Тема: Психология младенчества и раннего детского возраста

1. Младенчество: кризис новорожденности, безусловные и условные рефлексы, основные новообразования.

2. Ранний возраст: кризис первого года жизни, психологические особенности ребенка 1-3 лет.

Тема: Психология младенчества и раннего детского возраста - student2.ru

Безусловные рефлексы:

n направленные на удаление от раздражителя или

n направленные на контакт с раздражителем /поворот к солнцу/,

n ориентировочно-пищевые,

n атавистические рефлексы /цеплятельный рефлекс/,

направлены на выживание и не могут составить психологическую основу жизни ребенка.

К концу первого месяца жизни проявляются первые условные рефлексы.

Важное событие в жизни ребенка слуховое и зрительное сосредоточение /3-4 неделя/.

У детей развитие зрения и слуха происходит быстрее чем развитие движений.

Первая социальная реакция - «комплекс оживления» /конец 1 мес./ - общение с приходящим взрослым.

Критерии конца новоржденности:

n психологический - «комплекс оживления»

n физиологический -

n медицинский - приобретение первоначального веса.

4 мес. - сидит с поддержкой,

8 мес. - сидит,

10 мес. - ползает, ходит с поддержкой,

12 мес. - ходит.

Восприятие:

n способен различать объекты по форме, сложности, цвету, /исследования Ирвина Рока/

n первое понимание слов - пассивная речь, понятная самым близким.

Основные новообразования младенчества:

n ходьба /пространственное и психологическое отделение ребенка от взрослого/,

n появление первого слова /носит характер указательного жеста - «дай»/.

Кризис первого года жизни:

переход от младенчества к раннему детству.

Переход от полной слитости ребенка со взрослым к полной самостоятельности, важно организовать партнерские взаимоотношения с ребенком, становление личности происходит в момент общения.

/трансактный анализ, предлагает 4 типа жизненного поведения:

Я хороший - ты хороший,

я хороший - ты плохой,

я плохой - ты плохой,

я плохой - ты хороший./

Период раннего детства /1-3 года/.

Основные достижения раннего возраста:

n развитие предметной деятельности,

n развитие соотносящих и орудийных действий, /соотносящие действия - приведение двух или несколько предметов в пространственное соотношение; орудийные действия - один предмет воздействует на другой/,

n виды деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование,

n овладение речью,

n к 3 годам должен говорить,

n тенденции развития речи:

n 2 год жизни - пассивная речь, воспринимает и понимает, но не говорит,

n вопросы кто это?, что это?,

n появление феномена однословного предложения /гулять!/,

n открытие связи слов и предложений между собой,

n развитие значений детских слов, переход от многозначности к первым функциональным обобщениям.

Ребенок 3 года жизни может усвоить представления о 5-6 формах /круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник/, 8 цветах.

Мышление ребенка.

Наглядно-действенное мышление /сенсо-моторный интеллект - Пиаже/ мышление осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, направленное на выявление связей между предметами и действиями.

Более высокий уровень -

Наглядно-образное мышление / - Пиаже/ мышление на основе действий с образами предметов, явлений.

Знаково-символическая функция сознания - возможность использовать один предмет в качестве другого.

Развитие социальных отношений:

n более развито общение со взрослыми, чем со сверстниками /необходимо учить детей дружить, общаться,

n появление феномена «Я сам», возникновение самосознания /примерно в 2 года узнавание в зеркале/, осознавание своих психологических качеств,

n усвоение своего имени, идентификация себя с родом, нацией,

n половая идентификация.

Тема: Психическое развитие детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет).

1. психологический кризис 7 лет.

2. учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьного возраста.

3. основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

4. одаренные дети.

Произвольность - один из компонентов готовности к школе.

Кризис 7 лет:

n период рождения социального «Я», изменение социального статуса,

Структура учебной деятельности (по Эльконину):

n мотивационный компонент (ради чего осуществляется учебная деятельность):

n внешние мотивы, не связаны со знаниями, которые усваиваются, ради спокойствия родителей, бабушек,

n внутренние мотивы, учеба ради учебы, учебная деятельность на основе интереса к получаемым знаниям,

n по содержанию мотивы современных младших школьников подразделяются на:

n широкие социальные мотивы, связаны со всей системой общественных отношений - престиж, благополучие, избегание неприятностей,

n учебно-познавательные мотивы,

n желание получить хорошие оценки

n компонент учебной задачи - система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий (Гальперин - ориентировочная основа действий),

n компонент контроля

n компонент оценки.

Новообразования:

n произвольность, осознанность психических процессов (воль, память, и т.д.),

n развитие самооценки, осознание своих собственных изменений.

Одаренные дети.

Способность человека умно шутить,

повышенная работоспособность.

Отрицательные признаки:

n невозможность, неумение общаться со сверстниками.

Психология одаренности у детей и подростков. Под ред. Н.С. Лэйтес М. 1996.

Наши рекомендации