подразделяются на:
n широкие социальные мотивы, связаны со всей системой общественных отношений - престиж, благополучие, избегание неприятностей,
n учебно-познавательные мотивы,
n желание получить хорошие оценки
n компонент учебной задачи - система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий (Гальперин - ориентировочная основа действий),
n компонент контроля
n компонент оценки.
Новообразования:
n произвольность, осознанность психических процессов (воль, память, и т.д.),
n развитие самооценки, осознание своих собственных изменений.
Одаренные дети.
Способность человека умно шутить,
повышенная работоспособность.
Отрицательные признаки:
n невозможность, неумение общаться со сверстниками.
Психология одаренности у детей и подростков. Под ред. Н.С. Лэйтес М. 1996.